ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-705/2021 от 09.11.2021 Солецкого районного суда (Новгородская область)

дело № 2-705/2021

УИД 53RS0015-01-2021-001039-83

Решение

именем Российской Федерации

Солецкий районный суд Новгородской области

в составе председательствующего - судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Рамазановой Т.В.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Волотовского района Новгородской области Домошонкина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волотовского района Новгородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс имени Якова Иванова» об обязании оборудовать вход в здание информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения,

установил:

Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс имени Якова Иванова» (далее - МБУ «ФСК им.Якова Иванова») об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание МБУ «ФСК им.Якова Иванова», расположенного по адресу: Новгородская область, п.Волот, ул.им.Васькина, д.16 «а», информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) в соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2016. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что при входе в здание МБУ «ФСК им.Якова Иванова», расположенного по адресу: Новгородская область, п.Волот, ул.им.Васькина, д.16 «а», отсутствуют информационные тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). Указанные нарушения ущемляют права инвалидов на доступность зданий.

В судебном заседании представитель истца Домошонкин Д.В. поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБУ «ФСК им.Якова Иванова» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В силу п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( далее - Федеральный закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п.1,5,6 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме

Требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр (далее - Свод правил).

Пунктом 6.5.9 Свода правил установлено, что информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом в дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. перед входов в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).

В силу ст.9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться также на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно пункту 7 статьи 30 Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил при входе в здание МБУ «ФСК им.Якова Иванова», расположенного по адресу: Новгородская область, п.Волот, ул.им.Васькина, д.16 «а», отсутствуют информационные тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).

Данный факт подтвержден информацией администрации Волотовского муниципального округа от 29 марта 2021 года (л.д.8-9) и актом проверки от 18 августа 2021 года (л.д.10).

Указанные нарушения ущемляют права и законные интересы неопределенного круга лиц инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Факт нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в судебном заседании установлен и не отрицается представителем ответчика.

Во время досудебной подготовки представителем ответчика не было представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы искового заявления.

Таким образом, суд полагает, что МБУ «ФСК им.Якова Иванова» допущено незаконное бездействие по непринятию мер к соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 6 месяцев, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-спортивный комплекс имени Якова Иванова» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание МБУ «ФСК им.Якова Иванова», расположенное по адресу: Новгородская область, п.Волот, ул.им.Васькина, д.16 «а», информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) в соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2016.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Ю.В.Матей