ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-705/17 от 02.03.2017 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-705/17

Решение

Именем Российской Федерации

02 марта 2017 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,

при секретаре Байрамуковой П.Д.,

с участием:

помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Сквирко Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации и передачи для эксплуатации воздушного судна,

установил:

Заместитель Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действуя в защиту законных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации и передачи для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, а также использования воздушного пространства РФ в нарушение требований воздушного законодательства РФ, при отсутствии сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности на воздушное судно.

В обоснование своих доводов указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, по поручению индивидуального предпринимателя ФИО1, незаконно использовал воздушное пространство, осуществляя полеты по выполнению авиационно-химических работ на сельхозугодиях ООО «Агрофирма» в окрестностях <адрес> на воздушном судне Ан-2 RA-84766, принадлежащем ФИО1

На момент проведения вышеуказанных полетов свидетельство (сертификат) эксплуатанта и сертификат летной годности на указанное воздушное судно отсутствовали.

При выполнении указанным самолетом полетов, уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту самолета отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами МДП и с другими бортами пилотом не велась.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса (далее - ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда. Индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, в свою очередь, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.

Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденные приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП-249), устанавливают сертификационные требования к физическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта, и порядок его выдачи.

Согласно ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Согласно ст.ст. 66, 67 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, в том числе сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).

В нарушение указанных требований закона, ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся полет по выполнению авиационно-химических работ на воздушном судне Ан-2 RA-84766 в отсутствие у ФИО1 свидетельства эксплуатанта и сертификата летной годности.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, полученными из Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, согласно которым воздушное судно Ан-2 RA-84766 в списках эксплуатантов не числится. С заявлением на получение сертификата эксплуатанта для выолнения авиационных работ собственник указанного воздушного судна в Южное МТУ Росавиации не обращался.

Согласно ст. 16 Воздушного кодекса РФ, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Разделом 4 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регламентирован уведомительный и разрешительный порядок использования воздушного пространства.

Как следует из сообщения начальника Минераловодского Центра организации воздушного движения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного порядка, заявки на выполнение самолетом Ан-2 RA-84766 полетов ДД.ММ.ГГГГ не подавались, разрешение на использование воздушного пространства не выдавалось, сообщения о начале и окончании использования воздушного пространства не передавались, радиосвязь с диспетчером управления воздушным движением экипажем воздушного судна не осуществлялась.

Таким образом, в нарушение требований закона по поручению индивидуального предпринимателя ФИО1, являющегося владельцем самолета Ан-2 бортовой номер RA-84766, полет ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> выполнялся без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства, а также без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта.

При указанных обстоятельствах эксплуатация индивидуальным предпринимателем ФИО1 находящегося в его владении воздушного судна Ан-2 RA-84766 противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.

Невыполнение ответчиком - индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификатов летной годности на используемые воздушные суда, и оборудованию его поисковыми и аварийно-спасательными средствами, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Сквирко Р.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении, просил запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, а также использование воздушного пространства РФ в нарушение требований воздушного законодательства РФ, при отсутствии сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности на воздушное судно.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседании не явился, будучи извещенный о дне и времени судебного заседания должным образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявлял. Суд, с учетом мнения процессуального истца, в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Ранее в ходе судебного разбирательства ответчик ФИО1 пояснял, что он является индивидуальным предпринимателем, основным видом его деятельности является выполнение авиационных химических работ. ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащем ему воздушном судне Ан-2, регистрационный номер RA-84766, пилот ФИО2, с которым он заключил договор аренды воздушного судна, выполнял полеты по производству авиахимработ в окрестностях <адрес>. Указанное воздушное судно зарегистрировано в Едином государственном реестре воздушных судов Российской Федерации. Сертификат эксплуатанта и сертификат летной годности на указанное воздушное судно отсутствуют. Просил суд в иске в части возможности передачи воздушного судна третьим лицам отказать.

Суд, выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Из информации заместителя начальника МТУ Росстранснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на полях, расположенных на территории <адрес>, на воздушном судне АН-2 регистрационный номер RA-84766, выполнял авиационные химические работы в нарушение ст. 67 ВК РФ, за что был привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу опроса от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 последний ДД.ММ.ГГГГ осуществлял авиахимработы на землях сельхозяйственного назначения в районе <адрес>, находящихся в пользовании ООО «Агрофирма», полет выполнял на воздушном судне АН-2 регистрационный номер RA-84766, осуществив ДД.ММ.ГГГГ три вылета. Воздушное судно АН-2 регистрационный номер RA-84766 принадлежит ФИО1 ФИО2 не имеет свидетельства пилота, указание на осуществление авиахимработ давал ФИО1, при этом уведомление в диспетчерский пункт не подавался.

Судом установлено, что постановлением Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-<адрес>-ПС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ.

Суду представлено свидетельство регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, а также сообщение начальника Минераловодского центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что заявка на использование воздушного пространства в зоне ответственности Минераловодского центра ОВД эксплуатантом воздушного судна Ан-2 RA-84766 ДД.ММ.ГГГГ не подавалась, разрешение на использование воздушного пространства не выдавалось, сообщения о начале и окончании использования воздушного пространства не передавались. Кроме того, владелец воздушного судна АН-2 регистрационный номер RA-84766 в Южное МТУ Росавиации за получением сертификата летной годности не обращался.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат в том числе гражданские воздушные суда.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок получения данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ)).

В соответствии со ст.ст. 8 и 61 Воздушного кодекса РФ Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», устанавливающие сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

Во исполнение требований Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О сертификации продукции и услуг» и Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой объектом гражданской авиации, подлежащим сертификации, являются авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы (эксплуатанты).

Нормативным документом, устанавливающим требования к объекту гражданской авиации, являются Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 21 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч. 1).

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (ч. 3).

Нормы ч.ч. 2 и 3 ст. 32 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) устанавливают особые категории воздушных судов, которые используются для регулирования некоторых видов деятельности в области гражданской авиации. Классификация воздушных судов введена в зависимости от максимального взлетного веса. К основной категории относятся воздушные суда с максимальным взлетным весом не менее 5700 кг, в том числе вертолеты с максимальным взлетным весом 3100 кг и более. К легким воздушным судам отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 кг, в том числе вертолеты, максимальный взлетный вес которых менее 3100 кг. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасания.

В силу ч. 4 ст. 61 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Таким образом, указанной нормой закона законодатель снял с владельцев гражданского воздушного судна авиации общего назначения обязанность получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ.

Аналогичную норму содержат Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ), в которых предусмотрена процедура выдачи свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения и указано, что настоящие правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Положением о взаимодействии ГСГА Минтранса России с общероссийскими авиационными общественными объединениями в целях безопасности полетов ВС АОН Российской Федерации (.10-875 от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен порядок взаимодействия ГСГА Минтранса России с всероссийскими авиационными общественными объединениями, в т.ч. с Общероссийской общественной организацией Федерация любителей авиации России (ФЛА России), с целью развития авиации общего назначения. Федерация любителей авиации России (ФЛА) – это общероссийская общественная организация, объединяющая граждан и юридических лиц, имеющих в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения (п. 1.2; 2 Устава Федерации любителей авиации России).

В соответствии с Приложением к данному Положению авиационная деятельность членов ФЛА России производится в соответствии с документами, регламентирующими работу ФЛА России. Для выполнения полетов членами ФЛА России необходимо наличие на борту воздушного судна удостоверения о годности к полетам воздушного судна ФЛА России, выданного ГСГА Минтранса России или ФЛА России.

Из объяснения ФИО2, сообщения начальника Минераловодского центра организации воздушного движения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что использование принадлежащего ответчику гражданского воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, осуществлялось без сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам), в связи с чем исковые требования прокурора о запрете эксплуатации и передачи для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766 для выполнения авиационных работ при отсутствии сертификата летной годности на воздушное судно, незаконными, запрете эксплуатации и передачи для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, а также использования воздушного пространства РФ в нарушение требований воздушного законодательства РФ, при отсутствии сертификата летной годности на воздушное судно являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 70 Воздушного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

«Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают, что «планирование использования воздушного пространства» - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами (п. 2). Пунктами 108, 109 указанных Правил установлен порядок и форма предоставления планов полетов для разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление подано заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных прав и законных интересов неопределенного круга, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований федерального законодательства и необеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при производстве полетов воздушных судов, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, т.к. в результате авиационного происшествия или авиационного инцидента, которые могут произойти вследствие несоблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, находящийся в районе полета воздушного судна, эксплуатируемого индивидуальным предпринимателем ФИО1, а также любой из членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации и передачи для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, а также использование воздушного пространства РФ в нарушение требований воздушного законодательства РФ, при отсутствии сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности на воздушное судно - удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-84766, а также использование воздушного пространства РФ в нарушение требований воздушного законодательства РФ, при отсутствии сертификата летной годности на воздушное судно.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья Н.Г. Пушкарная