Дело № 2-704/2013 Мотивированное решение изготовлено 08.05.2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 08 мая 2013 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
помощника прокурора г. Кандалакши Свильпова Э.Ю.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда Мурманской области гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» об оспаривании действий по установлению и взиманию платы за услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному унитарному предприятию «Кандалакшаводоканал» (далее – ГОУП «Кандалакшаводоканал») об оспаривании действий по установлению и взиманию платы за услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой прокуратуры о соблюдении жилищного законодательства по обращению граждан <адрес> установлено, что при осуществлении приемки индивидуальных приборов учета воды у абонентов и их опломбировании ГОУП «Кандалакшаводоканал» взимает за данные услуги плату в нарушение жилищного законодательства. Просит признать действия ГОУП «Кандалакшаводоканал» по установлению и взиманию платы за услуги опломбирования приборов учета холодной и горячей воды с <дата> незаконными.
Помощник прокурора г. Кандалакши Свильпов Э.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГОУП «Кандалакшаводоканал» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав помощника прокурора г. Кандалакши Свильпова Э.Ю., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 16 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции от 27.08.2012) при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции от 30.12.2012) предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по факту обращения граждан, проживающих в <адрес>, было установлено, что ГОУП «Кандалакшаводоканал» при осуществлении приемки индивидуальных приборов учета воды у абонентов и их опломбировании взимает за данные услуги плату в размере <данные изъяты> за 2 принятых к эксплуатации и опломбированных счетчика. При этом расчет платы за введение в эксплуатацию и опломбирование счетчика произведен на основании калькуляции затрат <номер> утвержденной исполнительным директором ГОУП «Кандалакшаводоканал».
Из калькуляции затрат следует, что расчет произведен с учетом проезда к месту установки, снятия показаний приборов учета и проверкой правильности установки, опломбирования водомеров и составления акта опломбирования прибора учета, что составляет <данные изъяты>, на который в дальнейшем производятся начисления Северных надбавок и коэффициента, отчислений на заработную плату, общеэксплуатационные расходы, цеховые расходы, затраты на материалы (пломба свинцовая), транспортные расходы, ТЗР, процент рентабельности, НДС, что в конечном итоге составляет <данные изъяты>.
Перечень стоимости работ и услуг, оказываемых ГОУП «Кандалакшаводоканал» утвержден с <дата>.
Вместе с тем, исходя из приведенных выше норм, опломбировка и ввод в эксплуатацию приборов учета абонентам осуществляется организацией осуществляющей водоснабжение и водоотведение на безвозмездной основе, связи с чем, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика относительно того, что ГОУП «Кандалакшаводоканал» является коммерческой организацией, в связи с чем вправе взимать плату за оказываемые услуги, в том числе за введение приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству и нарушают конституционные права граждан.
Также судом не принимается довод представителя ответчика о том, что пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена обязанность ответчика по опломбированию приборов учета без взимания платы с абонента только по опломбированию общедомовых приборов учета, а опломбирование индивидуальных приборов учета возложено на <данные изъяты>», поскольку данный вывод основан на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 6.7 Инструкции о порядке установки групповых (домовых) и квартирных приборов учета воды (счетчиков) и взаиморасчетов по ним на территории Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области 09.01.2001 N 5-ПП, водоснабжающее предприятие обязано в трехдневный срок после получения заявки на регистрацию узла учета воды произвести проверку монтажа, опломбировать детали узла учета и выдать регистрационный акт либо предоставить мотивированный отказ.
Согласно Уставу ответчик осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства города Кандалакши, поселков: Зеленоборский, Нивский и других населенных пунктов Мурманской области в целях удовлетворения общественных потребностей в хозяйственно-питьевом водоснабжении и водоотведении и получении прибыли (п. 2.1). Для указанных целей ответчик имеет и эксплуатирует наружные и внутренние системы водоснабжения и водоотведения, гидротехнические сооружения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
Анализируя приведенные выше нормы права, учитывая, что именно ответчик, а не ТСЖ «Нива» или иная управляющая компания, является водоснабжающим предприятием, осуществляющим эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по опломбированию индивидуальных приборов учета без взимания за это платы лежит на ГОУП «Кандалакшаводоканал».
Принимая решение, суд также учитывает, что приведенные нормы права направлены на обеспечение гарантий правильной технической установки и последующей эксплуатации соответствующего прибора, в целях надлежащего учета энергоресурсов. Прибор учета энергоресурсов в любом случае является специализированным прибором, имеющим определенные технические особенности, которые должны учитываться, в том числе при его установке и опломбировании.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований неимущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика по данному делу, составляет <данные изъяты>. В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия Государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» по установлению и взиманию платы за услуги по опломбированию приборов учета холодной и горячей воды с <дата> незаконными.
Взыскать с Государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева