ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7038/2021 от 12.04.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-858/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Добраш Т.В.

при секретаре Белоусовой Е.В.

с участием представителя ответчика ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО2, представителя третьих лиц Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО3,

12 апреля 2022 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ООО «Ситиматик-Волгоград» о восстановлении нарушенных прав, вызванных оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4 обратилась в суд с иском к ООО «Ситиматик-Волгоград» о восстановлении нарушенных прав, вызванных оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества, указав в обоснование требований, что она с семьей проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. "."..г. между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Ситиматик-Волгоград» заключено соглашение об обеспечении деятельности регионального оператора на территории Волгоградской области. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) присвоен ответчику на 10 лет. Согласно п.1.5 Соглашения, зоной деятельности ООО «Ситиматик-Волгоград», как регионального оператора, является территория Волгоградской области. В силу п.2.1.1 Соглашения ответчик обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области. Срок начала деятельности ответчика, как регионального оператора, - не позднее "."..г. (п.2.1.8 оглашения). Обязательства по оплате услуг регионального оператора ею выполняются в полном объеме и своевременно. Начиная с августа 2021 года ООО «Ситиматик-Волгоград» перестало оказывать услуги надлежащего качества, а именно не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, находящихся на придомовой территории жилого дома и собираемых на площадках рядом с контейнерами накопления ТКО, заявляя, что данные отходы не соответствуют определению ТКО по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях. "."..г. в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград» посредством электронной почты направлено приглашение для составления "."..г. актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору. "."..г. соответствующие акты были составлены, подписаны и "."..г. направлены в адрес ответчика. "."..г. поступил отказ ответчика о признании актов обоснованными. Ссылаясь на тот факт, что ООО «Ситиматик-Волгоград», как региональный оператор, ненадлежащим образом предоставляет коммунальные услуги по вызову ТКО, просит суд с учетом уточнения требований обязать ООО «Ситиматик-Волгоград» регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области надлежащим образом вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как единого комплекса недвижимого имущества с мест накопления ТКО, расположенных в г. Волжском Волгоградской области.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьих лиц Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО4 поддержала, просили удовлетворить.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования ФИО4 считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенными с потребителями.

В силу ч.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО4 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

По результатам конкурсного отбора, в соответствии с положениями Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации №811 от 05.09.2016 «О поведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», ООО «Ситиматик-Волгоград» наделено статусом регионального оператора.

"."..г. между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Ситиматик-Волгоград» заключено соглашение об обеспечении деятельности регионального оператора на территории Волгоградской области. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) присвоен ответчику на 10 лет (п.1.2 Соглашения).

Согласно п.1.5 Соглашения, зоной деятельности ООО «Ситиматик-Волгоград», как регионального оператора, является территория Волгоградской области. Описание границы зоны деятельности регионального оператора содержится в Приложении №1 к настоящему Соглашению.

В силу п.2.1.1 Соглашения региональный оператор (ООО «Ситиматик-Волгоград») обязуется обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.

Срок начала деятельности ответчика, как регионального оператора, - не позднее 01.01.2019 (п.2.1.8 оглашения).

"."..г. ФИО4 посредством электронной почты направила в адрес генерального директора ООО «Ситиматик-Волгоград» уведомление о необходимости направить "."..г. к 15.00 часам в <адрес>, для составления актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, указав, что с сентября 2021 года ООО «Ситиматик-Волгоград» не выполняются условия договора по сбору, вывозу твердых коммунальных отходов (растительные отходы: листва, трава, обрезки деревьев) с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>."."..г. ФИО4 с участием ФИО и ФИО1 составили акт о том, что на территории <адрес> контейнерная площадка по <адрес> у пересечения с <адрес> нарушены региональным оператором п.п. «а, б» п.5.1 Публичной оферты, согласно которой региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать сбор, транспортирование принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из указанного акта следует, что при его составлении представитель ООО «Ситиматик-Волгоград» не присутствовал.

Копия акта "."..г. направлена посредством электронной почты в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград».

ООО «Ситиматик-Волгоград» в своем письме от "."..г. на акт от "."..г. сообщило о том, что вывоз ТКО с места (площадки) накопления ТКО на территории <адрес> осуществляется регулярно, крупногабаритных отходов по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю. Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки, грунт, строительные отходы, автомобильные шины), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений. Указанные отходы (отличные от ТКО иные виды (группы) отходов, а также их смеси) подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО4 указывает, что ООО «Ситиматик-Волгоград» ненадлежащим образом оказывает услугу по вывозу отходов, образуемых при содержании зеленых насаждений, образующихся в результате жизнедеятельности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно п.п. а пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с п. 148 (45) Правил №354 требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 17 Приложения №1 к Правилам №354 для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены параметры качества: обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а именно в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Таким образом, единственным критерием оценки качества оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, установленным законодательством РФ является периодичность вывоза таких отходов, согласно данным маршрутных журналов и системы Глонасс вывоз ТКО из мусоронакопителей с указанных контейнерных площадок осуществляется ежедневно.

Судом установлено, что на территории пос.Уральский (домовладений частной жилой застройки) г.Волжского Волгоградской области выбран бестарный способ сбора ТКО. Дополнительно к бестарному способу сбора отходов на территории пос.Уральский в местах, где имеется возможность региональным оператором ООО «Ситиматик-Волгоград» на площадки установлены евроконтейнеры и бункер.

Как усматривается из маршрутных журналов движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, сбор ТКО осуществляется еженедельно в том числе, со спорного адреса истца <адрес>, что также не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в судебном заседании.

Ссылка истца о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по предоставлению коммунальной услуги населению по вывозу твердых бытовых отходов, в том числе травы и веток, с контейнерной площадки на пересечении <адрес>, что подтверждается представленными фотоматериалами по выявлению мусора подлежит отклонению, поскольку контейнерная площадка расположена на расстоянии более 200 метров от места жительства истца и непосредственно прав истца не нарушает.

При этом суд учитывает, что в силу ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены, при этом истцом указано на скопление большой массы отходов производства и потребления, а именно порубочные остатки, ветки, трава.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществить заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к указанному пункту, если указанное лицо, производящее отходы не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу п. 18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее Правила №1156), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Таким образом, представленные истцом фотоматериалы не свидетельствуют об обоснованности исковых требований, поскольку изображенные на них отходы свидетельствуют об образовании несанкционированной свалки, ответственность по ликвидации которой несет собственник или правообладатель земельного участка, то есть орган местного самоуправления.

В силу положений п. 149 Правил №354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 150 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая исковые требования ФИО4, суд исходит из того, что в действиях ООО «Ситиматик-Волгоград» не установлено фактов ненадлежащего оказания истцу ФИО4 коммунальной услуги по обращению с ТКО, а истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено относимых, достоверных и достаточных доказательств нарушения ответчиком её прав как потребителя услуги.

Доказательств отказа ООО «Ситиматик-Волгоград» вывоза ТКО (в том числе отходов, образуемых при уходе за газоном, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками), образуемых в результате жизнедеятельности жилого дома ФИО4, истцом не представлено, а судом не добыто. Как установлено судом, ответчик осуществляет вывоз ТКО, образуемых в результате жизнедеятельности жилого дома истца, бестарным способом непосредственно от самого жилого дома. Представленные фотоматериалы о скоплении мусора рядом с контейнерной площадкой по адресу: пересечение <адрес>, не свидетельствуют о наличии ТКО, принадлежащих истцу, и, соответственно, о нарушении ответчиком прав истца как потребителя коммунальной услуги по вывозу ТКО.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе ФИО4 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО4 в удовлетворении исковых требований к ООО «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности надлежащим образом вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как единого комплекса недвижимого имущества с мест накопления ТКО, расположенных в г.Волжском Волгоградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В.Добраш

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 19 апреля 2022 года.

Судья Т.В.Добраш