ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7037/17ГОДА от 21.12.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-7037/2017 года

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Общественной палате г.о. Балашиха о признании незаконным, отмене и отзыву протокола рабочей группы по этике и регламенту по дисциплинарному производству в отношении члена общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным, отмене решения пункта протокола заседания Совета Общественной палаты г.о. Балашиха в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным и отмене пункта пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха и изменении протокола; опровержении сведений, подрывающих деловую репутацию о нарушении кодекса этики, несоответствующих действительности,

Установил:

Истец ФИО4 обратился в суд с настоящим иском к ответчику Общественной палате г.о. Балашиха о признании незаконным, отмене и отзыву протокола рабочей группы по этике и регламенту по дисциплинарному производству в отношении члена общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным, отмене решения пункта протокола заседания Совета Общественной палаты г.о. Балашиха в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным и отмене пункта пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха и изменении протокола; опровержении сведений, подрывающих деловую репутацию о нарушении кодекса этики, несоответствующих действительности, указывая на то, что он является членом Общественной палаты г.о. Балашиха созыва 2017-2020 г.г. ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ, на заседании Совета Общественной палаты г.о. Балашиха было принято решение об исключении его из членов Общественной палаты г.о. Балашиха и вынесении данного вопроса на следующее пленарное заседание Общественной палаты г.о. Балашиха, якобы за нарушение Кодекса Этики Общественной палаты г.о. Балашиха, при чем, не оглашая эти нарушения и на основании только устных заявлений председателя Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО10 и председателя рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО6 На Совет Общественной палаты г.о. Балашиха его не пригласили и решение Совет Общественной палаты принял без его объяснений и его участия. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ он позвонил ФИО6 и спросил, где протокол группы по этике, в котором было решение о прекращении его полномочий как члена Общественной палаты г.о. Балашиха. ФИО6 сказала, что протокол еще не готов. С протоколом от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по этики и регламенту Общественной палаты об его исключении из членов Общественной палаты г.о. Балашиха он смог ознакомиться только после пленарного заседания ДД.ММ.ГГГГ Общественной палаты г.о. Балашиха, на котором член Совета Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО7 огласил решение Совета Общественной палаты г.о. Балашиха исключить его из членов Общественной палаты, а член рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО8 обосновал его исключение тем, что рабочая группа по этике и регламенту усмотрела в его действиях нарушение ФИО3 этики, а именно, что он где-то опубликовал в сети Интернет и что как записано в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ слова ФИО6, что с его стороны были оскорбительные высказывания в адрес членов Общественной палаты, при этом ссылок и подтверждений приведено не было, но все же решили «п. 3 ознакомившись с имеющейся информацией по факту публикации в сети Интернет члена Общественной палаты ФИО1 по неподтвержденному судом нарушению законодательства со стороны Общественной палаты рабочая группа по этике принимает следующее решение: учитывая нарушение ФИО3 этики, ст. 4 п. 2, п. 5 и руководствуясь ст. 5, 7, 8 ФИО3 этики рекомендовать Совету Общественной палаты внести в повестку пленарного заседания Общественной палаты рассмотрение вопроса о прекращении полномочий члена Общественной палаты ФИО1». Все члены рабочей группы по этики проголосовали за это решение, то есть ему вменили грубое нарушение ФИО3 этики, ст. 7, ст. 8, которое отрицательно повлияло на осуществление целей и задач Общественной палаты, лишь за то, что он реализовал своё конституционное право и подал иск в суд на нарушение руководством Общественной палаты г.о. Балашиха законодательных актов, регулирующих данную сферу деятельности и опубликовал эту информацию на своей странице в фейсбуке в сети Интернет. Причем, лица входящие в рабочую группу по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха присвоили право заменить собой уполномоченные на то законодательные органы, которые имеют право по заявлению заинтересованного лица решать было или не было им нанесено оскорбление. Фактов и заявлений подтверждающих, что он нанес кому-либо оскорбление, не было предъявлено. С заключением и решениями рабочей группы по этике и регламенту, указанными в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, решением по вопросу п. 10 л. 4-об исключении его из членов Общественной палаты г.о. Балашиха в протоколе заседания Совета Общественной палаты от ДД.ММ.ГГГГ он не согласен, а также считает неправомерным п. 18 л. 6 протокола от ДД.ММ.ГГГГ пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха о проведении голосования об его исключении из членов Общественной палаты г.о. Балашиха и полагает, что они являются незаконными и необоснованными. Органы Общественной палаты г.о. Балашиха не могут вмешиваться в частную или публичную деятельность её членов. ФИО3 этики Общественной палаты г.о. Балашиха распространяется только на членов Общественной палаты при деятельности, связанной с Общественной палатой. Даже рекомендации поведения членов Общественной палаты в Интернете или при публичных комментариях, не связанные с деятельностью в Общественной палате, недопустимы в соответствии с действующим законодательством. Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства органами Общественной палаты г.о. Балашиха в данном случае рабочей группы по этике и регламенту г.о. Балашиха жалобы, обращения, представления лиц, основанные на действиях (бездействии) члена Общественной палаты, не связанного с исполнением им обязанностей в Общественной палате. Кстати, на него не было заявлений и жалоб, а члены рабочей группы по этике и регламенту присвоили себе право выступать от имени других членов Общественной палаты г.о. Балашиха, на что не были уполномочены. Органы Общественной палаты г.о. Балашиха, а именно Совет Общественной палаты и рабочая группа по этики и регламенту расценили поданный им иск в суд, то есть действие-сам факт подачи иска, как демонстрацию неуважения к членам палаты, а также признали это действие грубым нарушением, допущенное им как членом Общественной палаты г.о. Балашиха при осуществлении своих полномочий, что подтверждается присланным ему по электронной почте приглашением на заседание группы по этике, где написано: «ФИО2! Приглашаем Вас ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 30 мин. на заседание рабочей группы по этике по вопросу искового заявления в суд». К тому же, по заявлению председателя рабочей группы по этике и регламенту ФИО6, он, якобы оскорбил кого-то из членов Общественной группы г.о. Балашиха, но ни заявлений об этом, ни фактов, что он совершил противоправные действия не имеется и рабочая группа по этике не предъявила их ни ему, ни Совету Общественной палаты г.о. Балашиха, ни членам Общественной палаты г.о. Балашиха ни раньше, ни на пленарном заседании ДД.ММ.ГГГГ Общественной палаты г.о. Балашиха. На пленарном заседании ДД.ММ.ГГГГ были лишь невразумительные слова члена общественной группы по этике и регламенту г.о. Балашиха ФИО8, из которых он и присутствующие члены Общественной палаты г.о. Балашиха смогли понять, что по решению группы по этике и регламенту Общественной палаты он не имел права осуществлять свои конституционные права и совершать действия, данные ему Конституцией России, а именно подавать иски в суд. Но, несмотря на факты об отсутствии нарушений закона с его стороны, председательствующая на пленарном заседании Общественной палаты г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ председатель Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО9 все же поставила на голосование вопрос о его исключении из членов Общественной палаты г.о. Балашиха. Некомпетентность и правовая безграмотность членов Совета Общественной палаты и рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха при осуществлении своих полномочий с согласия председателя Общественной палаты ФИО5 привела к грубому нарушению ими ФИО3 этики, что привело к негативному восприятию населением деятельности Общественной палаты г.о. Балашиха, что, в свою очередь, отрицательно повлияло на осуществление целей и задач Общественной палаты г.о. Балашиха. Более того, до сих пор неизвестно, что послужило поводом и основанием для возбуждения дисциплинарного производства в отношении его рабочей группой по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха. В соответствии с ФИО3 этики Общественной палаты г.о. Балашиха у членов рабочей группы по этике и регламенту, как структурного подразделения Общественной палаты нет полномочий рассматривать частную или публичную деятельность её членов.

Истец ФИО11 просит суд признать незаконным, отменить и отозвать протокол от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по этике и регламенту по дисциплинарному производству в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО1; признать незаконным, отменить решение по п. 10 л. 4 протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета Общественной палаты г.о. Балашиха в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО1, которым выносится вопрос об исключении из числа членов Общественной палаты ФИО1 на пленарное заседание Общественной палаты г.о. Балашиха и изменить протокол от ДД.ММ.ГГГГ Совета Общественной палаты г.о. Балашиха, исключив п. 10 на листе 4; признать незаконным и отменить п. 18 л. 6 протокола от ДД.ММ.ГГГГ пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха и изменить протокол от ДД.ММ.ГГГГ, исключив п. 18 на л. 6; опровергнуть, подрывающую его деловую репутацию, не соответствующие действительности сведения о нарушении им ФИО3 этики тем же способом, которым были распространены, то есть на ближайшем пленарном заседании Общественной палаты г.о. Балашиха.

В судебное заседание истец ФИО11 явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Общественной палаты г.о. Балашиха-председатель Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что Общественная палата г.о. Балашиха в своей работе руководствуется положением об Общественной палате г.о. Балашиха, утв. Советом депутатов г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ, регламентом Общественной палаты, ФИО3 Этики, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» и Законом МО от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в <адрес>». Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты был вынесен на рассмотрение вопрос о том, что в связи с нарушением ФИО3 этики ФИО4 в части публикацией в сети Интернет на личной странице были опубликованы и велись обсуждения ФИО1 и др. лиц, оскорбительные высказывания в адрес членов Общественной палаты, на что члены рабочей группы установили, что публикации подобного характера не способствуют повышению авторитета Общественной палаты и вынесли предложение о внесении в повестку очередного пленарного заседания Общественной палаты рассмотрение вопроса о прекращении полномочий члена Общественной палаты ФИО1 Данный вопрос был вынесен сначала на Совет Общественной палаты ДД.ММ.ГГГГ, где было проголосовано «единогласно». Вопрос об исключении был вынесен на рассмотрение пленарного заседания, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ и согласно голосованию членов Общественной палаты, результат «за»-12, «воздержались»-14, «против»-11, всего присутствовало 38 членов Общественной палаты-кворум имелся. В настоящее время ФИО11 является членом Общественной палаты.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Как следует из положений ст. 4 названного Федерального закона,
под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ субъектами общественного контроля являются: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.

Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах, что установлено ст. 12 указанного выше Федерального закона.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 16 ФЗ от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные
и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля обязаны: рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Закон Московской области от 22 июля 2015 года № 130/2015-ОЗ
«Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 09.07.2015 № 6/135-П) регулирует отдельные вопросы осуществления общественного контроля в Московской области.

Согласно ст. 7 названного Закона общественные палаты муниципальных образований Московской области относятся к субъектам общественного контроля.

Объектами общественного контроля являются органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы власти), государственные и муниципальные организации Московской области, осуществляющие отдельные публичные полномочия (далее - организации), что установлено ст. 8 указанного выше Закона Московской области.

Согласно ст. 11 этого же Закона Московской области общественные палаты муниципальных образований Московской области осуществляют общественный контроль в соответствии с настоящим Законом
и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.

Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 04 февраля 2014 года № 61/521 утверждено Положение
об Общественной палате городского округа Балашиха (в редакции, действующей на момент проведения заседаний) (л.д. 110-118).

В соответствии со ст. 1 названного выше Положения общественная палата городского округа Балашиха (далее - Общественная палата) является независимым коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность
на общественных началах, и создается в целях: осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления городского округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области; обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории городского округа Балашиха (далее - граждане), с органами местного самоуправления городского округа Балашиха (далее - органы местного самоуправления); учета общественно значимых законных интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации муниципальной политики в сфере соблюдения прав граждан городского округа Балашиха (далее - городской округ); защиты законных прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций граждан, осуществляющих деятельность на территории городского округа и зарегистрированных в установленном порядке на территории городского округа (далее - общественные объединения и иные некоммерческие организации).

Согласно ст. 3 названного выше Положения Общественная палата
не является юридическим лицом.

Одной из задач Общественной палаты является осуществление общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления городского округа в сфере соблюдения прав граждан в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области, что установлено ст. 4 Положения об Общественной палате.

Исходя из положений ст.ст. 6, 6.1 Положения об Общественной палате, численность Общественной палаты составляет 45 человек. Общественная палата является правомочной в случае утверждения не менее двух третей
от установленного настоящим Положением числа членов Общественной палаты. Численность Общественной палаты на срок до 11 июля 2017 года устанавливается 90 человек. На этот период общественные палаты ранее существовавших городских округов Балашиха и Железнодорожный объединяются в Общественную палату городского округа Балашиха. В течение одного месяца объединенная Общественная палата городского округа Балашиха проводит первое заседание, на котором избираются новые органы палаты.

Статьей 13 названного Положения определено, что члены Общественной палаты обладают равными правами на участие в деятельности Общественной палаты, в мероприятиях, проводимых Общественной палатой. Каждый член Общественной палаты при принятии решения путем голосования обладает одним голосом. Члены Общественной палаты принимают личное участие
в работе Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Передача права голоса другому члену Общественной палаты
при принятии решений не допускается.

В соответствии со ст. 17 названного выше Положения, общественная палата нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем через 30 календарных дней со дня утверждения правомочного состава Общественной палаты. Первое заседание Общественной палаты созывается по инициативе Общественной палаты Московской области.

Согласно ст. 18 названного выше Положения Общественная палата первого состава утверждает регламент Общественной палаты большинством голосов от установленного числа членов Общественной палаты. Регламентом Общественной палаты в соответствии с действующим законодательством устанавливаются: порядок участия членов Общественной палаты
в ее деятельности; сроки и порядок проведения заседаний Общественной палаты; полномочия и порядок деятельности председателя Общественной палаты и ответственного секретаря Общественной палаты; полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия руководителей указанных комиссий и рабочих групп и их заместителей; порядок принятия решений Общественной палатой, ее комиссиями и рабочими группами; порядок прекращения полномочий членов Общественной палаты; иные вопросы организации и порядка деятельности Общественной палаты в соответствии с настоящим Положением.

Как следует из положений ст. 20 Положения об Общественной палате члены Общественной палаты избирают из своего состава председателя Общественной палаты и ответственного секретаря Общественной палаты. Председатель Общественной палаты: 1) формирует проект повестки очередного заседания Общественной палаты и определяет дату его проведения; 2) уведомляет членов Общественной палаты о проведении очередного или внеочередного заседания; 3) в период между заседаниями Общественной палаты направляет запросы с целью реализации задач Общественной палаты; 4) по предложению комиссий Общественной палаты принимает решение о проведении слушаний по общественно важным вопросам в соответствии со статьей 4 настоящего Положения; 5) разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики; 6) вносит предложения по изменению регламента Общественной палаты; 7) представляет отчет о своей деятельности Общественной палате; 8) выполняет иные полномочия по решению Общественной палаты. В случае отсутствия председателя Общественной палаты его полномочия временно исполняет ответственный секретарь Общественной палаты (или заместитель председателя Общественной палаты). Общественная палата вправе образовывать комиссии и рабочие группы Общественной палаты. В состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, кандидаты в члены Общественной палаты, входящие в окончательный список кандидатов, но не ставшие членами Общественной палаты, а также представители общественных объединений, иных некоммерческих организаций, привлеченных к деятельности Общественной палаты в соответствии со статьей 20 настоящего Положения, и иные лица в соответствии с регламентом Общественной палаты.

Согласно ст. 21 этого Положения предусмотрено, что решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений
и обращений, а также решений по организационным и иным вопросам
ее деятельности. Заключения, предложения и обращения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов от установленного настоящим Положением числа членов Общественной палаты. Решения Общественной палаты по организационным и иным вопросам ее деятельности носят обязательный характер для членов Общественной палаты и принимаются большинством голосов от установленного настоящим Положением числа членов Общественной палаты, если иное не предусмотрено настоящим Положением и регламентом Общественной палаты. В случае равенства голосов голос председателя Общественной палаты (в его отсутствие - ответственного секретаря Общественной палаты) является решающим.

Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 15.11.2017 года № 26/48 утверждено Положение
об Общественной палате городского округа Балашиха (л.д.84-92).

В силу пункта 1 статьи 152 ГК Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" № 3 от 24.02.2005 года).

Исходя из данного разъяснения, установление факта распространения сведений об истце предполагает установление того, что такие сведения относятся непосредственно к истцу, а не к иным гражданам или юридическим лицам.

Как разъяснено п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3 от 24.02.2005 г. "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" № 3 от 24.02.2005 года, указано, что в соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительно которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

пункте 9 02.2005 годадного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судомровал, он попытался вывести ЯнчуковаВ силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание эти конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.

При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 ГК Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 ГК Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (пункт 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 10 Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Свобода слова охватывает не только информацию или идеи, которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Судом установлено, что ФИО4 является членом Общественной палаты городского округа Балашиха, что не оспаривалось сторонами и подтверждено соответствующим удостоверением (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ решением Общественной палаты г.о. Балашиха (протокол № 2) был утвержден Регламент Общественной палаты г.о. Балашиха (л.д. 93-107).

Согласно п. 1.2 Регламента Общественной палаты г.о. Балашиха, к органам Общественной палаты относятся: Совет Общественной палаты, комиссии Общественной палаты, рабочие группы Общественной палаты.

Общественная палата проводит свою работу в форме пленарных заседаний палаты и заседаний органов Палаты, а именно: заседание Совета Общественной палаты; заседание комиссий Общественной палаты; заседание рабочих групп Общественной палаты (п. 1.3 Регламента Общественной палаты г.о. Балашиха).

Согласно п. 1.5.1 названного выше Регламента Общественной палаты городского округа Балашиха следует, что член Палаты обязан: выполнять требования Кодекса этики членов Общественной палаты городского округа Балашиха; принимать личное участие в работе пленарных заседаний Палаты, комиссий, рабочих групп, членом которых он является; до начала заседания комиссии Палаты, рабочей группы, членом которой он является, проинформировать соответственно ответственного секретаря Палаты, председателя комиссии, руководителя рабочей группы в случае невозможности присутствовать на заседании Палаты, комиссии, рабочей группы; состоять в комиссиях и рабочих группах Палаты в порядке, установленном Регламентом; при осуществлении своих полномочий руководствоваться Конституцией Российской Федерации, иными нормами действующего законодательства, а также настоящим Регламентом; член Палаты отвечает на письменные обращения граждан и организаций, направленные в его адрес.

Совет Общественной палаты является постоянно действующим руководящим органом. По решению общественной палаты осуществляет текущую работу в период между пленарными заседаниями Общественной палаты (п. 4.1 Регламента Общественной палаты городского округа Балашиха).

Решения Совета Общественной палаты оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Общественной палаты, который подписывается председателем Общественной палаты (п. 4.2.2 Регламента Общественной палаты городского округа Балашиха).

Решением Общественной палаты городского округа Балашиха Московской области (протокол № 1) от 13.07.2017 года утвержден Кодекс этики членов Общественной палаты г.о. Балашиха (л.д. 49-53).

Член Общественной палаты при осуществлении возложенных на него полномочий должен: руководствоваться высокими общественными интересами; исходить из честного, разумного, добросовестного исполнения своих обязанностей, относиться к коллегам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества. Воздерживаться в публичной полемике от грубых и некорректных выражений; проявлять уважение к официалньым государственным символам РФ и Московской области; относиться с уважением к русскому языку-государственному языку РФ и другим языкам народов России; заботиться о повышении авторитета Общественной палаты; руководствоваться принципами законности, беспристрастности и справедливости. Информировать органы Общественной палаты, в которых он принимает участие, об обстоятельствах, при которых он не может быть беспристрастным; не допускать любых форм публичной поддержки политичеких партий; проявлять уважение к убеждениям, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию; содействовать представителям средств массовой информации в объективном освещении деятельности Общественной палаты, уважительно относиться к профессиональной деятельности журналистов; не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени Общественной палаты или её рабочих органов, не будучи на то ими уполномоченным; уведомлять председателя Общественной палаты, председателя комиссии, ответственного секретаря или руководителя рабочей группы до начала, соответственно, пленарного заседания, заседания Совета Общественной палаты, заседания комиссии, рабочей группы о своем опоздании или невозможности принять участие в работе органов Общественной палаты.

Статьей 5 Кодекса этики предусмотрено, что к нарушением Кодекса признается невыполнение или ненадлежащее выполнения членом Общественной палаты этических норм поведения, установленных настоящим Кодексом.

В случае грубого нарушения членом Общественной палаты норм Кодекса его полномочия могут быть прекращены на основании Положения «Об Общественной палате городского округа Балашиха» в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты (ст. 7 Кодекса этики).

Под грубым нарушением понимается нарушение норм, установленных настоящим Кодексом, допущенное членом Общественной палаты при осуществлении своих полномочий, которое отрицательно повлияло на осуществление целей и задач Общественной палаты (ст. 8 Кодекса этики).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы по этике и Регламенту Общественной палаты (протокол № 2), по вопросу соблюдения Кодекса этики членом Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО4, а именно по факту публикации членом Общественной палаты ФИО4 в сети Интернет информации о нарушении законодательства РФ Общественной палаты г.о. Балашиха. По данному вопросу ФИО12 ознакомил присутствующих с публикацией ФИО4 в сети Интернет. По данному вопросу принято решение: учитывая нарушения ФИО4 Кодекса этики, ст. 4 п. 2 п. 5 и руководствуясь ст. 5,7,8 Кодекса этики, рекомендовать Совету Общественной палаты внести в повестку пленарного заседания Общественной палаты рассмотрение вопроса о прекращении полномочий члена Общественной палаты ФИО4 Голосовали все члены рабочий группы «за» (л.д. 54-55).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета общественной палаты г.о. Балашиха (протокол ), на котором пунктом 10 был рассмотрен следующий вопрос: заслушав председателя Общественной палаты ФИО10 и председателя рабочей группы по этики ФИО13 о нарушении членом Общественной палаты ФИО4 Кодекса этики Общественной палаты, о решении рабочей группы по этике об исключении ФИО4 из числа членов Общественной палаты. Решили: Вынести вопрос об исключении из числа членов Общественной палаты ФИО4 на следующем пленарном заседании. Проголосовали: за-14; против-0; воздержались-0 (л.д. 56-63).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось Пленарное заседание Общественной палаты городского округа Балашиха, на котором пунктом 18 был рассмотрен следующий вопрос: заслушав председателя Общественной палаты ФИО10, что на основании решения рабочей группы по этике, согласно протокола заседания рабочей группы по этике. Решения Совета Общественной платы-рассмотреть вопрос о выводе из состава Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО4 В связи с неоднократными высказываниями ФИО4 на странице социальной сети Фейсбук, затрагивающими интересы и достоинство всех членов Общественной палаты, влияющих на отношение жителей городского округа Балашиха к самой Общественной палате и уровень доверия к членам палаты. Кроме этого, ФИО4 за время пребывания членом Общественной палаты неоднократно подавал исковые заявления в Балашихинский суд. О сути исковых требований ФИО4 не уведомил председателя Общественной палаты, Совет Общественной палаты. По результату рассмотрения вопросов ФИО4 был приглашен на заседание рабочей группы по этике Общественной палаты. ФИО4 на заседание не явился, а на его странице в социальной сети Фейсбук снова появилась информация, компрометирующая деятельность Общественной палаты. Было принято решение рассмотреть поведение ФИО4 на очередном заседании рабочей группы по этике. На заседании рабочей группы по этике все члены рабочей группы вынесли решение о вынесении на Совет Общественной палаты вопроса о выводе ФИО4 из состава членов Общественной палаты. Совет Общественной палаты заслушав председателя рабочей группы ФИО13 и члена рабочей группы ФИО12 рассмотрев вопрос о выводе ФИО4 вынесли решение о выводе из состава членов Общественной палаты ФИО4 и приняли решение вынести этот вопрос на очередное пленарное заседание. Решили: провести голосование по вопросу исключения из состава членов Общественной палаты ФИО4 Проголосовали: за-12, воздержались-14, против-11 (л.д. 64-74).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования ФИО4 к Общественной палате г.о. Балашиха о признании незаконным, отмене и отзыву протокола рабочей группы по этике и регламенту по дисциплинарному производству в отношении члена общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным, отмене решения пункта протокола заседания Совета Общественной палаты г.о. Балашиха в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха; признании незаконным и отмене пункта пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха и изменении протокола, не подлежат удовлетворению, поскольку заседание рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ; заседание Совета Общественной палаты г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ; Пленарное заседание Общественной палаты г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют Положению об Общественной палате городского округа Балашиха (в редакции, действующей на момент проведения заседаний), утв. решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ; Регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха, утв. Общественной палатой г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ (протокол ); Кодексу этики членов Общественной палаты г.о. Балашиха, утв. Общественной палатой г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ). Протоколы заседаний отражают ход заседаний, а именно вопросы, поставленные на обсуждение; выступления членов Общественной палаты г.о. Балашиха по поставленным на обсуждения вопросам; результаты голосования, а также принятые по поставленным вопросам решения. Ссылки истца ФИО4 о том, что он не присутствовал на заседании рабочей группы по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха, суд считает несостоятельными, поскольку истец ФИО4, был уведомлен о заседании рабочей группы, однако, не сообщил рабочей группе по этике и регламенту Общественной палаты г.о. Балашиха о невозможности его присутствия на заседании.

Требования истца ФИО4 к Общественной палате г.о. Балашиха об опровержении сведений, подрывающих деловую репутацию о нарушении кодекса этики, несоответствующих действительности, также не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые истцом сведения не являются порочащими, так как высказывания членов Общественной палаты г.о. Балашиха на заседаниях представляли собой выражение субъективного мнения, взгляд и суждение ответчика по сложившейся ситуации. Суждения членов Общественной палаты г.о. Балашиха указанные в протоколах заседаний носят оценочный характер. Утверждение как лингвистическая категория не тождественна утверждению о факте как юридической (правовой) категории, поскольку последняя четко идентифицируется с точки зрения возможности доказывания, в то время, как утвердительная форма высказывания возможна как в отношении сведений о факте, так и в отношении мнения, суждения, оценки, изложенных носителем. Этим и различаются имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности, независимо от того, в какой форме сообщены и те, и другие. Действительно, указанные фразы содержат утвердительные формулировки. Вместе с тем, сами по себе утверждения об этих фактах в данном деле не могут рассматриваться как сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию истца. В целом данные утверждения отражают отношения ответчика к ситуации, которая послужила поводом для рассмотрения на заседаниях вопроса об исключении ФИО4 из членов Общественной палаты г.о. Балашиха. Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что высказывания членов Общественной палаты г.о. Балашиха были вызваны исключительно намерением причинить вред истцу, то есть со стороны ответчика имело место злоупотребление правом, не представлено.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска ФИО4 к Общественной палате г.о. Балашиха о признании незаконным, отмене и отзыве протокола № 2 от ДД.ММ.ГГГГ года рабочей группы по этике и регламенту по дисциплинарному производству в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО4; признании незаконным, отмене решения по п. 10 л. 4 протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета Общественной палаты г.о. Балашиха в отношении члена Общественной палаты г.о. Балашиха ФИО4, которым выносится вопрос об исключении из числа членов Общественной палаты ФИО4 на пленарное заседание Общественной палаты г.о. Балашиха и изменении протокола от ДД.ММ.ГГГГ Совета Общественной палаты г.о. Балашиха, исключив п. 10 на листе 4; признании незаконным и отмене п. 18 л. 6 протокола от ДД.ММ.ГГГГ Пленарного заседания Общественной палаты г.о. Балашиха и изменении протокола от ДД.ММ.ГГГГ, исключив п. 18 на л. 6; опровержении, подрывающих деловую репутацию, не соответствующих действительности сведений о нарушении ФИО4 Кодекса этики тем же способом, которым были распространены, то есть на ближайшем Пленарном заседании Общественной палаты г.о. Балашиха, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Быстрякова