Дело №2-7047/2022
...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2022 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Виноградовой О.А.,
при секретаре Канашкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании город Набережные Челны, к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в г. Набережные Челны, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения незаконным о признании решения незаконным,
к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи «компенсационных выплат» в г. Набережные Челны о взыскании невыплаченной ежемесячной денежной выплаты за проезд,
установил:
ФИО1 (далее истец) обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании город Набережные Челны, к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в г. Набережные Челны, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в г. Набережные Челны, к инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны (далее ответчики) в вышеприведенной формулировке, указав что с апреля 2021 года Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании г. Набережные Челны вынесло решение о приостановке истцу, являющемуся пенсионером, социальных выплат на проездной билет, ссылаясь на имеющуюся у истца задолженность по налогам, о чем истцу сообщили 15.04.2021 СМС-сообщением. С данным фактом истец не согласна. За период с 2017 по 2020 годы истец каких-либо уведомлений об имеющихся у нее задолженностях по налогам, не получала. В августе 2020 года истцу пришло последнее уведомление ... от 03.08.2020, где произведено начисление налога с 2017 по 2019 годы по 1 рублю за каждый год. Истец обратилась в налоговую службу г. Набережные Челны и ей сообщили о том, что у нее имеется долг за землю. Истец решила, что это налог на гараж, который они приватизировали за год до этого. Истец заплатила этот долг. В последующем оказалось, что это налог за 6 соток земли в Тукаевском районе. Уведомление за землю 2015 года налоговая служба отправила в личный кабинет. Истец личный кабинет не открывала и не закрывала. Истец открыла личный кабинет только в 2021 году. Между тем в налоговой службе истцу дали информацию, что она открыла личный кабинет в 2013 году и закрыла его 2017 году. Затем истец повторно обращалась в ИФНС и задавала вопросы. Имеется ответ УФНС по Республике Татарстан г. Казани от 17.01.2022, согласно которому следует, что в отношении истца вынесен судебный приказ ... о взыскании налога и пени в размере 238 рублей 19 копеек. Истец обращает внимание, что в ходе переписки с налоговыми органами через электронный кабинет, в каждом ответе суммы и информация разнятся.
Истец просит признать незаконным решение ... Отделения № 2 ГКУ «Республиканский Центр материальной помощи в г. Набережные Челны».
Взыскать с Центра материальной помощи в г. Набережные Челны невыплаченные истцу за прошлые месяцы дорожные, начиная с апреля 2021 года до сегодняшнего дня.
Взыскать госпошлину в сумме 300 рублей, почтовые расходы.
Истец ФИО1 иск поддержала, пояснила, в апреле 2021 года она выяснила, что ей отказали в назначении ежемесячной денежной выплате на проезд, по причине наличия задолженности по налогам. В этом же месяце 21.04.2021 года уплатила задолженность по налогам и пени. Ей неоднократно звонили и просили написать заявление о назначении выплаты, она принципиально этого делать не хочет, так как считает, что ее вины в неназначении выплаты нет, так как о задолженности по налогам ее не уведомили. Полагает, что она, не разобравшись, уплатила земельный налог и пени и сейчас просит возвратить ей сумму, уплаченную в счет погашения пени и налога в сумме 267 рублей. Пояснила на вопрос суда, что с заявлением в налоговую инспекцию о возврате излишне уплаченного налога не обращалась.
Представитель ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) по доверенности Л. в судебном заседании просила в иске отказать, указав, что истцу с 01.01.2005 предоставлялась ежемесячная денежная выплата за проезд в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 № 542 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячных денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан». При наличии у Центра сведений, подтверждающих у пенсионера право на ежемесячную денежную выплату, выплата назначается пенсионеру на новый срок автоматически, без обращения пенсионера. В соответствии с п.9.4 Положения с 01.01.2021 основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является наличие задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы РФ. С связи с получением сведений о наличии задолженности по налогам с 13.04.2021 Отделением центра принято решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, о чем сообщили истице. Затем, после уплаты ей налога, неоднократно звонили ей, просили написать заявление о назначении выплаты, так как назначение выплаты носит заявительный характер, однако истец отказалась это сделать, ссылаясь на то, что делать это принципиально не будет, так как считает действия налоговой инспекции неправомерными.
Представитель ответчика инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны по доверенности Г. иск не признал, пояснил, что карточку расчета с бюджетом в отношении ФИО1 Инспекция в ... получила в апреле 2021 года, при этом была указана задолженность по земельному налогу в сумме 192 рубля, по пени 71 рубль 49 копеек. По запросу ГКУ «РЦМП» сведения о неуплаченном налоге предоставили. Истец не обращалась в налоговую инспекцию с жалобой, в то время как в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Поэтому полагает несоблюдении истцом процедуры досудебного урегулирования по вопросу начисления налога и пени.
Представитель ответчика Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, в возражении на исковое заявление указал, что меры социальной поддержки предоставляются при условии отсутствия у получателей задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Истица является собственником земельного участка ...... В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса производились расчеты земельного налога: за 2015 год – 189 рублей, за 2016 год – 189 рублей, за 2017-2019 - по 1 рублю за каждый год. Налогоплательщик произвел уплату задолженности по земельному налогу и пени 21.04.2021.
Представитель Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании г.Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать, указав, что выплата гражданам мер социальной поддержки осуществляется ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)». Одновременно сообщил, что считает решение отделения РЦМП о прекращении ежемесячной выплаты законным и обоснованным, так как задолженность по налогам и сборам, что не отрицает истец, является основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях оказания адресной социальной поддержки населению в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 принято постановление КМ РТ от 17.12.2004 N 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан», устанавливающее порядок предоставления мер адресной социальной поддержки.
Пунктом 5 постановления КМ РТ от 17.12.2004 N 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поручено, в том числе и организовать работу по разъяснению Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного настоящим Постановлением.
Согласно пункту 2 постановления КМ РТ от 17.12.2004 N 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» к числу мер социальной поддержки пенсионеров отнесена, в том числе ежемесячная денежная выплата на проезд.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на проезд приведен в разделе 9 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542. Для назначения данной выплаты заявители представляют в отделение РЦМП по месту жительства документы, указанные в пункте 9.1 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги и органов, предоставляющих муниципальные услуги, является получение от государственных органов документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 9.5 положения утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, при наличии у отделения Центра сведений, подтверждающих право пенсионера на ежемесячную денежную выплату на проезд, ежемесячная денежная выплата на проезд назначается ему на новый срок автоматически, без обращения пенсионера.
Пунктом 9.2 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, к числу сведений получаемых на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, отнесены сведения об отсутствии задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании представленных документов, указанных в пункте 9.1 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, и сведений указанных в пунктах 9.2, 9.11 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, отделение РЦМП в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд или об отказе в ее назначении.
В соответствии с пунктом 9.4 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является в том числе и наличие задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 9.6 положения, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.12.2004 N 542, предоставление ежемесячной денежной выплаты на проезд прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты на проезд. Основаниями для прекращения предоставления ежемесячной денежной выплаты на проезд является, в том числе утрата гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты на проезд.
Наличие задолженности по налогам и сборам является основанием как для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд, так и для ее прекращения. Истец в своем исковом заявлении также подтверждает наличие у него задолженности по налогам и сборам.
Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по налоги со статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При урегулировании задолженности по налогам и сборам граждане вправе вновь обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на проезд.
По настоящему делу установлено следующее.
По решению Отделения № 2 ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в г. Набережные Челны ... от ... ФИО1 отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде назначения (предоставления) ежемесячной денежной выплаты на проезд. Причиной отказа послужило наличие сведений из ФНС о задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (л.д.8).
Согласно чекам по операции СберБанк следует, что ФИО1 произвела в налоговый орган 23.04.2021 оплату налога в размере 192 рубля, 21.04.2021 – 75 рублей (л.д.9-10).
Из письма Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан от ... адресованного ФИО1 следует, что в информационных ресурсах налогового органа имеются сведения, поступившие от регистрирующих органов, о принадлежащем ФИО1 земельном участке ... в период с 29.10.2014 по настоящее время. За период владения земельным участком производилось начисление земельного налога за отчетный год за периоды с 2015 по 2020 гг. Сумма налога к уплате 382 рубля.
Сведения о лицах, подключившихся в 2013 году «Личный кабинет налогоплательщика» в базе налогового органа отсутствуют.
Заявление направлено налогоплательщику 25.05.2020, в судебный участок на выдачу судебного приказа не обращались. В отношении налогового уведомления ... сообщили, что если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случаев направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления. В налоговом уведомлении ... содержится информация о начисленных налогах за 2017, 2018, 2019 гг.
Сформированное налоговое уведомление ... от 12.09.2016 с суммой исчисленного земельного налога за 2015 год было выгружено в «Личный кабинет налогоплательщика» 06.10.2016. Налоговые уведомления ... направлены почтовым отправлением, по адресу места регистрации налогоплательщика (л.д.11).
Из письма ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан от ... адресованного ФИО1 следует, что заявителю были указаны сведениях о начисленных/уплаченных суммах по земельному налогу с физических лиц за отчетные года: 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 гг. В связи с несвоевременной уплатой заявителю были начислены пени в сумме 71 рубль 49 копеек. Заявитель является пользователем электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на официальном сайте www.nalog.gov.ru с 14.08.2013 по 24.08.2017, а также с 19.07.2021 по настоящее время.
В связи с отсутствием оплаты по сроку уплаты 01.11.2017 инспекцией было выставлено требование ... от 15.03.2017 и направлено через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
По состоянию на 01.09.2021 задолженность у заявителя по налогам отсутствует (л.д.12).
Из письма Елабужской городской прокуратуры ..., адресованного ФИО1 следует, что ее обращение по вопросу лишения социальных выплат рассмотрено. Установлено, что заявителю принадлежит земельный участок, расположенный в СНТ «Луч» с разрешенным использованием «для ведения садоводства». За период владения данным земельным участком производилось начисление земельного налога, с указанием периода и размера, а также сформированных уведомлений. Установлено, что в настоящее время налоги оплачены, имеется переплата по пене в размере 3 рубля 51 копейка, недоимка отсутствует.
При принятии решения о возобновлении предоставления ежемесячной денежной выплаты она выплачивается также и за те месяцы, в течение которых приостанавливалось ее предоставление.
По информации Межрайонной инспекции ФНС № 9 по Республике Татарстан 26.04.2022 в базы данных социальных Учреждений была осуществлена выгрузка информации об отсутствии у заявителя в настоящее время задолженности по оплате налогов и сборов.
Установлено, что в Елабужском РОСП УФССП России по Республике Татарстан исполнительные производства в отношении заявителя не возбуждались.
Разъяснено право обжалования ответа вышестоящему прокурору или в суд (л.д.13).
Из письма УФНС России по Республике Татарстан от ..., адресованного ФИО1 следует, что согласно имеющимся сведениям у налоговых органов по состоянию на 01.03.2021 у заявителя имелась задолженность по земельному налогу с физических лиц в сумме 192 рубля и виду платежа «пени» в сумме 71 рубль 55 копеек.
В настоящее время с учетом произведенной заявителем 21.04.2021 оплатой задолженности по земельному налогу с физических лиц и начисленных пеней задолженность по налогам и сборам отсутствует. Данная информация была направлена заявителю через электронный канал связи единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Указано, что согласно сведениям заявитель является с 29.10.2014 собственником земельного участка ... а также отражены произведенные расчеты земельного налога за 2015-2019 гг.
Поскольку заявитель является пользователем электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в период с 14.08.2013 по 24.08.2017, а уведомление ... от 12.09.2016 на уплату земельного налога с физических лиц за 2015 выгружено в Личный кабинет.
Налоговое уведомление ... от 03.08.2020 на уплату земельного налога с физических лиц за 2017-2019 направлено заявителю заказным письмом по месту регистрации. Также заказным письмом по месту регистрации заявителя 10.07.2019 было направлено требование ... об уплате пени в сумме 42 рубля 70 копеек, начисленных на имеющуюся недоимку по земельному налогу за 2015 в сумме 189 рублей.
В результате обращения налогового органа в суд с заявлением был вынесен судебный приказ ... о взыскании земельного налога и пеней в сумме 238 рублей 19 копеек за счет имущества. В настоящее время службой судебных приставов вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Информирует о возможности самостоятельной проверки наличия налоговой задолженности (л.д.14-17).
Таким образом, из представленных доказательств видно, что 13.04.2021 Отделением ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» было вынесено законное и обоснованное решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на проезд ФИО1 ввиду наличия у нее задолженности по налогам, согласно ответу Федеральной налоговой службы. При этом сама истец не отрицала наличие у нее задолженности по налогам. После уплаты земельного налога и пени по земельному налогу, истец, будучи неоднократно устно и письменно в самом решении от 13.04.2021 предупрежденной о необходимости подать заявление на назначение мер социальной поддержки, такое заявление не подала. В данном случае истец ошибочно возлагает вину на ГКУ «РЦМП», который не выставляет требование об уплате налогов, а пользуется сведениями, предоставленными по межведомственному документообороту. Поскольку в назначении мер социальной поддержки было отказано, ответчик ГКУ «РЦМП» был лишен возможности автоматически возобновить выплату за проезд, так как назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер. Поэтому суд не может взыскать невыплаченную денежную выплату за проезд за период с апреля 2021 года на настоящее время.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании город Набережные Челны, к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в г. Набережные Челны, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки от 13.04.2021 ... незаконным – отказать.
В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», к Отделению № 2 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в г. Набережные Челны о взыскании невыплаченной ежемесячной денежной выплаты за проезд за период с апреля 2021 года по настоящее время - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья «подпись» Виноградова О.А.
Решение13.07.2022