ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7032/2015 от 25.08.2015 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-7032/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2015 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Забировой З.Т.,

при секретаре Терехиной М.В.,

с участием представителя истца по доверенности Королевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Хисматуллина И.Т. к ООО «<данные изъяты>» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО серии , взыскании переплаченной части страховой премии, компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Хисматуллин И.Т. обратился с иском в суд к ООО «<данные изъяты>», в котором просит признать за ним право на «<данные изъяты>» водительский класс по договору ОСАГО серии на начало годового срока страхования, взыскать с ООО «<данные изъяты>» в его пользу <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда, а также штраф в размере <данные изъяты>% от присужденной суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что Хисматуллин И.Т. является лицом, в отношении которого ООО «<данные изъяты>» ежегодно пролонгирует договор ОСАГО, имеет стаж вождения с ДД.ММ.ГГГГ и большую страховую историю ОСАГО, не совершал ДТП, в связи с чем ему до ДД.ММ.ГГГГ страховщик при заключении договора ОСАГО всегда ежегодно делал скидки за безаварийную езду. Однако с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» прекратили делать скидки за безаварийную езду при заключении договора ОСАГО и учитывать за истцом водительский класс, заключая с ним с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно договоры ОСАГО с присвоением ему базового (начального) «<данные изъяты>» водительского класса.

Также в иске указано, что Хисматуллин И.Т. обратился с претензиями от ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «<данные изъяты>», в которых просил произвести проверку правильности применения КБМ по договорам ОСАГО серии и , произвести перерасчет страховой премии и вернуть переплаченные деньги на указанный в претензии банковский счет. Претензии были направлены по Почте России и вручены ДД.ММ.ГГГГ. в филиале ООО «<данные изъяты>» <адрес>. По утверждению истца, добровольно мер, направленных на восстановление его водительского страхового класса ОСАГО страховщик не принял, на претензию не ответил, переплаченные деньги не вернул.

Истец Хисматуллин И.Т. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил представителя в суд.

Представитель истца Королева С.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что наличие «<данные изъяты>» водительского класса по договору ОСАГО серии вызвано ненадлежащим исполнением со стороны страховщика требований законодательства в предшествующий период страхования по договору ОСАГО серии .

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, возражений на исковое заявление не представил, об уважительности своей неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым частично удовлетворить исковые требования Хисматуллина И.Т. по следующим основаниям.

Часть 5 ст.4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что «если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу соответствующую этим требованиям».

Согласно определению, приведенному в статье 1 Закона Об ОСАГО в единстве с ч.1 ст.422 ГК РФ договор ОСАГО является публичным договором и должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договора ОСАГО серии от ДД.ММ.ГГГГ. регулировались Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции 04.11.2014г.), Страховым тарифам ОСАГО, утверждёнными Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, Правилами ОСАГО, применяемыми с 11.10.2014г. и утвержденными Положением Банка России 19.09.2014 N 431-П.

Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности по предыдущему договору ОСАГО серии на Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Страховых тарифах ОСАГО, применяемых до 11.10.2014г. и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739, Правилах ОСАГО, применяемых до 11.10.2014г. и утвержденных Постановлением Правительства РФ № 236 от 07.05.2003 г., а также статье 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19.09.2014г. № 451-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России, который на основании п.1 ст.8 Закона Об ОСАГО осуществляет регулирование страховых тарифов по ОСАГО посредством установления актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Пункт 6 ст.9 Закона об ОСАГО прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1», «2»…до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её.

В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.

В целях соблюдения порядка учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО, п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 236 (действовали до 11.10.2014г.), создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИСРСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиком и в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 236 от 07.05.2003 г.

В п.3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.

П.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО аналогично предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п. 10.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).

Судом установлено, что в отношении гражданской ответственности Хисматуллина И.Т.был заключен договор ОСАГО серии ДД.ММ.ГГГГ. со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., где Хисматуллин И.Т. являлся страхователем и единственным водителем, допущенным к управлению транспортным средством, которому при страховании был присвоен водительский класс «<данные изъяты>

По сведениям АИС РСА установлено, что в предыдущие периоды страхования гражданская ответственность Хисматуллина И.Т. была застрахована по договору ОСАГО в ООО «<данные изъяты>» на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по «<данные изъяты> водительскому классу, а также по договору ОСАГО в ЗАО «<данные изъяты>» на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по «<данные изъяты>» водительскому классу (КБМ=<данные изъяты>).

Факт присвоения Хисматуллину И.Т. класса «<данные изъяты>» на начало годового срока страхования по договорам ОСАГО подтверждаетсязаявлениями на заключение соответствующих договоров ОСАГО, представленные ответчиком по запросу суда, где также фактически приведены расчёты страховых премии с применением КБМ=<данные изъяты> что соответствует «<данные изъяты>» водительскому классу.

Ни одного страхового возмещения по сведениям АИС РСА за предыдущие периоды страхования не произведено.

Из содержания заявлений на заключение договоров ОСАГО следует, что сведения о предшествующих договорах ОСАГО не определялись и не заполнялись в моменты страхования, не смотря на наличие специальных граф, а также, не смотря на наличие внесенных в заявление сведений о <данные изъяты>-летнем стаже вождения истца, Хисматуллину И.Т. не определены и не установлены водительские классы на дату начала годового срока страхования ни по договору ОСАГО , ни по договору , в связи с чем суд приходит к выводу о том, что наличие базовых (начальных) «<данные изъяты>» водительских классов по названным договорам ОСАГО обусловлено неисполнением страховщиком в момент заключения договора ОСАГО требований Страховых тарифов ОСАГО по определению класса каждого водителя, допущенного управлению транспортным средством по договору ОСАГО, а также присвоению каждому водителю очередного водительского класса на начало годового срока страхования.

Страховыми тарифами ОСАГО, утвержденными Постановлением Правительства № 739 от 08.12.2005г. и действующими до ДД.ММ.ГГГГ., статьей 6 Закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ, аналогично Страховым тарифам ОСАГО, действующим с 11.10.2014г. и утверждённым Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, предусмотрено, что водительский класс «3» присваивается водителю при условии отсутствия сведений о его страховании по предшествующим договорам ОСАГО в страховой компании, а также у страхователя и непосредственно в АИС РСА либо при отсутствии технической возможности в месте заключения договора ОСАГО получить такие сведения из АИС ОСАГО (для договоров, заключенных в период с 01.01.2013г. по 30.06.2014г. включительно).

Учитывая фактическое наличие сведений о страховании Хисматуллина И.Т. в системе АИС РСА суд приходит к выводу, что Хисматуллин И.Т. в целях применения КБМ=<данные изъяты> (класс <данные изъяты>) при заключении договоров не обладал статусом водителя, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании в АИС РСА, которые ООО «<данные изъяты>» мог использовать в целях правильного расчета страховой премии, что, по мнению суда, привело бы к последовательному учету водительского страхового класса в отношении данного водителя. Между тем, анализ правовых норм пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от08.12.2005 N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, показывает, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) являетсяфакт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Соответственно, основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования.

С учетом разъяснений, приведенных в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012г. суд учитывает, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших правовым основанием для присвоения истцу водительского класса «<данные изъяты>» возложено на ООО «<данные изъяты>», поскольку согласно действующего законодательства обязанность производить правильный расчёт страховой премии исходя из произведения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений представленных страхователем с информацией АИС РСА, выявлять несоответствия допущенные при страховании и расчете страховой премии, возложена на страховщика, а не страхователя.

Из буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО, следует, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования, т.е. указанными в полисе ОСАГО моментами начала и окончания его действия.

Поскольку доказательств понижения водительского класса Хисматуллина И.Т. с «<данные изъяты>» до «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено, суд не находит правовых оснований для сохранения за ним «<данные изъяты>» водительского по договору ОСАГО , в связи с чем требование истца о признании за ни права на «<данные изъяты>» водительский класс по полису ОСАГО серии на начало годового срока страхования– подлежит удовлетворению.

Признавая за истцом право на «<данные изъяты>» класс по договору ОСАГО , суд исходит из сведений о безаварийности содержащихся в АИС РСА, а также, что по предыдущему договору ОСАГО , заключенному в ООО «<данные изъяты>» на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Хисматуллин И.Т. имел право на учет за ним «<данные изъяты>» водительского класса (вместо «<данные изъяты>») на начало годовогосрока страхования, т.к. по договору ОСАГО , заключённому в ЗАО «<данные изъяты>» на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. у Хисматуллина И.Т. был «<данные изъяты>» водительский класс (КБМ=<данные изъяты>), что могло быть принято во внимание страховщиком ООО «<данные изъяты>» по договорам ОСАГО в целях правильного и последовательного учета водительского класса за данным водителем.

Суд соглашается с доводами представителя истца в части того, что наличие «<данные изъяты>» водительского класса по договору ОСАГО серии вызвано ненадлежащим исполнением со стороны страховщика требований законодательства в предшествующий период страхования по договору ОСАГО серии , а именно норм абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, в момент заключениядоговора ОСАГО серии , и требований пп. 3,5 статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ - после заключения данного договора ОСАГО, что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за Хисматуллиным И.Т. водительского класса по системе АИС РСА и повышению стоимости страховых услуг в последующий период страхования по договору ОСАГО серии

Нормами абз.6 п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 236 (действовали до 11.10.2014г.), п.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО страховщикам запрещено заключать договоры ОСАГО без внесения сведений о заключенных договорах в АИС РСА и одновременной проверки правильности примененного КБМ при расчете премии (присвоенных классов) с информацией, содержащейся в этой системе.

Нарушение требований абз.6 п.20, п.20.1 действующих на тот момент Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительстваот 07.05.2003 N 263 (действовали до 11.10.2014г.) суд усматривает в том, что сведения о заключенном договоре ОСАГО были внесены в АИС РСА, но со стороны ООО «<данные изъяты>» не была обеспечена должная проверка объективности примененного КБМ=<данные изъяты> (присвоенного водительского «<данные изъяты>» класса) с информацией, содержащейся в этой системе.

Факт сохранения в АИС РСА за Хисматуллиным И.Т. сведений о наличии у него «<данные изъяты>» водительского класса по договору ОСАГО , по мнению суда, достоверно свидетельствует о неисполнении со стороны страховщика требований статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ (норма применялась ко всем договорам ОСАГО, заключенным в период ДД.ММ.ГГГГ. включительно), которая предписывала всемстраховщикам, применившим КБМ=<данные изъяты> при расчете страховой премии по договорам ОСАГО не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора ОСАГО осуществить сверку данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, со сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА и в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении, направить страхователю об этом уведомление и произвести перерасчет страховой премии.

Должное соблюдение со стороны страховщика требований статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ по предыдущему договору ОСАГО могло обеспечить своевременную корректировку и восстановление водительского класса истца в АИС РСА по данному договору и предотвратить нарушение порядка учета водительского класса в последующие периоды страхования, в частности, по договору ОСАГО серии .

Доказательств исполнения предписаний статьи 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ в предшествующий период страхования, ответчиком суду не представлено, ровно как и нет доказательств того, что ранее в АИС РСА отсутствовали сведения о страховании истца.

Таким образом, нарушение последовательности учета за истцом водительского класса в предыдущий период страхования не может повлиять на возможность восстановления «<данные изъяты>» водительского класса истца по спорному договору ОСАГО, т.к. правовое регулирование механизма восстановления нарушенного порядка учета за водителями водительских классов и корректировки уплаченных премий в период с 01.01.2013г. по 30.06.2014г. было обеспечено абз.6 п.20, п.20.1Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительстваот 07.05.2003 N 263 (действовали до 11.10.2014г.) и статьей 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ, обязанность соблюдения которых была возложена на страховщика, а не на страхователя, и должное соблюдение которых предполагало своевременное выявление страховщиком и устранение всех допущенных при страховании несоответствий, направления страхователю уведомления о выявленных несоответствиях с перерасчетом страховой премии.

В связи с восстановлением водительских классов по договору ОСАГО уплаченная страховая премия подлежат корректировке в сторону их уменьшения с применением соответствующих коэффициентов КБМ.

Так, по договору ОСАГО страховая премия составила сумму в размере <данные изъяты>, которая в случае её невозврата приведет к неосновательному обогащению на стороне страховщика путем сбережения денежных средств за счет страхователя без установленных законом оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Г К РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

На какие-либо иные обстоятельства, влияющие на правильность расчёта страховой премии, её размер стороны не ссылались.

Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то Законом Об ОСАГО оснований.

Суд также считает возможным взыскать в пользу истца с учетом разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение потребительских прав Хисматуллина И.Т. на основании ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» с учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предписывающей при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда учитывать, что достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа по настоящему иску подлежит взысканию в пользу истца с ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета ГО г.Стерлитамак, от уплаты которой истец был освобожден при предъявлении иска в суд, в сумме <данные изъяты> рублей – за требование неимущественного характера, <данные изъяты> рублей – за требование имущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,59,60,68,98,100,113,167,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хисматуллина И.Т. удовлетворить частично.

Признать за Хисматуллиным И.Т. право на «<данные изъяты>» водительский класс по договору ОСАГО на начало годового срока страхования.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Хисматуллина И.Т.<данные изъяты> в качестве переплаченной части страховой премии по договору ОСАГО , в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «<данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья подпись З.Т.Забирова

Копия верна: судья З.Т.Забирова

Секретарь: М.В.Терехина