ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-705/18 от 10.09.2018 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело№2-705/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Баргузин 10 сентября 2018 года

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М.,

при секретаре Марусенко Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО «Баргузинский район» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Бурятия о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Баргузинский район» обращаясь с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Бурятия просит:

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, б/н, общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства цеха по переработке отходов древесины;

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5080 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства базы по переработке древесины;

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1570 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства рыболовецкой базы;

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 31962 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - склады;

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 1417 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для размещения производственных зданий;

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 6728 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов.

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 30017 кв. м., с кадастровым номером .Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33182 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом Администрацией МО «Баргузинский район» были уточнены исковые требования, в которых они просят:

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, б/н. общей площадью 15000 кв.м, с кадастровым номером . Разрешенное использование – для строительства базы по переработке древесины;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 5080 кв.м., с кадастровым номером Разрешенное использование – для строительства базы по переработке древесины:

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1570 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для строительства рыболовецкой базы;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31962 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – склады;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1417 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для размещения производственных зданий;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 6728 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов.

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30017 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 33182 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

Иск мотивирован тем, что в 2014 году прокуратурой Баргузинского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере землепользования. В ходе проверки было установлено, что администрацией муниципального образования «Баргузинский район» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, б/н, для строительства цеха по переработке отходов древесины. Фактически данный земельный участок в соответствии с картографическими данными лесоустройства 2006 года располагается на землях лесного фонда <адрес> находящиеся в федеральной собственности. В соответствии с действующим законодательством администрация МО «Баргузинский район» не вправе распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности.

Исходя из того, что администрация МО «Баргузинский район» не правомерно распорядилась землями, находящимися в федеральной собственности прокуратура Баргузинского района обратилась в Баргузинский районный суд с просьбой о признании, в том числе:

-признать незаконным постановление администрации МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении нового договора аренды земельного участка» признано незаконным.

- признать право пользования и владения земельным участком общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>ФИО2 на условиях договора аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

- признать межевой план земельного участка общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, б/н не действительным.

Решением Баргузинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Баргузинского района удовлетворены.

На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером 03:01:260286:18 с учета в ЕГРН не снят, что нарушает права сособственника на пользование и распоряжение на принадлежащие ему земли.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется Федеральным законом от 01.05.1999 г № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об охране озера Байкал Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

В силу пункта 2 этой статьи на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и зона атмосферного влияния. При этом центральная экологическая зона представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а так же особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Границы Байкальской природной территории и её экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с абзацем 25 перечня размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта, за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

В соответствии с абзацем 28 перечня запрещено строительство зданий и сооружений предприятий лесной промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, стекольных, фарфорофаянсовых, полиграфических предприятий и предприятий промышленности строительных материалов.

На сегодняшний день в ЕГРН учтены следующие земельные участки:

<адрес> б/н, общей площадью 5080 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства базы по переработке древесины;

1.<адрес>, общей площадью 1570 кв. м., с кадастровым номером Разрешенное использование - для строительства рыболовецкой базы;

2. <адрес>, общей площадью 31962 кв.м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - склады;

3. <адрес>, общей площадью 1417 кв. м., с кадастровым номером .Разрешенное использование - для размещения производственных зданий;

4. <адрес>, общей площадью 6728 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов.

5. <адрес>, общей площадью 30017 кв.м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

6. <адрес>, общей площадью 33182 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Указанные земельные участки находятся в государственной собственности и правами третьих лиц не обременены.

Указанные земельные участки расположены в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Указанные земельные участки не имеют статус «временные», что не позволяет уполномоченному органу самостоятельно по заявлению снять их с кадастрового учета.

В связи с тем, что разрешенное использование указанных земельных участков не позволяет использовать их по целевому назначению, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение такими участками не имеет возможности реализовать своё право на распоряжение такими участками.

На основании вышеизложенного следует, что указанные земельные участки должны быть сняты с кадастрового учета и исключены из Единого Государственного реестра недвижимости.

Однако, при наличии таких обстоятельств, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия не может самостоятельно принять решение о снятии с кадастрового учета земельные участки, то есть не иначе как на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Определением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. заменен ненадлежащий ответчик филиал ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по <адрес>).

Определением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. привлечен к рассмотрению настоящего гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия.

Определением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. привлечен к рассмотрению настоящего гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по Республике Бурятия).

В судебном заседании представитель истца Администрации МО «Баргузинский район» ФИО1, действующей на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по Республике Бурятия) ФИО3, действующего на основании доверенности в удовлетворении иска не возражал.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Раннее в судебное заседание представителем ФИО4, действующей на основании доверенности было направлено отзыв на данное заявление и просили учесть, что филиал не может выступать на стороне ответчика по данному делу, так как осуществляет полномочия по государственному кадастру учету недвижимого имущества. У филиала отсутствует полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, в том числе и снятию.

Выслушав представителя истца, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье70 Земельного кодексаРоссийской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Как установлено ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

В силу п. 2 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее также - федеральный орган в области государственного кадастра и государственной регистрации, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее также - территориальные органы, орган регистрации прав).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В судебном заседании установлено, что в 2014 году прокуратурой Баргузинского района была РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере землепользования. В ходе проверки было установлено, что администрацией муниципального образования «Баргузинский район» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, б/н, для строительства цеха по переработке отходов древесины.

Данный земельный участок в соответствии с картографическими данными лесоустройства 2006 года располагается на землях лесного фонда <адрес> находящиеся в федеральной собственности.

В соответствии с действующим законодательством администрация МО «Баргузинский район» не вправе распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности.

Исходя из того, что администрация МО «Баргузинский район» не правомерно распорядилась землями, находящимися в федеральной собственности прокуратура Баргузинского района обратилась в Баргузинский районный суд с просьбой о признании, в том числе:

-признать незаконным постановление администрации МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении нового договора аренды земельного участка» признано незаконным.

- признать право пользования и владения земельным участком общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>ФИО2 на условиях договора аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

- признать межевой план земельного участка общей площадью 15000 кв. м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, б/н не действительным.

Решением Баргузинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены.

На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером с учета в ЕГРН не снят, что нарушает права сособственника на пользование и распоряжение на принадлежащие ему земли.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется Федеральным законом от 01.05.1999 г № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об охране озера Байкал Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

В силу пункта 2 этой статьи на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и зона атмосферного влияния. При этом центральная экологическая зона представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а так же особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Границы Байкальской природной территории и её экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с абзацем 25 перечня размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта, за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

В соответствии с абзацем 28 перечня запрещено строительство зданий и сооружений предприятий лесной промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, стекольных, фарфорофаянсовых, полиграфических предприятий и предприятий промышленности строительных материалов.

На сегодняшний день в ЕГРН учтены следующие земельные участки:

<адрес> общей площадью 5080 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства базы по переработке древесины;

<адрес>, общей площадью 1570 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для строительства рыболовецкой базы;

<адрес>, общей площадью 31962 кв.м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - склады;

<адрес>, общей площадью 1417 кв. м., с кадастровым номером .Разрешенное использование - для размещения производственных зданий;

<адрес>, общей площадью 6728 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов.

<адрес>, общей площадью 30017 кв.м., с кадастровым номером Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

<адрес>, общей площадью 33182 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Указанные земельные участки находятся в государственной собственности и правами третьих лиц не обременены.

Указанные земельные участки расположены в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В связи с изложенным данные объекты недвижимости подлежат снятию с государственного кадастрового учета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО «Баргузинский район» удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, б/н. общей площадью 15000 кв.м, с кадастровым номером . Разрешенное использование – для строительства базы по переработке древесины;

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, б/н, общей площадью 5080 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для строительства базы по переработке древесины:

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1570 кв. м., с кадастровым номером Разрешенное использование – для строительства рыболовецкой базы;

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31962 кв. м., с кадастровым номером Разрешенное использование – склады;

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1417 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для размещения производственных зданий;

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 6728 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30017 кв. м., с кадастровым номером Разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 33182 кв. м., с кадастровым номером . Разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Баргузинский районный суд РБ.

Судья М.М. Ласкина