ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-705/2013 от 06.05.2013 Тейковского районного суда (Ивановская область)

 Дело № 2-750 6 мая 2013 года

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Тейковский районный суд Ивановской области

 в составе председательствующего судьи Алешиной О.А.,

 при секретаре Шиловой Н.А.,

 с участием заявителя помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО6, ФИО3 заинтересованного лица ФИО3 муниципального района <адрес> ФИО7, ФИО3 заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» ФИО8

 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО3 муниципального района <адрес>,

 установил:

     Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО3 муниципального района <адрес>. Заявление обосновано тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного и водного законодательства на законность использования береговой полосы озера «Рубское» на территории ФИО3 <адрес>. В ходе которой установлено, что Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» (далее ИвГУ) на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 37:18:000000:0192, расположенный на южном берегу озера «Рубское» ФИО3 <адрес> площадью 59029 кв.м. с разрешенным использованием – для размещения и обслуживания спортивно-оздоровительного лагеря с подъездной дорогой. Территория лагеря ИвГУ огорожена со всех сторон, при этом ограждение (деревянный забор) установлено, в том числе, на территории береговой полосы озера «Рубское» по левой границе лагеря ИвГУ относительно озера. В результате проведенных полевых геодезических измерений установлены координаты ограждения (точки № и № 9). Ограждение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:6, находящегося по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и предназначен для ведения лесного хозяйства. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Таким образом ФИО3 муниципального района обязана обеспечить свободный доступ граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе, однако указанное требование ей не исполнено.

     Просит: признать незаконным бездействие ФИО3 муниципального района <адрес> по непринятию мер к обеспечению свободного доступа граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе на расстоянии 20 метров от уреза воды, в границах земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:6; обязать ФИО3 муниципального района <адрес> обеспечить свободный доступ граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе: снести ограждение, находящееся на береговой полосе озера «Рубское», на расстоянии 20 метров от уреза воды, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:6

     В судебном заседании Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО6 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.

     Представитель заинтересованного лица ФИО3 муниципального района <адрес> ФИО7 находит заявленные требования необоснованными, полагает, что заявленные прокурором требования ФИО3 муниципального района <адрес> исполнить не может, поскольку земельный участок на котором расположена часть забора, подлежащая сносу, находится в собственности Российской Федерации..

     Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» ФИО8 считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат исходя из следующего. Часть забора, которую просит обязать снести заявитель, является частью забора ограждающего территорию спортивно-оздоровительного лагеря «Рубское озеро». Наличие ограждения вокруг лагеря необходимо для исполнения иных требований законодательства. Считает, что требование природоохранной прокуратуры нарушает законные права граждан, интересы личности, общества и государства, не соответствует направлению государственной политики в РФ на поддержку спортивно-оздоровительных лагерей и на гарантии прав детей. На берег озера имеется свободный проход через ворота в месте нахождения спортивно-оздоровительного лагеря ИвГУ. Доказательств того, что кому- то было отказано в доступе к берегу озера Рубское, заявитель не представил.

     Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Как следует из материалов дела, прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей в области обеспечения свободного доступа граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе, заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом

     В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае "Водный кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования и др.).

 Таким образом, именно заявитель должен доказать наличие нарушений прав и свобод Российской Федерации и неограниченного круга лиц в результате бездействия органа местного самоуправления.

     Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного и водного законодательства на законность использования береговой полосы озера «Рубское» на территории ФИО3 <адрес>.

     В ходе проверки выявлены нарушения водного законодательства, выражающиеся в незаконном возведении ограждений (заборов) на береговой полосе озера «Рубское», ограничивающих право свободного доступа граждан к водному объекту.

     Утверждение представителей ФИО3 муниципального района, ИвГУ о том, что наличие ограждения не препятствуют свободному доступу граждан к береговой линии озера «Рубское» являются необоснованными.

      Наличие спорного ограждения в береговой полосе создает препятствия для свободного прохода граждан к водному объекту и нарушает режим использования земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, являющейся частью его водоохраной зоны, а также нарушает права неопределенного круга лиц в отношении самовольно занятой территории общего пользования.

     Судом не принимаются доводы ФИО3 ИвГУ о том, что удовлетворение требований природоохранной прокуратуры повлечет нарушение законных прав лиц, находящихся на отдыхе в спортивно-оздоровительном лагере ИвГУ. В своих пояснениях он неоднократно обращал внимание, на то, что часть забора, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 37:18:000000:6 к спортивно-оздоровительному лагерю ИвГУ отношения не имеет, силами и за счет средств ИвГУ он не возводился, кем поставлен не известно.

     Согласно пояснениям ФИО3 ИвГУ ФИО8 данным в ходе проводимой проверки, на земельном участке площадью 59029 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, южный берег озера «Рубское», с кадастровым номером 37:18:000000:0192, категории земель особо охраняемых природных территорий с разрешенным использованием для размещения и обслуживания спортивно-оздоровительного лагеря с подъездной дорогой, расположен студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Рубское озеро», находящийся на балансе ИвГУ. Указанный земельный участок охватывает территорию вплоть до уреза воды и часть земли под водным объектом. Территория лагеря полностью огорожена по границам земельного участка, за исключением стороны озера. Забор на береговой полосе представляет собой деревянные ограждения.

     На основании изложенной в ходе судебного заседания позиции ФИО3 ИвГУ, данных им пояснений, установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что заявленными требованиями права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» не нарушаются

     Доводы заинтересованных лиц о том, что ФИО3 муниципального района не правомочна самостоятельно осуществлять какую-либо деятельность на земельном участке с кадастровым номером 37:18:000000:6, находящемся в собственности РФ, поскольку она не является ни собственником, ни титульным владельцем указанного земельного участка, в связи с чем требование прокурора для нее неисполнимо, не принимаются судом.

 Часть ограждения, находящаяся на береговой полосе до уреза воды не является объектом недвижимости, поскольку, спорное сооружение не является капитальным строением, перемещении которого не возможно без несоразмерного ущерба его назначению (ст.ст.128, 130 ГК РФ).    

     Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в отношении территорий общего пользования определены в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г.), где в п. 15 к вопросам местного значения отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

 На основании ч. 2 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

 В свою очередь, часть 3 ст. 27 расширяет перечень полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, причисляя к ним предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

 Из изложенного следует что полномочия, предоставленные органу местного самоуправления в части ФИО2 водными объектами и прилегающими к ним территориями общего пользования, направлены на обеспечение рационального использования данных территорий и имеют пределы, оговоренные Водным законодательством.

 Из норм ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и ст. 262 ГК РФ следует, что территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

 Как следует из ч. 2, ч. 8 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

 В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных частями 2 и 3 статьи 27 Водного кодекса РФ, принимаются соответствующие нормативные правовые акты.

 На территории ФИО3 муниципального района <адрес> действуют правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории ФИО3 муниципального района, для личных и бытовых целей, утвержденные Решением ФИО3 <адрес> совета третьего созыва № 209-р от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Согласно указанным выше Правилам, каждый гражданин имеет право доступа к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных нужд.

 Согласно п.30 ст.13 Устава ФИО3 муниципального района <адрес> к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

 Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ФИО2 области от ДД.ММ.ГГГГ № 778-р) ответственность за содержание территории природного комплекса Рубское озеро возложено на Тейковский райисполком.

 Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ФИО2 области от ДД.ММ.ГГГГ № 778-р) контроль за исполнением природоохранных мероприятий в районе Рубского озера возложена на исполком ФИО3 <адрес> Совета народных депутатов.

 Таким образом, суд считает, что довод ФИО3 муниципального района о том, что обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам органами местного самоуправления возможны только в отношении водных объектов, находящихся в собственности органов местного самоуправления, либо при предоставлении органами местного самоуправления земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования противоречит выше указанным нормативным актам.

 В ходе судебного заседания установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 37:18:000000:6, находящемся в собственности Российской Федерации, не известным лицом установлено ограждение в береговой полосе до уреза вода.

 Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

     ФИО3 муниципального района, ИвГУ утверждалось, что наличие ограждения не препятствуют свободному доступу граждан к береговой линии озера «Рубское».

     Суд считает данное утверждение необоснованным. Береговая полоса является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой ее части, и, следовательно, требовать от других освобождения береговой полосы. Каких-либо исключений в отношении водных объектов общего пользования Водный кодекс Российской Федерации не содержит. Наличие спорного ограждения в береговой полосе создает препятствия для свободного прохода граждан к водному объекту и нарушает режим использования земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, являющейся частью его водоохраной зоны, а также нарушает права неопределенного круга лиц в отношении самовольно занятой территории общего пользования.

     На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст. 249,254-256, 193-198 ГПК РФ, суд

                     РЕШИЛ:

     Признать незаконным бездействие ФИО3 муниципального района <адрес> по непринятию мер к обеспечению свободного доступа граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе на расстоянии 20 метров от уреза вода, в границах земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:6.

     Обязать ФИО3 муниципального района <адрес> обеспечить свободный доступ граждан к озеру «Рубское» и его береговой полосе, путем сноса ограждения, находящегося на береговой полосе озера «Рубское», на расстоянии 20 метров от уреза воды, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:6.

 Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Судья:                 О.А. Алешина