ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7065/13 от 06.09.2013 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...


Дело № 2-7065/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2013 года г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Лемякиной В.М.

при секретаре судебного заседания Чистовской М.А.

с участием старшего помощника прокурора г. Волгограда - Смутневой Н.П.,

заявителя - ФИО1,

представителя заинтересованного лица – Думы города Волгограда – ФИО2,

представителя заинтересованного лица – ТИК Кировского района г. Волгограда – ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об отмене решения Волгоградской городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов депутатов Волгоградской городской Думы V созыва», об отмене выборов депутатов Волгоградской городской Думы

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО4, обратился с настоящими требованиями в обоснование указав, что депутаты Волгоградской городской Думы в нарушение требований ст. 131, ст. 10 Конституции Российской Федерации захватили исполнительную власть. Полномочия депутатов закончились в марте 2013 года. Однако, они продлили себе полномочия без проведения общественных слушаний. Без общественных слушаний лишили население Волгограда иметь в Думе своего депутата от территории, а ввели голосование по партийным спискам. Данные нарушения сделали депутатов не легитимными, поэтому решение №... от ДД.ММ.ГГГГ незаконно с момента принятия.

Кроме того, выборы главы города из числа депутатов незаконным, поскольку противоречат решению жителей Волгограда, принятому на публичных слушаниях. В связи с этим заявитель просит отменить решение Волгоградской городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов депутатов Волгоградской городской Думы V созыва», а также отменить выборы депутатов Волгоградской городской Думы, назначенные на ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, пояснил, что на публичных слушаниях в марте 2012 года жителями принято решения о выборах Главы Волгограда жителями города. Однако, депутаты данное решение проигнорировали, Глава избран из числа депутатов. Полномочия депутатов Волгоградской городской Думы истекли в марте 2013 года, поскольку они были избраны в марте 2008 года на 5 лет. Основания для продления полномочий до следующих выборов законом не предусмотрены. Оспариваемое решение принято не уполномоченными лицами, срок полномочий которых истек, подписан также не уполномоченным лицом. Кроме того, оспариваемое решение принято с нарушением установленных законом сроков.

Представитель Волгоградской городской Думы в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку оспариваемое решение принято депутатами городской Думы, полномочия которых в силу закона продляются до следующего дня выбором. Решение принято в установленные законом сроки, подписано уполномоченным лицом – исполняющим полномочия главы Волгограда - ФИО5.

Представитель заинтересованного лица ТИК Кировского района г. Волгограда в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель заинтересованного лица ТИК Дзержинского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения требований, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Для реализации права на обращение в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения или действия (бездействия) незаконным заявитель должен, во-первых, указать на несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) определенному закону либо иному нормативному правовому акту и, во-вторых, обозначить, какие права и законные интересы его как заявителя нарушены оспариваемым актом, решением, действием (бездействием), а равно - в чем заключается это нарушение.

Исходя из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, и положений статьи 255 ГПК РФ, решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих могут быть признан судом незаконным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемые акт, решения, совершили оспариваемые действия или бездействие (часть 1 статьи 249 ГПК РФ). Но бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов, несут заявители. При этом нарушение прав и законных интересов заявителя не может быть вероятностным (предположительным).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской городской думой принято Решение №... «О назначении даты выборов депутатов Волгоградской городской Думы Vсозыва». Дата выборов назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, - местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 06.10.200.3 № 131-Ф3, - устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

При этом в силу ст. 9 Устава города героя Волгоград, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 №20/362, население Волгограда осуществляет свое право на местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, местных выборах и посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления Волгограда.

Структуру органов местного самоуправления г.Волгограда в соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава города Волгограда составляют городская Дума - представительный орган местного самоуправления Волгограда; глава муниципального образования - глава Волгограда - высшее должностное лицо Волгограда; администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда; Контрольно-счетная палата Волгограда - контрольно-счетный орган Волгограда.

В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В связи с этим довод заявления о нарушении Волгоградской городской Думой ст. 10 Конституции РФ, регламентирующей принцип разделения властей, не основан на требованиях действующего законодательства.

Согласно ст. 11 Конституции РФ, - органы осуществляющие государственную власть на территории РФ, к которым относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы государственной власти, образуемые в субъектах РФ.

Согласно ст. 12 Конституции РФ, - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Порядок назначения даты проведения выборов в органы местного самоуправления регулируется федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ Волгоградской области.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 10 Закона Волгоградской области от 06.12.2006 №1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» - голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье.

При этом статьей 10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлено, что днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи.

Вторым воскресеньем сентября 2013 года является именно 8 число.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Согласно ч. 7. ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 4 ст. 10 Закона Волгоградской области от 06.12.2006 №1373-ОД решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно ч. 2 ст. 11 Устава города – героя Волгограда городские выборы назначаются городской Думой не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В случаях, установленных федеральным законом, городские выборы назначаются избирательной комиссией или судом.

Решением Волгоградской городской Думы, которая является представительным органом местного самоуправления г. Волгограда, от ДД.ММ.ГГГГ №№..., опубликованным в газете «... ДД.ММ.ГГГГ года, выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, дата проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления г. Волгограда определена представительным органом местного самоуправления за 81 день до дня голосования, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Установленный законом срок не нарушен, поскольку подлежит исчислению со дня принятия оспариваемого, а не со дня его опубликования, как на то указывает заявитель.

Довод заявителя о не легитимности Волгоградской городской Думы IV созыва, по причине истечения ДД.ММ.ГГГГ срока полномочий данного состава Думы, является несостоятельным и не основан на законе.

В соответствии с решением выборы депутаты Волгоградской городской Думы IV созыва проведены ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 131-Ф3, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 06.1 2.2006 №1 373-0/1 срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Статьей 23 Устава города - героя Волгограда установлено, что городская Дума - представительный орган местного самоуправления Волгограда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах па основе всеобщею равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Волгограда и обладающими избирательным правом.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Закона Волгоградской области от 06.12.2006 №1373-ОД днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года.

Исходя из ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Таким образом, решение о назначении даты выборов депутатов Волгоградской городской Думы V созыва принято в период срока полномочий депутатов Волгоградской городской Думы IV созыва.

Довод заявителя о необходимости проведения публичных слушаний для решения вопроса о продлении полномочий депутатов и принятия решения о назначении даты выборов не состоятелен, поскольку не соответствует требованиям ст. 28 Федерального закона № 131 - Ф3, ст. 16 Устава города Волгограда, которые устанавливают исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, в число которых проведение публичных слушаний по вопросу назначения даты выборов в депутаты Волгоградской городской Думы не входит.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-Ф3 глава муниципального образования избирается в соответствии с порядком установленным уставом муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 28 Устава города – героя Волгограда, - Глава Волгограда избирается из состава депутатов городской Думы 2/3 голосов от установленной численности депутатов тайным голосованием на срок полномочий городской Думы и исполняет полномочия председателя городской Думы.

Заявитель ссылается на то, что на публичных слушаниях в марте 2012 года населением Волгограда принято решение об избрании Главы города гражданами, проживающими на территории Волгограда…, а поэтому лицо, подписавшее оспариваемый закон является не уполномоченным подписывать его.

Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку по результатам публичных слушаний «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда», проходивших 26.03.2012 года было принято предложение о внесении изменений в Устав города в части порядка избрания Главы города. Однако, на момент принятия оспариваемого решения, такие изменения не внесены. Следовательно, действует Устав города-героя Волгограда в настоящей редакции.

Таким образом, оспариваемое решение подписано уполномоченным лицом.

С учетом исследованных обстоятельств и анализа правовых норм, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку оспариваемо решение не противоречит требованиям действующего на территории Российской Федерации законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО4 об отмене решения Волгоградской городской Думы №... от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов депутатов Волгоградской городской Думы V созыва», об отмене выборов депутатов Волгоградской городской Думы назначенных на ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенное в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.

Судья – В.М.Лемякина

...