ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7065/19 от 16.07.2020 Ангарского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.07.2020 город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Куркутовой Э.А.,

при секретаре Марковичевой Н.О.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Ангарска Лейдерман Н.Л., представителя ответчика администрации Ангарского городского округа Сгорус Е.В., по доверенности, ответчика Колотыгиной Т.В., третьего лица Колотыгина И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-911/2020 по иску прокурора г.Ангарска в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ангарского городского округа, Колотыгиной Татьяне Владимировне о признании недействительным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Ангарска обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в суд, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города по результатам проверки соблюдения законодательства при распоряжении муниципальным имуществом установлено, что постановлением администрации Ангарского городского округа № 1346-па от 22.10.2015 Колотыгина Т.В. включена в состав участников подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска» на 2015-2018 годы муниципальной программы «Доступное жилье в городе Ангарске».

25.04.2016 в КУМИ АГО зарегистрировано её заявление о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи по адресу ..., общей площадью 68,8 кв.м., стоимостью 2 591 283,20 руб.

На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 13.05.2016 №1053-па, КУМИ АГО от имени администрации АГО заключил 31.05.2016 с Колотыгиной Т.В. договор купли-продажи квартиры, являющейся муниципальной собственностью.

Вместе с тем, 06.05.2016 в КУМИ АГО зарегистрировано еще одно заявление Колотыгиной Т.В., поданное ею также в рамках реализации права участника подпрограммы, о предоставлении по договору купли-продажи другого жилого помещения по адресу ..., общей площадью 32,8 кв.м., стоимостью 1 235 379,20 руб.

На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016 № 1138-па КУМИ АГО от имени администрации АГО 31.05.2016 заключил с Колотыгиной Т.В. договор купли-продажи указанной квартиры.

Считает, что постановление от 23.05.2016 № 1138-па вынесено незаконно по следующим основаниям.

Постановлением администрации города Ангарска Иркутской области от 30.09.2014 № 1350-Г утверждена муниципальная программа "Доступное жилье в городе Ангарске" (Программа № 1). В указанную программу включена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска" на 2015-2018 годы (Подпрограмма № 1). Финансирование подпрограммы № 1 осуществлялось за счет средств бюджета города Ангарска.

Согласно паспорту данной Подпрограммы № 1, целевыми показателями подпрограммы являлось количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия. Ориентировочный расчет приобретения в 2015-2018 годах жилых помещений – 78 квартир. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы - количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия за период 2015-2018 годы - 78 семей. Работникам бюджетной сферы право на участие в подпрограмме может быть предоставлено 1 раз. Таким образом, исходя из положений подпрограммы, к целям ее реализация относятся количественные показатели обеспечения специалистов жилыми помещения из расчета 1 жилое помещение на 1 семью. Указанная программа действовала до 18.02.2016.

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 11.11.2015 № 1567-па утверждена муниципальная программа Ангарского городского округа "Доступное жилье" на 2016-2018 (Программа № 2), в соответствии с которой признано необходимым продолжить предоставление жилых помещений по договорам купли-продажи работникам бюджетной сферы, в которую включена подпрограмма № 4 (Подпрограмма № 2).

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 12.04.2016 № 774-па утвержден Порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договорам купли-продажи (далее по тексту – Порядок).

Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Порядка для заключения договора купли-продажи жилого помещения, участники подпрограммы обращаются в Комитет с заявлением по установленной форме. Комитет в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления подготавливает проект постановления о заключении договора купли-продажи. После подписания постановления о заключении договора купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы", Комитет в течение 5 рабочих дней заключает договор купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы".

Постановление мэра Ангарского городского округа «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ... участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» №1053-па вынесено 13.05.2016. В нарушение требований п. 3.3 Порядка, договор купли - продажи жилого помещения с Колотыгиной Т.В. заключен лишь 31.05.2016.

Фактически постановление администрации о заключении договора купли-продажи обеспечивает право участника на получение жилого помещения, и, именно с этого момента право участника считается реализованным.

Пункт 3.5. Порядка, в обеспечение целей и достижения целевых показателей подпрограммы, закрепляет положение об однократном участии в подпрограмме, то есть о возможности получения одним 1 участником одного жилого помещения, что следует из цели создания подпрограммы, в рамках которой предоставлено жилое помещение Колотыгиной Т.В.

Форма заявления о предоставлении жилого помещении по договору купли-продажи, указанная в приложении 3 Порядка не предусматривает указания нескольких жилых помещений в заявлении, что также исключает передачу нескольких квартир одному участнику поданных в рамках одного заявления.

Фактически основаниями для принятия подпрограммы явилась необходимость привлечения квалифицированных кадров.

Исходя из совокупности правовых норм, регламентирующих сложившиеся правоотношения, законных оснований для принятия оспариваемого постановления от 23.05.2016 не имелось, так как Колотыгина Т.В. перестала быть участником Подпрограммы № 2. Постановление администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016 № 1138-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы» Колотыгиной Т.В. принято с нарушением муниципально-правового акта, противоречит п.п.3.3, 3.5 Порядка, соответственно, в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ может быть признано судом недействительным. Соответственно, договор купли-продажи жилого помещения от 31.05.2016, заключенный с Колотыгиной Т.В. на основании недействительного постановления также является недействительным.

Действиями администрации Ангарского городского округа по предоставлению неограниченного количества жилых помещений одному участнику подпрограммы нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – работников бюджетной сферы муниципального образования, с учетом возможных кадровых изменений, нуждаемость которых могла возникнуть в период действия подпрограммы с учетом запланированных мероприятий и финансирования программы, лишая тем самым возможности данных лиц, круг которых не определен, на улучшение жилищных условий.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 167, 168 ГК РФ просит признать недействительным постановление администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016 № 1138-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы» Колотыгиной Т.В.; признать недействительным договор купли-продажи жилого помещения от **, заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Колотыгиной Т.В.– квартиры, расположенной по адресу: ...; применить последствия недействительности ничтожной сделки, вернув стороны в первоначальное положение, возвратив жилое помещение по адресу: по адресу: ... муниципальную собственность Ангарского городского округа, вернув Колотыгиной Т.В. из бюджета Ангарского городского округа денежные средства, выплаченные в счет стоимости вышеуказанной квартиры, а именно первоначальный взнос в размере 123 537, 92 руб. и денежные средства, уплаченные в счет стоимости квартиры в доход бюджета Ангарского городского округа на дату вынесения решения суда.

В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора г. Ангарска Лейдерман Н.Л., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала, по существу дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Уточнила, что просит взыскать с администрации Ангарского городского округа в пользу Колотыгиной Т.В. денежные средства, оплаченные по договору купли-продажи от 31.05.2016 по состоянию на 16.07.2020, в сумме 698 264,75 руб.

В судебном заседании ответчик Колотыгина Т.В. иск не признала, поддержав доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела, а также поддержала заявление о пропуске истцом срока исковой давности, который подлежит исчислению с даты принятия оспариваемого постановления. Полагает, что она действовала добросовестно, решение о приобретении двух квартир было обусловлено тем, что она хотела перевезти в город своих родителей.

В судебном заседании представитель ответчика администрации АГО – Сгурос Е.В., по доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела, а также заявление о применении последствий пропуска срока исковой давности. Указала, что в рамках «Соглашения о порядке взаимодействия между администрацией Ангарского городского округа и прокуратурой г.Ангарска в сфере нормотворчества» от 17.08.2015 в адрес истца 07.06.2016 был направлен перечень постановлений, принятых администрацией АГО в мае 2016г. В данном перечне указано оспариваемое постановление, следовательно, истец узнал о нем не позднее 07.06.2016, срок исковой давности для его оспаривания истцом пропущен. Кроме того, программой не ограничена возможность приобретения нескольких жилых помещений участником программы при условии уплаты первоначального взноса.

В судебное заседание после объявленного судом перерыва третье лицо Колотыгин И.Ю. не явился, ранее пояснил, что с согласия Колотыгиной Т.В. он проживает в спорной квартире, иного жилого помещения не имеет.

В судебное заседание третье лицо Колотыгина А.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п.1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В ст. 166 Гражданского кодекса РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Понятие ничтожной сделки содержит ст.168 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки ( п.2).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, относится к вопросам местного значения городского округа.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49 вышеуказанного Закона).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании поступившей из УФСБ РФ по Иркутской области 20.09.2019 в прокуратуру г.Ангарска информации о незаконных действиях администрации Ангарского городского округа при распоряжении муниципальным имуществом в рамках реализации подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» муниципальной программы Ангарского городского округа «Доступное жилье», прокуратурой города Ангарска была проведена проверка.

21.09.2015 Колотыгина Т.В. обратилась к мэру АГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи, состоящей из двух человек.

Постановлением администрации Ангарского городского округа № 1346-па от 22.10.2015 Колотыгина Т.В. включена в состав участников подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска» на 2015-2018 годы муниципальной программы «Доступное жилье в городе Ангарске».

25.04.2016 Комитетом по управлению муниципального имущества администрации Ангарского городского округа зарегистрировано заявление Колотыгиной Т.В. о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи, построенного в рамках подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы», по адресу ..., общей площадью 68,8 кв.м., стоимостью 2 591 283,20 руб., с оплатой первоначального взноса в размере 10% от стоимости квартиры.

На основании указанного заявления 13.05.2016 издано постановление администрации Ангарского городского округа № 1053-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы», явившееся в свою очередь основанием для заключения с Колотыгиной Т.В. договора купли-продажи от 31.05.2016 трехкомнатной квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, согласно которому в собственность Колотыгиной Т.В. передается квартира, являющаяся муниципальной собственностью АГО, на условиях, указанных в договоре.

06.05.2016 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее КУМИ АГО) зарегистрировано еще одно заявление Колотыгиной Т.В., поданное ею также в рамках реализации права участника подпрограммы о предоставлении по договору купли-продажи другого жилого помещения, построенного в рамках подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» по адресу ..., общей площадью 32,8 кв.м., стоимостью 1 235 379,20 руб.

На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016 №1138-па КУМИ АГО от имени администрации Ангарского городского округа заключил с Колотыгиной Т.В. договор купли-продажи от 31.05.2016 однокомнатной квартиры расположенной по адресу, ....

Оценивая доводы истца о незаконности указанного постановления, суд принимает во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Ангарска от 30.09.2014 № 1350-Г утверждена муниципальная программа "Доступное жилье в городе Ангарске" (далее Программа № 1). В указанную программу включена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска" на 2015-2018 годы (далее Подпрограмма № 1). Финансирование Подпрограммы № 1 осуществлялось за счет средств бюджета города Ангарска.

Целью указанной Подпрограммы № 1 явилось необходимость разработки механизма поддержки за счет средств бюджета города Ангарска работников бюджетной сферы в целях удовлетворения потребности в собственном жилье.

Согласно паспорту данной Подпрограммы № 1, целевыми показателями подпрограммы являлось количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия. Общее количество жилых помещений определяется из расчета стоимости 1 квадратного метра вновь строящегося жилья исходя из объемов финансирования из бюджета города Ангарска и потребности в жилых помещениях, определяемой согласно поданным участниками настоящей Подпрограммы заявлениям. Ориентировочный расчет приобретения в 2015-2018 годах жилых помещений – 78 квартир. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы - количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия за период 2015-2018 годы - 78 семей. Работникам бюджетной сферы право на участие в Подпрограмме может быть предоставлено 1 раз.

Указанная Программа № 1 действовала до 18.02.2016.

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 11.11.2015 № 1567-па утверждена муниципальная программа Ангарского городского округа "Доступное жилье" на 2016-2018г. (далее по тексту – Программа №2), в которой также выделена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2016-2018 годы. В соответствии с п. 11.2.2 Программы № 2, с целью выполнения взятых обязательств в рамках подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2015 - 2018 годы муниципальной программы "Доступное жилье в городе Ангарске", утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 30.09.2014 № 1350-г, признано необходимым продолжить предоставление жилых помещений по договорам купли-продажи работникам бюджетной сферы в рамках Подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2016-2018 годы (далее - Подпрограмма № 2).

Согласно разделу 1 Программ № 1 и № 2 необходимость разработки Подпрограммы обоснована проблемой нехватки работников бюджетной сферы в Ангарском городском округе. Одним из основных стимулов по привлечению квалифицированных кадров на территорию Ангарского городского округа является обеспечение их жилыми помещениями. Недостаточно высокая заработная плата работников бюджетной сферы, невозможность приобретения жилья самостоятельно по рыночным ценам, высокие ставки по ипотечным кредитам, не позволяют им приобретать в собственность жилые помещения самостоятельно.

Пунктом 11.2.2 Подпрограммы № 2 предусмотрено, что порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договору купли-продажи устанавливается постановлением администрации Ангарского городского округа.

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 12.04.2016 № 774-па утвержден Порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договорам купли-продажи (далее – Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка участниками подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие (зарегистрированные по месту жительства) на территории Ангарского городского округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, являющиеся работниками бюджетной сферы, имеющие возможность произвести оплату первоначального взноса.

Согласно п. 1.9 Порядка размер общей площади приобретаемого жилого помещения определяется участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» самостоятельно.

Согласно п. 3.1. Порядка для заключения договора купли-продажи жилого помещения, участники подпрограммы обращаются в Комитет с заявлением по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. Днем обращения в Комитет с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения считается дата регистрации Комитетом заявления.

Согласно п. 3.2. Порядка, Комитет в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления подготавливает проект постановления о заключении договора купли-продажи и направляет его в порядке, установленном в администрации Ангарского городского округа, на согласование. После подписания постановления о заключении договора купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы", Комитет в течение 5 рабочих дней заключает договор купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" (п. 3.3. Порядка).

Постановление мэра Ангарского городского округа «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ... участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» №1053-па вынесено 13.05.2016. Таким образом, в нарушение указанных требований, договор купли - продажи жилого помещения с Колотыгиной Т.В. заключен лишь 31.05.2016.

Согласно п. 3.5 Порядка, работникам бюджетной сферы право на участие в подпрограмме подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» предоставляется 1 раз.

Таким образом, п. 3.5 Порядка закрепляет положение об однократном участии в подпрограмме, то есть о возможности получения одним 1 участником одного жилого помещения, что следует из цели создания подпрограммы, в рамках которой предоставлено жилое помещение Колотыгиной Т.В.

Форма заявления о предоставлении жилого помещении по договору купли-продажи, указанная в приложении 3 Порядка не предусматривает указания нескольких жилых помещений в заявлении, что также исключает передачу нескольких квартир одному участнику поданных в рамках одного заявления.

При этом порядок не содержит положений, устанавливающих действия органа местного самоуправления в отношения участника подпрограммы кроме как подписания договора купли-продажи жилого помещения, таким образом, фактически постановление администрации о заключении договора купли-продажи обеспечивает право участника на получение жилого помещения, то есть реализация программы со стороны органа местного самоуправления заканчивается вынесением постановления. И именно с этого момента право участника считается реализованным.

Изучение и анализ указанных правовых актов позволяет суду прийти к выводу о том, что к целям реализация Подпрограммы № 2 относятся количественные показатели обеспечения специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещения из расчета одно жилое помещение для одной семьи работника бюджетной сферы, нуждающегося в улучшении жилищных условий; противоположное толкование, предложенное стороной ответчика, противоречит смыслу и целям Подпрограммы № 2, не предусматривающей возможность обеспечения работника бюджетной сферы несколькими жилыми помещениями на льготных условиях их приобретения. Доводы стороны ответчика о том, что в соответствии с Порядком ( п. 1.9) размер общей площади приобретаемого жилого помещения определяется участником подпрограммы самостоятельно, указанных выводов не опровергают, поскольку речь идет лишь об одном жилом помещении.

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 30.06.2015 № 349-па установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Данное жилое помещение было предоставлено Колотыгиной Т.В. на состав семьи 2 человека. После предоставления указанного жилого помещения Колотыгина Т.В. нуждающейся в жилом помещении не являлась.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление, давшее возможность Колотыгиной Т.В., реализовавшей свое право на приобретение жилого помещения по адресу: ... рамках Подпрограммы № 2, приобрести второе жилое помещение, является незаконным, поскольку принято с нарушением муниципального правового акта, а именно противоречит требованиям п. 3.3, п. 3.5 Порядка, соответственно, в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ является недействительным.

Соответственно договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ... от 31.05.2016, заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Колотыгиной Т.В. на основании недействительного постановления также является недействительным в силу его ничтожности.

Поскольку муниципальное имущество – квартира по адресу: ..., созданное для решения вопросов местного значения по обеспечению проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан, незаконно перешло в собственность Колотыгиной Т.В., тем самым нарушены интересы муниципального образования - Ангарский городской округ.

Кроме того, действиями администрации Ангарского городского округа по предоставлению неограниченного количества жилых помещений одному участнику подпрограммы нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – работников бюджетной сферы муниципального образования, с учетом возможных кадровых изменений, нуждаемость которых могла возникнуть в период действия подпрограммы.

Суд учитывает, что на момент предоставления жилого помещения Колотыгиной Т.В. действие Подпрограммы № 2 не окончилось.

Кроме того, в настоящее время на территории Ангарского городского округа действует подпрограмма «Жилье для работников бюджетной сферы на 2017-2021 гг.», утвержденная в рамках муниципальной программы «Доступное жилье « на 2017-2021гг.» постановлением администрации Ангарского городского округа от 01.11.2016 № 2403-па (ред. от 22.10.2019), реализация которой также включает в себя такое мероприятие как предоставление работнику бюджетной сферы жилого помещения по договору купли-продажи. Указанная подпрограмма действует с целью выполнения взятых обязательств в рамках Подпрограммы № 1, а также Подпрограммы № 2.

В постановлении администрации Ангарского городского округа от 14.11.2019 N 1180-па "Об утверждении муниципальной программы Ангарского городского округа "Доступное жилье" на 2020 - 2024 годы" также указано, что в настоящее время в АГО остро стоит проблема нехватки работников бюджетной сферы. Одним из основных стимулов по привлечению квалифицированных кадров на территорию АГО является обеспечение их жилыми помещениями, а также предоставление компенсации платы по договорам найма жилья… Для решения указанной проблемы необходимо введение механизма поддержки указанных категорий граждан за счет средств местного бюджета, в связи с чем разработана настоящая подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы". Благодаря мероприятию "Предоставление работникам бюджетной сферы жилых помещений по договорам купли-продажи" работникам бюджетной сферы предоставляется право приобрести в рассрочку с уплатой сниженной процентной ставки в размере 6,5% (5%), в связи с чем приобретение собственного жилья работниками бюджетной сферы станет более доступным.

Данные обстоятельства свидетельствуют о потребности работников бюджетной сферы в улучшении жилищных условий и наличии участников, не реализовавших свое право на участие в подпрограммах.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае, действиями администрации Ангарского городского округа нарушаются права муниципального образования на реализацию вопросов местного значения по обеспечению малоимущих работников бюджетной сферы жилыми помещениями за счет муниципального имущества, а также нарушаются права неопределенного круга лица – возможных участников подпрограммы. При таких данных, у прокурора имеются основания для обращения в суд с настоящим иском.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая изложенное, правовыми последствиями признания недействительным договора купли-продажи является возвращение квартиры в собственность муниципального образования Ангарский городской округ и взыскание в пользу Колотыгиной Т.В. из бюджета Ангарского городского округа денежных средств, оплаченных ею по договору купли-продажи.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 29.01.2020 Колотыгина Т.В. в счет оплаты по договору внесла 698 264,75 руб., что подтверждается актом сверки расчетов; кроме того, из объяснений ответчика Колотыгиной Т.В. установлено, что в связи с предъявлением иска она перестала вносить ежемесячные платежи. При таких обстоятельствах в пользу Колотыгиной Т.В. следует взыскать как оплаченную по договору купли-продажи жилого помещения от 31.05.2016 сумму 698 264,75 руб.

Ответчики заявили о пропуске истцом срока исковой давности. Оценивая обоснованность сделанного ответчиками заявления, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки ( п. 1).

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Оспариваемое истцом постановление влечет за собой возникновение (прекращение) гражданских прав и обязанностей, связанных с приобретением на его основании квартиры в собственность. Требования о признании недействительным договора купли-продажи от 23.05.2016 фактически производны от требований о признании недействительным постановления.

Оспариваемое постановление носит ненормативный характер, в связи с чем, не подлежало обязательной публикации в средствах массовой информации для доведения до сведения неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц, в интересах которого и подан иск, не имел и не имеет доступа к оспариваемому постановлению. При таких обстоятельствах, срок исковой давности для защиты прокурором нарушенных прав неопределенного круга лиц, не пропущен.

Кроме того, суд также находит заслуживающими внимания доводы истца о том, что конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены прокурором только в результате проверки. Так, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 7.12.2015 № 195 основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также другие материалы, свидетельствующие о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий.

Отсутствие данной информации в органах прокуратуры, учитывая, что оспариваемое постановление не является нормативно-правовым актом, свидетельствует о том, что до поступления соответствующего обращения, которое поступило в прокуратуру для проверки лишь 25.09.2019, отсутствовали как основания проверки оспариваемого ненормативного правового акта, так и возможность выявления нарушений законодательства при его издании. То обстоятельство, что копия постановления была направлена в адрес прокурора 07.06.2016, не свидетельствуют об обратном.

Поэтому доводы стороны ответчика о том, что прокурор в течение трех лет с момента получения постановления требований о незаконности постановления не заявлял, не могут быть приняты во внимание.

В данной связи отсутствуют основания для вывода суда о пропуске прокурором срока исковой давности.

Доводы стороны ответчика о том, что прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, являются несостоятельными, что отчуждение муниципального имущества осуществлено по возмездной сделке за счет средств ответчика, квартира была продана Колотыгиной Т.В. в рамках установленной муниципалитетом льготной программы не могут быть приняты во внимание, так как доказать отсутствие нарушения прав иных лиц, не получивших жилье по муниципальной программе, должна доказать администрация АГО, однако надлежащих доказательств тому не представлено.

Информация о программах, размещенная в газете Ангарские новости, не свидетельствует об обратном.

В случае необоснованной продажи в рамках льготной муниципальной программы квартиры нарушаются права лиц, имеющих возможность получения квартиры от муниципального образования. Суд учитывает, что в рамках программ выделялись денежные средства из бюджета в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах, что указывает на наличие лиц, имеющих возможность получения квартиры от муниципального образования, кроме Колотыгиной Т.В.

Суд учитывает, что Колотыгиной Т.В. были поданы заявления на приобретение двух квартир (зарегистрированные 25.04.2016, 06.05.2016), тогда как п. 3.1 Порядка, формой заявления, предусмотрена подача заявления в отношении одного жилого помещения, Порядок не предполагает подачи двух заявлений, подпрограммой предусмотрено приобретение одной квартиры.

В данном случае достаточно оснований для квалификации договора, как ничтожной сделки. При этом признание договора ничтожной сделкой не связано с обеспечением нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Проведение ответчиком неотделимых улучшений в квартире не могут быть приняты судом во внимание, такие доказательства суду не были представлены, требования о взыскании их стоимости не были заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Ангарска в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ангарского городского округа, Колотыгиной Татьяне Владимировне о признании недействительным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки - удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016 № 1138-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы» Колотыгиной Т.В.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи жилого помещения от 31.05.2016, заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Колотыгиной Татьяной Владимировной – квартиры, расположенной по адресу: ....

Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата квартиры, расположенной по адресу: ... собственность муниципального образования Ангарский городской округ и взыскания в пользу Колотыгиной Татьяны Владимировны из бюджета Ангарского городского округа денежных средств, оплаченных по договору купли-продажи от 31.05.2016 по состоянию на 16.07.2020 в сумме 698 264,75 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено 24.07.2020.

Судья Э.А.Куркутова

Мотивированное решение суда изготовлено 07.08.2020.