ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7037/18 от 04.12.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2018 года г.Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи: Ушаневой Л.Ф.,

при секретаре: Бадановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7037/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что приказом №59-лс от <дата> она была принята на работу к ответчику на должность старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №1. Приказом №02.4-07/329 от 24.08.2018 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы заместителя начальника отдела выездных проверок №1 и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации по инициативе гражданского служащего по п.3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». За период работы с 25.11.2016 по 24.11.2017 ей предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск и начислялись отпускные, однако расчет отпускных производился без учета сумм из средств системы материального стимулирования (СМС), которые ей выплачивались в течение 2016 и 2017 годов. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска, которая также была рассчитана без учета сумм СМС. Просила взыскать с ответчика недоплаченные отпускные за период работы с 25.11.2016 по 24.11.2017 в размере 45663 рубля, недоплаченные отпускные за период работы с 25.11.2017 по 24.11.2018 в размере 38185,05 рублей; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3180,40 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила требования, просила взыскать с ответчика недоплаченные отпускные за период работы с 25.11.2016 по 24.11.2017 в размере 852,33 рублей; недоплаченные отпускные за период работы с 25.11.2017 по 24.11.2018 в размере 38 185,05 рублей; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении 3180,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных истцом требований в полном объеме.

Представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании с требованиями не согласились, считают, что истцу все выплаты произведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Полагают, что средства материального стимулирования не должны учитываться при расчете выплат ввиду того, что они относятся к выплатам, предусмотренным п. 10 ст. 50 Закона №79-ФЗ, не входят в состав денежного содержания государственного служащего. Материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации №90н от 17.10.2007, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 г.г., начисление районного коэффициента на материальное стимулирование не производится. Дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, подлежит выплате всем федеральным государственным гражданским служащим, а дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое на основании постановления Правительства от 25.09.2007 №611, выплачивается федеральным государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, не входит в состав денежного содержания и не включается при исчислении денежного содержания федеральных государственных, в связи с чем, положения ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» на выплаты материального стимулирования, установленные постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611, не распространяются.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2) (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 13.04.2010 по 24.08.2018 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №6 по ХМАО – Югре (л.д.20,21-22).

<дата> с ФИО1 расторгнут служебный контракт, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена по инициативе гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ (л.д.26).

При этом истцу выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска за период с 25.11.2017 по 24.11.2018 за 4 дня в размере 8599,16 рублей.

Также судом установлено, не оспаривалось сторонами, что в период работы истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска и начислялись отпускные: с 24.11.2017 по 24.11.2017 на 1 календарный день, начислены отпускные в размере 1790,25 рублей; с 29.01.2018 по 13.02.2018 на 16 календарных дней в размере 31287,04 рублей; с 16.07.2018 по 14.08.2018 на 30 календарных дней в размере 65766 рублей.

В судебном заседании установлено, подтверждено расчетными листками истца, справками 2-НДФЛ, что за период работы истцу выплачивались суммы из средств материального стимулирования: в декабре 2016 года – 71865,52 рублей, в апреле 2017 года – 90295,86 рублей, в июле 2017 года – 90295,86 рублей, в сентябре 2017 года – 73082,63 рублей, в декабре 2017 года – 61023,09 рублей, в апреле 2018 года - 69081,25 рублей, в июле 2018 года – 76369,84 рублей.

Вместе с тем, в расчет среднего дневного заработка не включены указанные суммы из средств материального стимулирования, полученные истцом в период работы.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее -Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее Указ № 763) фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно № 302-12 и № 347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное истцу в период работы за 2017-2018 годы материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Аналогичную позицию высказал Верховный Суд в своем Определении №2-КГ17-13 от 28.08.2017.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что при расчете истцу отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, ответчику следовало включить суммы СМС при расчете среднего заработка.

Согласно представленному истцом расчету недоплаченные отпускные выплаты за период работы с 25.11.2016 по 24.11.2017 составляют 852,33 рублей; недоплаченные отпускные за период работы с 25.11.2017 по 24.11 2018 составляют 38 185,05 рублей; недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 3180,40 рублей.

Аналогичные расчеты предоставлены стороной ответчика.

С учетом изложенного, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемы соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодека Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объеме и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания, суд полагает возможным взыскать с Межрайонной ИФНС № 6 по ХМАО-Югре в пользу истца с учетом разумности и справедливости, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу ФИО1 недоплаченные отпускные в размере 39037,38 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3180,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, всего в размере 45217,78 рублей (сорок пять тысяч двести семнадцать руб. 78 коп.).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья: подпись Л.Ф. Ушанёва

Копия верна:

Судья Л.Ф. Ушанёва