ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-703/2021 от 12.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2-703/2021

УИД 68RS0002-01-2021-000640-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 12 » мая 2021 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Абрамовой С.А.

при секретаре Горнове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1, ФИО2 о взыскании полученной социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании:

- полученной социальной выплаты в размере 750105 руб., в том числе в федеральный бюджет – 525074 руб., в областной бюджет – 225031 руб.,

- процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.01.2020г. по 25.02.2021г. в размере 2620,23 руб., в том числе в федеральный бюджет – 1834,16 руб., в областной бюджет – 786,07 руб.

В обоснование иска указано, что в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013г. № 598, Управление реализует мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности. Ответчик была включена в список участников указанной целевой программы на основании документов, предоставленных в администрацию Сосновского района Тамбовской области. В соответствии с Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 20 января 2014 г. № 37, между Управлением, ФИО1 и её работодателем ООО «Агрофирма «Жупиков» был заключен договор от ****** о предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья. Согласно данному договору, ФИО1 с составом семьи четыре человека (она, супруг ФИО2, дочери ФИО4 и ФИО5) получили социальную выплату в размере *** руб. на строительство индивидуального жилого помещения. Обязательным условием выплаты являлось обязательство ответчика работать в сфере АПК в сельской местности в течение 5 лет с даты заключения договора, то есть до 01.03.2022 года. Однако администрацией Сосновского района Тамбовской области выявлено, что 31.01.2020г. года ФИО1 уволилась с прежнего места работы – ООО «Агрофирма «Жупиков» и в течение шести месяцев в сфере АПК в сельской местности не трудоустроилась. Ответ на уведомление от 21.10.2020г. о расторжении договора и возврате социальной выплаты, как это предусмотрено п.2.1 договора между сторонами, до настоящего времени ФИО1 не представлен, полученные средства не возвращены.

В дополнении к исковому заявлению (л.д.111-114) указывает, что факт работы ФИО1 в сельском хозяйстве за пределами Тамбовской области не освобождает ответчицу от обязанности возвратить полученную социальную выплату, поскольку социальная выплата была предоставлена из бюджета области и федерального бюджета с целью удовлетворения потребности Тамбовской области в молодых специалистах для организации агропромышленного комплекса и социальной сферы села. Трудоустройство ответчика вне области нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст.38 Бюджетного кодекса РФ. Поскольку ответчик не исполнил обязательство, предусмотренное п.3.2.4 договора и п.3.9 Положения о работе в сельской местности не менее 5 лет со дня получения свидетельства, то в соответствии с п.2.1 договора должен возвратить социальную выплату полностью. Предоставление социальной выплаты ответчику производилось в соответствии с Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв.постановлением администрации Тамбовской области от 20.01.2014г. №37 (Приложение №1). В обоснование ссылается на пункты 1.1, 1, 2, 3 данного Положения, ст.ст.28,38, 162 Бюджетного кодекса РФ. Указывает, что из федерального бюджета в бюджет Тамбовской области в 2017г. выделены денежные средства на реализацию областной подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020г.». Исходя из п.6 данной федеральной целевой Программы, объем субсидий бюджету субъекта зависит от показателя «ДНУi» - доля участников мероприятий, включенных в списки на соответствующий год в субъекте РФ в общем числе таких участников в РФ. Поскольку ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников данных мероприятий, т.е. стала частью показателя «ДНУi» применительно к конкретному субъекту РФ – Тамбовской области, предоставление социальной выплаты отнесено к расходным обязательствам данного субъекта РФ, социальная выплата произведена частично за счет бюджета области, значит, экономический результат (закрепление работника на селе) должен иметь место в отношении Тамбовской области, а не какого-либо иного региона.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Сосновского района Тамбовской области.

В судебном заседании представитель истца Управления сельского хозяйства Тамбовской области ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила взыскать с ответчиков денежные средства солидарно. Не оспаривала, что работодатели ответчицы (ООО «Дельта-Ф», СПК «Новосельский», ИП ФИО7, ИП ФИО8) расположены в сельской местности. В дополнение в ходе судебного разбирательства поясняла, что ответчица, чтобы сохранить право на социальную выплату, должна проживать исключительно на территории того муниципального образования, где ей предоставлена социальная выплата – Сосновского района Тамбовской области, проживание в сельской местности в других муниципальных образованиях и более того в других регионах не дает право на сохранение социальной выплаты, в обоснование ссылаясь на определение термина «сельская местность» (п. 2 приложения № 2 к постановлению администрации Тамбовской области от 20 января 2014 г. № 37), п. 3.2, абз.1 п. 3.3.1 Положения о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 20 января 2014 г. № 37, п.3.1.1 договора №41 от 01.03.2017г. Считает, что такое ограничение соответствуют целям федеральной программы, поскольку лицо, участвующее в программе, ставится на учет для участия в программе в одном муниципальном образовании с целью развития данного муниципалитета, поэтому переезд лица в другой муниципальное образование будет нарушать права прежнего муниципального образования, цель федеральной программы в целом – закрепление работника за конкретным муниципальным образованием с целью развития сельских территорий, профилактики оттока жителей из сельской местности.

Ответчица ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, так как ею выполнены условия договора от ****** о трудоустройстве в течение полугода после расторжения трудового договора. В ходе судебного разбирательства поясняла, что у неё двое детей, *** года рождения. На средства социальной выплаты приобретен жилой дом в р.п. Сосновка, который затем оформлен в долевую собственность: её, супруга ФИО2 и их детей. Считает, что все обязательства по социальной выплате являются солидарными с супругом ФИО2, поскольку денежные средства потрачены на покупку общего имущества. Причиной увольнения из ООО «Агрофирма «Жупиков» в январе являлся низкий уровень оплаты труда – после вычета НДФЛ заработная плата составляла около *** рублей в месяц, на которые невозможно содержать детей. Вакансий с большей заработной платой в Сосновском районе не было.Брак с супругом ФИО2 расторгнут в 2018г., он иногда выплачивал алименты, однако в настоящее время имеется задолженность по алиментам в размере около *** руб. Перед переездом обращалась в администрацию Сосновского района Тамбовской области, где ей устно пояснили, что переезд в сельскую местность в другой регион не нарушит условия программы. Работала в сельхозпредприятиях Московской и Владимирской областей, одновременно там же обучаясь. В это время сгорел их (ответчиков) дом в р.п.Сосновка. После этого в августе вернулась в Тамбовскую область, пришлось переехать сначала в Мордовский, а затем в ***, где работала в КФХ. То есть, устроилась на работу в сельской местности в границах Тамбовской области через 6 месяцев 10 дней после увольнения из ООО «Агрофирма «Жупиков». Сейчас имеет место работы, соответствующее условиям договора, намерена и дальше жить и работать в Тамбовской области. Кроме того, в июне-июле 2020г. её бывший супруг ФИО2, который на тот момент являлся членом её семьи, работал на сельхозпредприятии в Сосновском районе Тамбовской области – в ООО «Агрофирма «Жупиков».

Ответчик ФИО2 возражал против удовлетворения иска по тем же основаниям, при этом признал, что является солидарным должником по обязательствам по договору от ******, на момент его работы в ООО «Агро фирма Жупиков» в июне-июле 2020г. являлся членом семьи ответчицы ФИО1, не оспаривал наличие задолженности по алиментам, пояснил, что алименты платит нерегулярно, иногда покупал продукты, в настоящее время не трудоустроен.

Представитель третьего лица администрации Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в представленном отзыве на иск (л.д.70-71) просит удовлетворить исковые требования, рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены ФЗ от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 ФЗ от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы – удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).

В соответствии с подп. "а" п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

П. 1 Типового положения устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подп. "а" п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий.

Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Абз. 1 п. 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подп. "а" п. 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подп. "а" п. 43 названного положения (подп. "б" п. 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в п. 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в п. 42 Типового положения.

Аналогичные положения предусмотрены Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение №1), Правилами предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках программ по устойчивому развитию сельских территорий, реализуемых за счет средств местных бюджетов (Приложение №2), утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 20января 2014г. N37 в целях реализации на территории области мероприятий в рамках подпрограммы.

Из приведенных положений следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Вместе с тем, с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учёта конкретных обстоятельств (уважительных причин), приведших к увольнению, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, причин и обстоятельств пропуска 6-месячного срока на заключение трудового договор с другим работодателем (организацией агропромышленного комплекса) в сельской местности, факта продолжения трудовой деятельности в сельской местности, - не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, с составом семьи 4 человека (она, супруг ФИО2, дочери ФИО4 и ФИО5) являлась получателем социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в сумме *** руб., что подтверждается соответствующим свидетельством *** от ***. (л.д.11-12).

Право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, зарегистрировано за ФИО1, её супругом ФИО2 и их несовершеннолетними детьми ФИО4 и ФИО5 – по 1/4 доле, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

В соответствии с п.3.2.4 трехстороннего договора о предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья от ****** (л.д.7-10), заключенного между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, работодателем ООО «Агрофира «Жупиков» и работником ФИО1, работник обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства.

В соответствии с п.5.1 договора от ******, ФИО1 принята на работу в ООО «Агрофира «Жупиков» ОП «Сосновское» на должность оператора машинного доения, 31.01.2020г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.

В соответствии со ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки ФИО1 (л.д.82-91), с 07.02.2020г. по 06.04.2020г. ФИО1 работала животноводом в СПК «Новосельский», расположенном в с.Новое Суздальского района Владимирской области; с 08.04.2020г. по 22.06.2020г. – техником искусственного осеменения в ООО «Дельта-Ф», расположенном в д.Семенково Сергиево-Посадского района Московской области; с 10.08.2020г. по 08.12.2020г. – техником по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных у ИП ФИО6 КФХ ФИО7 в с.Ахматово Мордовского района Тамбовской области; с 21.12.2020г. по настоящее время – заведующей молочно-товарной фермы у ИП ФИО6 КФХ ФИО8 в с.Измайловка Знаменского района Тамбовской области, что подтверждается также выписками из ЕГРЮЛ (л.д.44-64), справкой и характеристикой ИП ФИО8 (л.д.40-41), объяснениями ответчицы ФИО1, не опровергнутыми истцом, исходя из которых, ИП ФИО8 зарегистрирован в с.Малиновка Тамбовского района, однако молочно-товарная ферма расположена в с.Измайловка Знаменского района Тамбовской области, где она (ответчица) в настоящее время и проживает.

Таким образом, с момента увольнения (31.01.2020г.) до настоящего времени ФИО1 продолжает работать в агропромышленном комплексе в сельской местности во Владимирской, Московской и Тамбовской областях с незначительными перерывами (6 дней, 1 день, 48 дней в летний период с июня по август, 12 дней).

При этом трудовой договор с работодателем в агропромышленном комплексе в сельской местности Тамбовской области заключен ответчицей ФИО1 через 6 месяцев 10 дней после расторжения трудового договора с ООО «Агрофира «Жупиков», а именно: 10.08.2020г.

27.07.2020г. жилой дом ответчиков значительно поврежден в результате пожара, что подтверждается постановлением от 24.08.2020г. (л.д.100-105), вынесенным ВрИО начальника ТО НД и ПР по Сосновскому району Тамбовской области об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст.168 УК РФ, исходя из которого, возгорание произошло по причине неосторожного обращения с огнем несовершеннолетнего ФИО9

В силу п.2.1 договора от ******, управление вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае нарушения установленных Правил Программы. Взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них (п.2 ст.45 Семейного кодекса РФ).

*** расторгнут брак между ФИО1 и ФИО2, что подтверждается ответом на судебный запрос отдела ЗАГС администрации Сосновского района (л.д.74). Алименты на содержание несовершеннолетних детей ФИО2 выплачиваются нерегулярно, иногда в натуральной форме, в настоящее время имеется задолженность по уплате алиментов.

В период с 09.06.2020г. по 07.07.2020г. ответчик ФИО2, который в ходе судебного разбирательства признал, что является солидарным должником по обязательствам о предоставлении социальной выплаты, и на момент июня-июля 2020г. являлся членом семьи ФИО1, работал в ООО «Агрофирма «Жупиков» ОП «Сосновское» в должностях разнорабочего, слесаря молочно-товарной фермы, что подтверждается ответом ООО «Агрофирма «Жупиков» на судебный запрос №32 от 26.04.2021г. (л.д.152).

Вышеизложенные обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

Согласно п.3.1.1 договора от ******, в случае досрочного расторжения трудового договора работник вправе сохранить право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату:

- если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности,

- если супруг (супруга) работает по трудовому договору или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на дату получения социальной выплаты.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области о взыскании с ответчиков полученной социальной выплаты в размере 750105 руб., суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства, которые в силу п.3.1.1 договора от ****** дают основания для сохранения права на социальную выплату, а именно: у ФИО1 имелись уважительные причины для увольнения с должности оператора машинного доения ООО «Агрофирма «Жупиков» (низкий уровень заработной платы, необходимость содержать двоих несовершеннолетних детей, необходимость повышения квалификации); ответчица ФИО1, после увольнения 31.01.2020г., трудоустроена 10.08.2020г. на предприятие агропромышленного сектора в сельской местности Тамбовской области с незначительным нарушением установленного договором 6-месячного срока (10 дней); наличие у ФИО1 уважительных причин, по которым она ранее 6 месяцев 10 дней не имела возможности трудоустройства на территории Тамбовской области (отсутствие жилья в результате пожара, необходимость приобретения опыта более квалифицированной работы, в результате чего трудоустроена в настоящее время в должности заведующей молочно-товарной фермы); кроме того, солидарный должник ФИО2 с 09.06.2020г. по 07.07.2020г. работал в ООО «Агрофирма «Жупиков» ОП «Сосновское» на территории области, с учетом чего, нарушение данного 6-месячного срока у ответчиков отсутствует.

Суд отклоняет доводы ответчицы о том, что её работа в агропромышленном секторе в сельской местности во Владимирской и Московской областях с 07.02.2020г. по 06.04.2020г., с 08.04.2020г. по 22.06.2020г. также дает основания для сохранение права на получение социальной выплаты, поскольку ею не опровергнуты доводы представителя истца, изложенные в дополнении к исковому заявлению (л.д.111-114), согласно которым, социальная выплата ФИО1 была предоставлена из бюджета области и федерального бюджета с целью удовлетворения потребности Тамбовской области в молодых специалистах для организации агропромышленного комплекса и социальной сферы села, и трудоустройство ответчика вне области нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст.38 Бюджетного кодекса РФ.

Отклоняя доводы Управления сельского хозяйства Тамбовской области о том, что право на социальную выплату сохраняется при условии трудоустройства ответчицы исключительно на территории того муниципального образования, где она была первоначально трудоустроена (Сосновский район Тамбовской области), суд исходит из того, что они основаны на неверном толковании норм материального права и заключенного сторонами договора, по следующим основаниям.

Пункт договора от ******, дословно приведенный судом выше, таких ограничений не содержит.

Как указано в п.1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), понятие "сельская местность" в настоящих Правилах означает сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, атакже сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образованийг. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

По сути, аналогичное определение приведено в пункте 2 Правил предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках программ по устойчивому развитию сельских территорий, реализуемых за счет средств местных бюджетов, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 20января 2014г. N37 (Приложение №2), на который ссылается истец, согласно которому, под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Также истец ссылался на п. 3.2 Положения о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 20 января 2014 г. № 37, согласно которому, право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

В силу п. 3.3.1 названного Положения, под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, понимаются, в том числе: молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

-переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района, в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района;

-проживают на территории указанного муниципального района на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района, в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

По мнению суда, доводы истца направлены на расширительное толкование пункта 3.3.1 Положения, который регламентирует требования, предъявляемые к молодой семье для приобретения права на социальную выплату.

При этом представитель истца не оспаривал, что социальная выплата предоставлена ответчице правомерно, на момент её предоставления молодая семья полностью соответствовала всем требованиям, предъявляемым данным Положением.

Проанализировав приведенные истцом положения нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что ими не регламентирован порядок сохранения права на социальную выплату за её получателем при условии увольнения от первоначального работодателя, в них не содержится запрета на последующее трудоустройство в иной сельской местности Тамбовской области.

Между тем, в силу ч.1 ст.37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что сохранение за ФИО1 права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отвечает целям и задачам федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598.

По мнению суда, иное означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, что согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14 января 2020г. N2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598), в связи с жалобой гражданки ФИО10".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1, ФИО2 в полном объеме, в том числе, в части производных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1, ФИО2 о взыскании полученной социальной выплаты - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья С.А.Абрамова

Решение суда в окончательной форме составлено 19 мая 2021 года.

Судья С.А.Абрамова