ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7065/16 от 21.11.2016 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-7065/ 16 з а о ч н о е

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 ноября 2016 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе

председательствующего Лопатиной Н.Н.

при секретаре Абакумовой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ИП ФИО2 о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела в офисе продаж ответчика, расположенном по <адрес> в <адрес>, постельные принадлежности: одеяла, подушки, подушку-валик, пояс-обогреватель, бальзам с ланолином производства Италии, общей стоимостью 69960 руб., произвела полную оплату стоимости товара с использованием средств кредита, предоставленного ООО КБ «Ренессанс Кредит». На презентации изделия было заявлено, что указанные изделия итальянского производства, изготовлены из натуральной шерсти. При осмотре изделий дома было обнаружено, что изделия не являются чистошерстяными, как было заявлено продавцом, имеют некачественную обработку. Таким образом, при покупке товара истица была введена в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Истица потребовала от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар суммы, однако получила отказ. Поскольку изделия не соответствуют по качеству требованиям, заявленным продавцом, истец просит расторгнуть договор купли-продажи, взыскать уплаченные за товар деньги 69960 руб. (полная стоимость кредита с учетом процентной ставки), неустойку за просрочку исполнения требований потребителя, компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя – 10000 руб., а также штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, судебные расходы.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела своевременно извещался, о чем имеются сведения.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО2 заключен договор купли-продажи, согласно которому истица приобрела в офисе продаж ответчика, расположенном по <адрес> в <адрес>, постельные принадлежности: одеяла, подушки, подушку-валик, пояс-обогреватель – в количестве 9 единиц, средство для стирки – 1 шт. общей стоимостью 69960 руб. (с учетом скидки), что подтверждается договор-заказом .

Оплата товара была произведена полностью за счет денежных средств банковского кредита, предоставленного ООО КБ «Ренессанс Кредит», с которым истицей заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ, истица приобрела одеяло верхнее с шерстяным ворсом 140х200 – 1 шт.; одеяло нижнее с шерстяным ворсом, комбинированное с хлопчатобумажной тканью 140х200 – 1 шт.; одеяло верхнее с шерстяным ворсом 180х200 – 1 шт.; одеяло нижнее с шерстяным ворсом, комбинированное с хлопчатобумажной тканью 180х200 – 1 шт.; подушка 50х70 в ХБ наволочке -3 шт.; пояс-обогреватель-1 шт.; подушка-валик-1 шт.; средство для стирки – 1 шт.

Продавцом проданный товар был заявлен как товар производства Италии, фирмы <данные изъяты>, изготовлен из натуральной шерсти. В подтверждение указанного факта истицей предоставлен рекламный буклет, распространяемый на презентации изделий (л.д.34-39). Как следует из рекламного буклета, постель из натуральной шерсти уменьшает головную боль, оказывает лечебное и профилактическое воздействие на организм человека, оказывает целебное воздействие, массажируя организм человека на капиллярном уровне, изделия марки <данные изъяты> отнесены к продукции первой категории и рекомендованы для грудных детей, что подтверждено международным стандартом качества «экологический текстиль». При производстве ткани исключаются добавки каких-либо химических или искусственных элементов, вредных для человека и окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к продавцу с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы, ссылаясь при этом на то, что товар не соответствует заявленным качествам, изделия не являются чистошерстяными, что неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья членов её семьи, для которых она приобретала товар.

Ответчик предоставил истице ответ, из которого следует, что проданный истице товар соответствует по качеству требованиям, обычно предъявляемым к товару подобного рода, истица осматривала товар при покупке, никаких претензий при этом не высказала, в связи с чем оснований для расторжения договора купли-продажи не имеется.

При продаже товара ответчиком выдано истице гарантийное письмо, из которого следует, что покупатель приобрел «высококачественные изделия из натуральной шерсти» (л.д.41).

В своих письменных возражениях ответчик указывает на то, что истица заявила требования о возврате приобретенного товара. Однако товар является постельными принадлежностями и в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров» обмену и возврату не подлежит. При этом представитель ответчика в предыдущих судебных заседаниях не отрицал того обстоятельства, что проданный истице товар не является чистошерстяным, в изделиях имеется определенная доля синтетических волокон (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ л.д.42).

В подтверждение вышеуказанного обстоятельства представитель ответчика предоставил сертификат (декларация о соответствии) на товар, из которого следует, что постельные принадлежности торговой марки Geraldo Mossari изготовлены из шерстяных, синтетических и хлопчатобумажных нитей. Продукция соответствует требованиям технических регламентов безопасности продукции легкой промышленности. Таким образом, ответчиком не оспаривается факт наличия в изделиях, проданных истице, синтетических нитей.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В силу ст. 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. Если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи. Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.

Как следует из заключения судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Липецкой торгово-промышленной палатой, изделия фирмы <данные изъяты>, приобретенные ФИО1 в офисе продаж ИП ФИО2, расположенном по адресу г. <адрес><адрес>., (одеяло 140х200, одеяло 180х200, наматрасник 180Х200, подушка с наполнителем – 3 шт., подушка-валик, пояс) не соответствуют требованиям технического регламента ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышлености», ГОСТ 9382-2014 «Одеяла чистошерстяные, шерстяные и полушерстяные. Общие технические условия», ГОСТ Р 55857-2013 «Одеяла и покрывала стеганные. Подушки. Общие технические условия», ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортировки и хранение» по различным параметрам: по размерам, весу наполнителя, методы изготовления не соответствуют промышленной технологии производства. Отсутствует маркировка, а также полная и достоверная информация о способах ухода за изделиями. Выявленное экспертом несоответствие качества товара предъявляемым требованиям, установленным в нормативной документации, дало основание сделать вывод о том, что предоставленный на экспертизу товар является фальсифицированным.

Согласно ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Согласно ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; …правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг)…Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Согласно данной правовой норме в случае рассмотрения споров по вышеуказанным случаям изготовитель (продавец) не вправе ссылаться на осведомленность потребителя по поводу проданного ему товара. Это положение действует и в том случае, если потребитель в силу своих профессиональных навыков знает о том, каким образом следует использовать купленный им товар. Специальными познаниями являются знания, исходящие из какой-либо области науки, литературы, искусства. То есть Законом предполагается, что такой информации у потребителя заведомо нет. Тем самым законодатель устанавливает четкие рамки доказательств при разрешении такого рода споров и возлагает бремя доказывания на продавца.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями и доплнениями), рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона). Информация о товарах (работах, услугах) должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.

Ответчиком не предоставлено никаких доказательств в обоснование доводов об отсутствии своей вины в продаже истцу товара ненадлежащего качества, в то время как обязанность по предоставлению доказательств об отсутствие вины в продаже товара ненадлежащего качества возлагается законом на продавца.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: -потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая, что истице не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора необходимую и достоверную информацию о товаре, то, в силу ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей», она вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, возврата уплаченной за товар стоимости, поскольку требование истца добровольно в установленный срок ответчиком не выполнено. При расторжении договора некачественный товар подлежит передаче ответчику.

В соответствии с п.5, п. 6 ст. 24 ФЗ «О защите прав потребителей», в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита. В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

Законом не предусмотрено обусловливать при расторжении договора купли-продажи возврат покупателю уплаченной за товар суммы погашением кредита, выданного на приобретение этого товара. Поэтому при расторжении договора купли-продажи продавец некачественного товара обязан возвратить покупателю всю уплаченную за товар сумму. При этом уплаченные истцом проценты за пользование кредитом являются его убытками, которые подлежат возмещению истцом.

Как следует из договору купли-продажи (л.д.10), истицей уплачена за товар сумма 69960 руб. Эта сумма предоставлена истице в виде кредита ООО «Ренессанс Кредит» и состоит из суммы основного долга – 52185 руб. и процентов за пользование кредитом – 17804 руб. Сумма 69989 руб. подлежит возврату истице, поскольку эта сумма полностью перечислена продавцу при заключении договора, а остаток долга по кредитному договору истица должна погашать по установленному договором графику.

Согласно ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ст. 23).

Истица обратилась к ответчику с требование о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы – ДД.ММ.ГГГГ В установленные законом срок требования потребителя не удовлетворены. За просрочку в 224 дня начисляется неустойка 156710 руб. (69960 х 1% х 224). Неустойка ограничивается ценой заказа и подлежит взысканию в размере 69960 руб.

Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд считает размер компенсации причиненного истцу морального вреда в сумме 5000 рублей разумным и справедливым, соответствующим степени нравственных страданий истца по поводу нарушения его прав потребителя и степени вины ответчика, продавшего недоброкачественную продукцию. При этом суд учитывает, что истица при приобретении некачественного товара испытывала определенные неудобства, ощущение некомфортности.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчик уклонялся от добровольного удовлетворения законных требований потребителя, в связи с чем рассмотрение спора передано на разрешение суда. Учитывая, что действующим законодательством взыскание штрафа признано безусловной обязанностью суда во всех случаях удовлетворения иска, суд считает необходимым взыскать с ответчика штраф в размере 72460 руб. ((69960+69960+5000)х50%).

Истицей понесены расходы по оказанию юридических услуг в размере 2314 руб., а также расходы по оплате экспертизы в размере 23760 руб., что подтверждается платежными документами. Указанные расходы подлежрт возмещению в полном размере.

Всего с ответчика подлежит взысканию в пользу истца сумма 243454 руб. (69960+69960+5000+72460+2314+23760).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается в доход местного бюджета государственная пошлина 4298, 4 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи постельных принадлежностей, заключенный между ФИО1 и индивидуальным предпринимателем ФИО2.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ФИО1 – 243454 руб., - в доход местного бюджета города Липецка государственную пошлину- 4298, 4 руб.

Обязать ФИО1 передать индивидуальному предпринимателю ФИО2 постельные принадлежности фирмы Geraldo Mossari после выплаты ей денежных средств.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Советский районный суд г. Липецка в течение семи дней.

Заочное решение может быть обжаловано также сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2016