Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
19.09.2016 года <адрес>
Энгельсский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Никишовой С.А.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, ФИО8 к Министерству обороны Российской Федерации, администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
ФИО7, ФИО8 обратились в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района о признании права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес> 12 в <адрес> в порядке бесплатной приватизации.
В обоснование требований указывают, что спорное жилое помещение было предоставлено отцу истца ФИО7 – ФИО1 (как главе семьи) в наем по ордеру № МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ выданному Энгельсским КЭЧ. Совместно с нанимателем в жилое помещение была вселена как член семьи нанимателя ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, далее в квартире были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ сын нанимателя – ФИО7 и ДД.ММ.ГГГГ сноха – ФИО8 Указанное жилье – двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>-1, <адрес>, площадью 42,4 кв.м., кадастровый №. Главный наниматель ФИО1 снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, ранее его жена ФИО10 снята с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ
Истцу с момента регистрации и по настоящее время зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении, несут расходы по его обслуживанию, оплачивают коммунальные услуги. Таким образом, истцы добросовестно, открыто, непрерывно владеют указанной квартирой как своим собственным объектом недвижимости более 15 лет, что подтверждается справкой ОАО «ЕРКЦ».
Для реализации своего права на приватизацию, истцы обратились в федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о приватизации жилья.
Истцам было отказано в проведении приватизации и государственной регистрации, поскольку истцами не был представлен договор найма на вышеуказанное жилое помещение.
Истцы обращались в администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма. Из комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> получен ответ об отказе в предоставлении муниципальной услуги и заключении договора социального найма в связи с отсутствием в реестре сведений о запрашиваемом объекте. Считая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с иском.
Впоследствии истцы увеличили исковые требования к Министерству обороны РФ и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и просили исключить жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 42,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>-1, <адрес> из распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об отнесении к специализированному жилищному фонду, объектов недвижимого имущества, закрепленных за Энгельсской квартирно - эксплуатационной частью Министерства обороны РФ; признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>, утратившим статус служебного жилого помещения; прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-1, <адрес>; признать за ФИО7 и ФИО11 право собственности по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
В судебном заседании истцы исковые требования в части второго требования уточнили и просили суд признать
Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в судебное заседании не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие представителя.
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.
Представители третьих лиц ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ предоставило письменный отзыв, в котором просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, провести судебное заседание в отсутствие представителя. В обоснование своих возражений представитель указывает, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Энгельской КЭЧ.
Исходя из положений ст.ст. 47, 105 ЖК РСФСР, действовавших на момент предоставления спорного жилого помещения истцам, основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер.
Из ст. 104 ЖК РСФСР следует, что в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых ФИО2, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании п. 2 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения местной администрации о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р спорная квартира подлежала передаче в собственность Энгельсского муниципального образования <адрес>. Росимуществу совместно с Министерством обороны РФ и администрацией Энгельсского муниципального образования <адрес> было предписано обеспечить в установленном порядке передачу указанных в распоряжении объектов в муниципальную собственность.
По сведениям ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (<адрес> тракт, <адрес> Б) в адрес истцов было отправлено уведомление исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении законности проживания.
После реорганизации ФГКЭУ КЭЧ районов согласно приказа ФИО2 обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений, которым на территории Центрального военного округа является ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об отнесении к специализированному жилищному фонду объектов недвижимого имущества, закрепленных за Энгельсской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ» спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду со статусом служебное жилое помещение.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес> находилось на балансе Энгельсской КЭЧ района. Однако ни по приказам Министерства обороны РФ, ни по передаточным актам спорный объект жилищного фонда на баланс ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не передавался.
Доказательств, подтверждающих передачу спорного жилого помещения на баланс ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России истцом не представлено.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение имеет правовую особенность: казенное учреждение может осуществлять виды деятельности, предусмотренные в его учредительных документах. Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.
В соответствии с п. 27 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии с п. 33. Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не является правообладателем указанного жилого помещения и не имеет вещных прав на спорное имущество.
Таким образом, у ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России отсутствует право принять решение о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ, военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ и носят длящийся характер, руководствуясь положениями ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ЖК РСФСР.
Согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО2 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
На основании ч. 1 ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. Аналогичные по содержанию положения содержатся в ч. 2 ст. 69 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании ордера на жилое помещение № серии МО РФ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, в отдельной квартире, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>, на состав семьи два человека: ФИО1, его супругу ФИО10 на основании разрешения начальника гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 по договору социального найма и не имело статуса служебного. Истцы как члены его семьи были вселены и зарегистрированы в установленном законом порядке. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Согласно справке открытого акционерного общества «Единый расчетно-кассовый центр» № от ДД.ММ.ГГГГФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>-1, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО10 сняты с регистрационного учета в связи со смертью соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно справкам ОАО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО7, 1962 г.рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, пр-т Ф.Энгельса, <адрес>; ФИО8 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 15, 16).
Судом установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества на квартиру по адресу: <адрес>-1, <адрес>, в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют (л.д. 23).
Из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте капитального строительства по адресу: <адрес>-1, <адрес>, отсутствуют (л.д. 24).
В настоящее время истцы желают приватизировать данную квартиру, обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права на квартиру расположенную по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права была приостановлена в связи с отсутствием документов, являющиеся основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности - отсутствием договора социального найма (л.д. 29, 30).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма на <адрес>, как с членами семьи умершего нанимателя ФИО1 (л.д. 31).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в предоставлении муниципальной услуги, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>, не является муниципальной собственностью <адрес> и не числится в реестре муниципального имущества. Таким образом, у комитета отсутствует право на заключение договора социального найма вышеуказанного жилого помещения (л.д. 32, 33).
ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО7 и ФИО11 отказано в государственной регистрации права собственности (л.д. 34-35).
Судом установлено, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р спорная квартира подлежала передаче в собственность Энгельсского муниципального образования <адрес>. Росимуществу совместно с Министерством обороны РФ и администрацией Энгельсского муниципального образования <адрес> было предписано обеспечить в установленном порядке передачу указанных в распоряжении объектов в муниципальную собственность.
После реорганизации ФГКЭУ КЭЧ районов согласно приказа ФИО2 обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений, которым на территории Центрального военного округа является ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об отнесении к специализированному жилищному фонду объектов недвижимого имущества, закрепленных за Энгельсской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ» спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду со статусом служебное жилое помещение.
Из пояснений ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России следует, что спорное жилое помещение на баланс не передавалось.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни ЖК РФ, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и ДД.ММ.ГГГГ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что истцы были вселены в спорное жилое помещение до принятия распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р и продолжают в нем проживать до настоящего времени, суд приходит к выводу о том, что названное распоряжение привило к изменению статуса жилого помещения и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещения, предоставленных по договору социального найма.
Доказательств, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, после издания вышеприведенного распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчиками не представлено.
Неисполнение распоряжение правительства РФ о передаче в установленном порядке квартиры в собственность Энгельсского муниципального образования <адрес> не может являться препятствием к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами не соответствующих документов.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилым помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из справки комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 и ФИО8 не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Энгельсского муниципального района <адрес> (л.д. 28).
Таким образом, истцы имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры.
Согласно техническому паспорту двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>-1, <адрес> общей площадью 42,4 кв.м., жилой площадью 26.3 кв.м. Субъектом права является Российская Федерация согласно выписке из реестра федерального недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
признать право собственности в порядке бесплатной приватизации за ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 по ? доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> дивизии, <адрес> А, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Верно.
Судья С.А.Никишова
Секретарь ФИО13