Дело № 2-7038/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2015 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Воробьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО4 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ... ... о признании незаконным решения об отказе в назначении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указано, что на основании приказа начальника Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения от --.--.---- г.№-- он награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», истцу выдано соответствующее удостоверение.
В связи с награждением данным знаком истец в июле 2015 года обратился в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ... ... с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако истцу отказано в присвоении указанного звания ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. N 33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда».
По мнению истца, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» является ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем полагает, что в присвоении ему звания «Ветеран труда» было отказано необоснованно.
Истец просил признать не соответствующим закону решение об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда", признать его право на присвоение указанного звания и возложить на ответчиков обязанность по выдаче удостоверения, подтверждающего звание "Ветеран труда".
В ходе рассмотрения дела ФИО1 отказался от требований к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ... ..., отказ к этому ответчику принят, производство в части требований к отделу прекращено.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать право на присвоение звания «Ветеран труда», иные требования не поддержал.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан извещено о месте и времени судебного заседания, представитель министерства в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает и просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав доводы истца и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового требования по следующим основаниям.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что истец, --.--.---- г. года рождения, --.--.---- г. был принят на работу в Локомотивное депо ... ... железной дороги на должность помощника машиниста тепловоза, --.--.---- г. зачислен на курсы подготовки машинистов тепловоза, --.--.---- г. по окончании курсов принят на должность помощника машиниста тепловоза, --.--.---- г. переведен на должность машиниста тепловоза, --.--.---- г. переведен на должность машиниста электропоезда, --.--.---- г. переведен на должность машиниста электросекций и в дальнейшем всю свою трудовую деятельность осуществлял в железнодорожной отрасли.
Согласно записям в трудовой книжке истца после его поступления на работу в Локомотивное депо ... ... оно на основании приказа от --.--.---- г. №168/Н было переименовано в Казанское структурное подразделение по организации пригородных перевозок. В дальнейшем Казанское структурное подразделение по организации пригородных перевозок на основании приказа от --.--.---- г. № 574/Н было переименовано в Казанскую Дирекцию по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.
В трудовой книжке истца записано, что в связи с приватизацией ФГУП «Горьковская железная дорога» Министерства путей сообщения РФ путем внесения в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» трудовые отношения продолжаются в Казанской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Казанского отделения Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
Приказом начальника Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения от --.--.---- г.№-- истец за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Истцу выдано соответствующее удостоверение к данному знаку. В трудовую книжку внесена запись о награждении.
Истец обратился в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ... ... с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» на основании имеющегося у него значка «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
Письмом и.о. начальника отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ... ... от --.--.---- г. истцу отказано в присвоении указанного звания ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. N 33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда». В решении указано, что награждение истца произведено от имени ОАО «Российские железные дороги», являющейся коммерческой организацией и не осуществляющей государственных функций, в связи с чем присвоить истцу звание «Ветеран труда» на основании имеющегося у него значка «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» не представляется возможным.
Суд считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» при достижении им трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, выводы суда основаны на следующем.
В статье 7 Федерального закона от --.--.---- г. N 5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ... ... порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. N33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в статье 1 которого закреплено, что звание «Ветеран труда» присваивается: 1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В пункте 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» указано, что под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Во исполнение указанного Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N 33-ЗРТ принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. N 210 «О порядке и условиях отнесения государственных и иных органов к перечню органов, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в ... ...», которым утвержден Перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в ... .... Согласно данному Перечню к органам государственной власти и иным государственным органам СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральным органам общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" отнесены, в том числе, министерства и ведомства СССР, РСФСР, Российской Федерации.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от --.--.---- г.№-- утвержден «Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в ... ...». В данный Перечень включен почетный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с Положением о нагрудных значках «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», утвержденном Приказом Министерства путей сообщения СССР от --.--.---- г. № 29Ц, награждение этими значками производится приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги. Министерством путей сообщения Российской Федерации данный приказ был включен в перечень действующих на основании приказа от --.--.---- г. № 11Ц.
Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, в соответствии с которой реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в три этапа.
Первый этап включает в себя, в частности, разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Второй этап: создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", осуществляющие отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте (отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, услуги по производству средств железнодорожной автоматики и телемеханики, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками) путем: учреждения дочерних акционерных обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги.
Основной задачей третьего этапа является создание дочернего акционерного общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании, на базе имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", необходимого для осуществления целевых видов деятельности в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, и прежде всего на базе имущества, которым в установленном порядке наделено самостоятельное структурное подразделение открытого акционерного общества "Российские железные дороги", осуществляющее пассажирские перевозки в дальнем следовании.
Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 585 учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", утвержден устав ОАО "Российские железные дороги". Из устава следует, что учредителем общества является Российская Федерация. Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
Указом Президента Российской Федерации №-- от --.--.---- г. Министерство путей сообщения Российской Федерации упразднено.
Проанализировав обстоятельства дела и нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку данный знак был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации. Реформа железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создание единого хозяйствующего субъекта ОАО «Российские железные дороги» не должны ущемлять права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, которые предоставлены лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от --.--.---- г. № 17-П, по смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
Следовательно, реформирование железнодорожного транспорта, упразднение ранее действовавшего министерства путей сообщения Российской Федерации и создание единого хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" не может являться обстоятельством, ущемляющим права и законные интересы истца, всю свою трудовую деятельность осуществлявшего в железнодорожной отрасли, на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденных ведомственными знаками отличия в труде.
Довод представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, изложенный в письменном отзыве, о том, что награждение истца знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» не может быть расценено как награждение ведомственным знаком отличия в труде, поскольку ОАО "Российские железные дороги" является коммерческой организацией, судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде. Понятие «ведомство» также не имеет легального определения, содержащегося в нормативно-правовых актах. В связи с этим применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к организации, в которой граждане плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняли свои трудовые функции. В широком смысле слова «ведомство» означает центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль, обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Общеизвестным обстоятельством является то, что в ведении ОАО "Российские железные дороги" находится организация железнодорожных перевозок в Российской Федерации, данная организация заменила собой Министерство путей сообщения Российской Федерации в области организации железнодорожного сообщения. С учетом приведенного ОАО "Российские железные дороги" вполне можно назвать ведомством.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что награждение истца знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» было произведено в соответствии с Положением о нагрудных знаках «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и за «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», утвержденного Приказом Министерства путей сообщения СССР от --.--.---- г. № 29/Ц. Награждение истца данным знаком следует учитывать как награждение ведомственным знаком отличия в труде.
С учётом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в его определениях от --.--.---- г. № 11-КГ14-3 и от --.--.---- г. № 11-КГ13-17, для присвоения звания «Ветеран труда» общий трудовой стаж в календарном исчислении должен составлять не менее 25 лет.
Как видно из записей в трудовой книжке истца его общий трудовой стаж составляет более 25 лет.
Таким образом, истец имеет трудовой стаж более 25 лет и имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде, что является основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 ФИО5 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать право ФИО1 ФИО6, --.--.---- г. года рождения, на присвоение звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Шамгунов А.И.