ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-704/2021 от 21.04.2021 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-704/2021

УИД: 23RS0058-01-2021-000344-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сочи 21 апреля 2021 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Леошик Г.Д.,

при секретаре Паниной А.В.,

с участием: представителя истца администрации города Сочи – ФИО1,

представителя ответчика ФИО2ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к ФИО2 о признании реконструкции самовольной, сносе и аннулировании записи о государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с иском к ФИО2, в котором, уточнив исковые требования, просит признать самовольной реконструкцию этажного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; признать самовольными постройками объекты капитального строительства, а именно: три объекта незавершенного строительства на стадии этажей, одного незавершенного объекта капитального строительства этажностью , расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, обязав ответчика в течение 2-х месяцев осуществить снос за свой счет; аннулировать запись о государственной регистрации права на нежилое здание – «Ванное здание » с кадастровым номером площадью 11920 кв.м, этажностью расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; аннулировать запись о государственной регистрации права на нежилое здание с кадастровым номером площадью 595,5 кв.м., этажностью, на нежилое здание с кадастровым номером площадью 595,5 кв.м., этажностью, на нежилое здание с кадастровым номером площадью 84.6 кв.м., этажностью-.

Требования мотивированы тем, что на основании запроса департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 14.12.2020 , проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что земельный участок площадью 24431 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - курортная деятельность. Согласно прилагаемому к запросу договору о предоставлении земельного участка на условиях аренды от 07.09.2018 , земельный участок предоставлен в пользование ООО «Центрбытсервис». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.12.2020 , права и обязанности по указанному договору аренды переданы ФИО2 (договор о передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.09.2020 ). Разрешение на строительство на указанном земельном участке отсутствует. При проведении осмотра установлено, что в предполагаемых границах данного земельного участка с кадастровым номером ведутся работы по реконструкции объекта (визуально этажный) незавершенного строительства и ведутся работы по возведению трех каркасов трехэтажных и одного одноэтажного объектов капитального строительства. Участок по периметру огорожен, доступ ограничен.

Представитель истца администрации города Сочи – ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в части признания трех объектов незавершенного строительства на стадии трех этажей самовольными постройками. Разрешение исковых требований в части признания самовольной постройкой шестиэтажного незавершенного объекта капитального строительства - основного здания «Ванное здание » оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика ФИО2ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что основное здание «Ванное здание » будет использоваться в санаторно-курортных целях. Вспомогательные трехэтажные здания необходимы для технического обслуживания основного здания.

Представитель третьего лица ФИО4ФИО5 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом в установленном законом порядке, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования администрации города поддержал в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании запроса департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 14.12.2020 проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что земельный участок площадью 24431 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - курортная деятельность.

Согласно представленному договору о предоставлении земельного участка на условиях аренды от 07.09.2018 , земельный участок предоставлен в пользование ООО «Центрбытсервис» /л.д.22-27/.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.12.2020 , права и обязанности по указанному договору аренды переданы ФИО2 (договор о передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.09.2020 ), срок действия договора с 08.11.2018 по 29.08.2067 года /л.д.16-21/.

Как отражено в акте осмотра земельного участка от 13.01.2021, при проведении осмотра установлено, что в предполагаемых границах данного земельного участка с кадастровым номером ведутся работы по реконструкции объекта (визуально этажный) незавершенного строительства и ведутся работы по возведению трех каркасов и одного объектов капитального строительства (фото ). Участок по периметру огорожен, доступ ограничен /л.д.11-15/.

Начальником отдела земельного контроля по Хостинскому району управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, произведен повторный осмотр земельного участка на основании распоряжения управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи от 15.01.2021, по результатам которого установлено, что на части земельного участка из состава правомерного земельного участка с кадастровым номером расположен объект незавершенного строительством (визуально этажный) (фото №). Кроме того на участке расположена: три объекта незавершенного строительства (фото ), объект незавершенного строительства (фото ), двухэтажные строительные бытовки (фото ), пункт охраны (фото ) /л.д.49-56/.

В соответствии с информацией департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (от 12.01.2021 ) разрешение (уведомление) на строительство (реконструкцию) на указанном земельном участке отсутствует /л.д.29/.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.1.2012 №ВАС-15260/12 критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Градостроительные регламенты установлены таблицей 11 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202.

В соответствии с пунктами 4, 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также капитального ремонта объектов капитального строительства.

ФИО2 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи по вопросу разъяснении необходимости подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство (реконструкцию) для выполнения работ по установке новых и демонтажу существующих перегородок в нежилом здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>, не затрагивая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и без изменений общей площади здания.

Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 12.10.2020 на обращение ФИО2 в случае, если конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания не будут затрагиваться, общая площадь здания изменению не подлежит, в силу положений п.4 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектной документации и получение разрешения на строительство (реконструкцию) для выполнения работ по установке новых и демонтажу существующих перегородок в нежилом здании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> не требуется /л.д.77-78/.

Также в данном ответе указано, что выполняемые работы не должны приводить к изменению вида разрешенного использования объекта капитального строительства, который должен соответствовать виду разрешенного использования земельного участка. Изменения функционального назначения объекта капитального строительства возможно путем получения разрешения на реконструкцию, в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Как отражено в ответе Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 15.10.2020 на обращение ФИО2 о разъяснении необходимости получения разрешения на строительство объектов вспомогательного использования, планируемых в границах земельного участка с кадастровым номером , при соблюдении требований градостроительного регламента, условий договора аренды, в целях строительства объектов вспомогательного использования на земельном участке с кадастровыми номером , которые должны выполнять вспомогательную (обслуживающую) функцию по отношению к основному зданию по адресу: г.Сочи, <адрес>, выдача разрешения на строительство не требуется /л.д.75-76/.

На земельном участке с кадастровым номером , расположено здание с кадастровым номером площадью 695,5 кв.м. с количеством этажей – , в том числе подземных , назначение - нежилое, вспомогательного значения, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, запись о государственной регистрации от 29.01.2021 /л.д.86-89/.

Также на земельном участке с кадастровым номером расположено здание с кадастровым номером площадью 695,5 кв.м. с количеством этажей – , в том числе подземных , назначение - нежилое, вспомогательного значения, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, запись о государственной регистрации от 25.01.2021 /л.д.90-93/.

Также на земельном участке с кадастровым номером , расположено здание с кадастровым номером площадью 695,5 кв.м. с количеством этажей , в том числе подземных , назначение - нежилое, вспомогательного значения, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, запись о государственной регистрации от 22.01.2021 /л.д.94-97/.

Также на земельном участке с кадастровым номером , расположено здание с кадастровым номером площадью 84,6 кв.м. с количеством этажей – , в том числе подземных , назначение - нежилое, вспомогательного значения, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, запись о государственной регистрации от 25.01.2021 /л.д.98-101/.

Судом была назначена по делу экспертиза, производство которой поручено ООО «Ди Трасо».

Согласно заключению эксперта от 18.02.2021, характеристики расположенных на земельном участке с кадастровым номером объектов недвижимости, полностью совпадают с характеристиками объектов недвижимости, внесенными в Единый государственный реестр, включая вид использования объектов как нежилые здания. Использование вышеуказанных объектов как зданий вспомогательного использования возможно по отношению к основному зданию с кадастровым номером , общей площадью 11920 кв.м..

Спорные строения расположены в пределах правомерных границ земельного участка с минимальным отступом во внутреннее пространство участка 5,1м. Вид разрешенного использования земельного участка – курортная деятельность допускает размещение/возведение на нем спорных строений: здание с кадастровым номером общей площадью 11920 кв.м. деятельность как «курортная деятельность», а также зданий с кадастровым номером общей площадью 84,6 кв.м., кадастровым номером общей площадью 695,5 кв.м., с кадастровым номером общей площадью 695,5 кв.м., с кадастровым номером общей площадью 695,5 кв.м. деятельность как вспомогательная по отношению к зданию с кадастровым номером общей площадью 11920 кв.м..

Также экспертом установлено, что на шестиэтажном объекте капитального строительства общей площадью 11920 кв.м. с кадастровым номером , производятся работы по замене отдельных участков перекрытий, балок, восстановлению казанных конструкций путем усиления металлическими обоймами, а также замена систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, а именно демонтаж с последующим монтажом новых внутренних инженерных сетей. Указанные работы в соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ характеризуются как капитальный ремонт.

Спорные строения соответствуют требованиям градостроительных и строительных норм и правил, противопожарным требованиям, экологическим и сейсмологическим нормам, а также Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, для территориальной зоны «РК» - санаторно-курортная деятельность.

Сохранение спорных объектов не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не создает препятствия в пользовании рядом расположенными земельными участками, зданиями и сооружениями.

Также экспертом установлено, что демонтаж спорного строения общей площадью 11920 кв.м. с количеством этажей – и объектов вспомогательного значения с кадастровыми номерами , , не возможен без причинения значительного ущерба собственнику зданий, причинения несоразмерного ущерба вблизи расположенных объектов. При демонтаже конструктивных элементов и частей спорных строений, в частности здания с кадастровым номером общей площадью 11920 кв.м. произойдет перераспределение нагрузок внутри конструктива строения, а также на поверхности земельного участка, на котором оно располагается, из-за чего возникнут подвижки грунтов, которые волнообразно вызовут подвижки грунтов на соседних земельных участках, на которых располагаются: участок проезжей части автомобильной дороги по <адрес>, который пролегает смежно с территорией земельного участка с кадастровым номером , по которой осуществляется интенсивное движение транспортных средств, а также территории земельного участка с кадастровым номером , на котором располагается газонаполнительная станция с заправкой автомобилей сжиженным газом. Указанные события, в случае демонтажа спорных объектов, создадут угрозу жизни и здоровью граждан, создадут препятствия гражданам в пользовании соседними земельными участками и строениями на них.

Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд, дав оценку данному заключению эксперта, принимает его в качестве допустимого доказательства по делу, так как оно выполнено в соответствии с требованиями, в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке, квалифицированным экспертом, имеющим соответствующее высшее образование, сертификат соответствия для занятия данным видом деятельности и длительный стаж работы по специальности, кроме того данный эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также данные выводы эксперта объективно согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Представитель истца в судебном заседании просил отнестись критически к выводам заключения эксперта, однако мотивированных доводов не изложил, ходатайство о назначении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлял.

Таким образом, доводы администрации города Сочи не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, спорный объект соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц, экспертом установлена невозможность его демонтажа. Кроме того доводы администрации города Сочи опровергаются представленными в материалы дела ответами Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство о реконструкцию спорных объектов недвижимости.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Администрация города, обратившись с требованием о сносе спорного строения, не представила суду надлежащих и достаточных доказательств обоснованности требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации города Сочи.

Согласно части 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.

Принимая во внимание факт отказа в удовлетворении иска, суд считает нецелесообразным дальнейшее действие принятых ранее мер по обеспечению данного иска, ввиду чего отменяет соответствующие обеспечительные меры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 144 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска администрации города Сочи к ФИО2 о признании реконструкции самовольной, сносе и аннулировании записи о государственной регистрации права – отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Хостинского районного суда г.Сочи от 28..2021 года, в виде ареста и запрета на оформление/переоформление прав на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; запрета на оформление/переоформление права аренды на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Хостинского районного суда г.Сочи от 18.02.2021 года, в виде запрета ответчику и иным лицам на осуществление строительных работ на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Копию решения суда, вступившего в законную силу, для исполнения в части отмены мер по обеспечению иска, направить в Хостинский РОСП г.Сочи ГУФССП России по Краснодарскому краю, Территориальный отдел №14 по городу Сочи и Туапсинскому району Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 28 апреля 2021 года.

Судья Хостинского районного суда г.Сочи Г.Д. Леошик

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО:СУДЬЯ: