ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7068/2015 от 29.02.2016 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

29 февраля 2016 г.

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

с участием

истца, представителя истца

представителя Управления Роспотребнадзора

по <адрес>

Бутырина А.В., ФИО1,

ФИО2

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис»в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» о признании действий ответчика противоправными, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истцы ФИО2, <адрес> общественный фонд защиты прав потребителей «Крис»в защиту интересов неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» о признании действий ответчика противоправными, взыскании компенсации морального вреда, в котором просят признать действия ООО «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» по распространению недостоверной рекламы противоправными; взыскать с ответчика ООО «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» компенсацию морального вреда в размере по усмотрению суда в пользу истца ФИО4

В обоснование иска указали, что ответчик оказывает услуги общественного питания, кафе. 23.06.2015г. Ответчик разместил в сети Интернет по адресу www.kfc.ru, www.kfc.ru/menu/326, информацию о своей компании и своих товарах: «Сезон барбекю. 6 острых крыльев + соус барбекю в подарок». Данная информация направлена на привлечение внимания к ответчику и товарам, которые он продает в торговом зале, а так же на поддержание интереса к « Ресторану KFC» и товарам. ДД.ММ.ГГГГг. истец купил в ресторане KFC, находящимся по адресу <адрес>, в том числе и 6 куриных крылышек. Между тем, ответчик, при покупке у него указанного в рекламе товара в нарушение условия акции «Сезон барбекю» о предоставлении в подарок «соуса барбекю», т.е. бесплатно, взимает за соус плату в размере один рубль, что отражается в чеке. Таким образом, ответчик распространяет в своем торговом зале недостоверную рекламу. А действия ответчика по распространению недостоверной рекламы являются противоправными. Факт распространения Ответчиком информации о том, что при покупке шести крылышек, потребитель вправе получить соус барбекю в подарок, при том, данная информация была адресована неопределенному кругу лиц, подтверждается приложенными к иску документами.

Истец ФИО2, являющийся также законным представителем истца <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис»в защиту интересов неопределенного круга лиц, в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения. В судебном заседании истец ФИО2 указал, что сумму компенсации морального вреда оценивает в 5000 рублей.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, представив письменный отзыв, согласно которому возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Таким образом, размещаемая Обществом на Интернет-сайте информация не является рекламой, а информирует посетителей Интернет-сайта о реализуемой Ответчиком продукции и проводимых акциях.

Представитель государственного органа, привлеченного для дачи заключения, – Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности, в заключении указала на то, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку продавец обязан предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре. В данном случае имеет место публичная оферта товара, которую истец получил и согласился с ее условиями, был готов заключить договор купли-продажи на этих условиях, однако в связи с действиями ответчика, выразившимися в недостоверности информации об условиях продажи товара, ему не удалось сделать это на указанных условиях. Истец вправе требовать возмещения убытков, в том числе, компенсации морального вреда, требования истца являются законными и обоснованными.

Суд, выслушав истца, представителя истца, заключение представителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Истец - <адрес> общественный фонд защиты прав потребителей «КРИС» является Общественным объединением потребителей. Фонд действует на основании статей 45 и 46 Закона «О защите прав потребителей», которые предусматривают право общественных объединений потребителей, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 указанного закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей.

Ответчик оказывает услуги общественного питания, кафе.

23.06.2015г. Ответчик разместил в сети Интернет по адресу www.kfc.ru, www.kfc.ru/menu/326 информацию о своей компании и своих товарах: «Сезон барбекю. 6 острых крыльев + соус барбекю в подарок».

Данная информация направлена на привлечение внимания к ответчику и товарам, которые он продает в торговом зале, а так же на поддержание интереса к «Ресторану KFC» и товарам.

В соответствии с ч. 1. ст. 3 закона «О рекламе» такая информация является рекламой.

Поскольку данная реклама ответчика и его товаров направлена на граждан, которые имеют намерение заказать или приобрести либо заказывают, приобретают или используют эти товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, постольку на правоотношения, возникающие между ответчиком и потребителями распространяется законодательство о защите прав потребителей. Следовательно, истец имеет право на предъявление иска в соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей».

ДД.ММ.ГГГГг. истец приобрел в ресторане KFC, находящемся по адресу <адрес>, в том числе, 6 куриных крылышек, что подтверждено кассовым чеком.

Между тем, ответчик, при покупке у него указанного в рекламе товара, в нарушение условия акции «Сезон барбекю» о предоставлении в подарок «соуса барбекю», т.е. бесплатно, взял за соус плату в размере один рубль, что отражено в чеке.

В соответствии с ч. 1. ст. 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Таким образом, ответчик распространяет недостоверную рекламу.

Согласно ст. 3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из вышеуказанных норм, для признания информации рекламой необходимо установить следующие обстоятельства: факт распространения информации; информация адресована неопределенному кругу лиц; информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему;

информация направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке, указанные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров.

С учетом изложенного, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является факт доведения ответчиком истцу достоверной информации об условиях получения товара в подарок при приобретении товара, участвующего в акции, с условием его продажи.

Факт распространения ответчиком информации о том, что при покупке шести крылышек потребитель вправе получить соус барбекю в подарок, при том, что данная информация была адресована неопределенному кругу лиц, подтверждается приложенными к иску документами.

Поскольку информация о цене товара является существенной для потребителей рекламы и необходима для принятия осознанного решения по рекламируемой услуге, а отсутствие или недостоверность в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, по мнению суда, ввиду недостоверности заявленного в рекламе получения указанного товара в подарок при приобретении другого товара, в действиях ответчика имеется нарушение ч.3 ст.5 Закона «О рекламе».

При этом доводы о том, что при приобретении крылышек, цена товара снижается на 1 руб. и данное снижение указывается как цена приобретения соуса, который предоставляется потребителю в подарок, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная информация не была доведена до неопределенного круга потребителей и в частности до истца.

В соответствии со ст.572 Гражданского Кодекса РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Таким образом, получение «соуса барбекю» в дар предполагает его безвозмездную передачу потребителю при участии его в акции «Сезон барбекю».

Согласно положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ответчика возложена обязанность доказать надлежащее исполнение обязательства по предоставлению достоверной информации при продаже товара.

Так, согласно разъяснению, содержащему в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце.

Доказательства, предоставленные ответчиком, позицию истца о предоставлении ему недостоверной информации, подтвержденную фактическими обстоятельствами настоящего дела, вопреки доводам ответчика, не опровергают.

Довод ответчика о том, что в соответствии с положениями Письма ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет», не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой, суд не принимает, исходя из следующего.

Так, согласно того же письма ФАС России, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Таким образом, поскольку размещенная ответчиком на сайте информация: «Сезон барбекю. 6 острых крыльев + соус барбекю в подарок», направлена на привлечение внимания к ответчику и конкретным товарам, которые он продает в торговом зале, в том числе, путем выделения товара среди иных однородных товаров, поддержание интереса к « Ресторану KFC» и товарам, суд считает, что данная информация должна быть признана рекламой, а потому действия ответчика нарушают права потребителей, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ).

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ч. 2 ст. 38 Закона "О рекламе" лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном законом порядке в суд с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы.

С учетом положений статьи 5 Закона «О рекламе», закрепляющих определения недобросовестной и недостоверной рекламы, в результате недостоверной информации об условиях предоставления товара в дар при приобретении другого товара, участвующего в акции, Ответчиком Истцу причинен моральный вред.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

С учетом характера нарушений прав Истца размер компенсации морального вреда определяется судом в 500 рублей. Данный размер компенсации морального вреда является разумным и справедливым и полной мере соответствует объему перенесенных Истцом нравственных страданий вследствие допущенных Ответчиком нарушений.

Из п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере 250 рублей, пятьдесят процентов от которого подлежит взысканию в пользу общественной организации.

Также в силу ст. 103 ГПК РФ необходимо взыскать с ООО «Ям! «РестоР.» Интернэшнл Р. Си Ай Эс» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей по иску неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2, <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис»в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» о признании действий ответчика противоправными, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» по распространению недостоверной рекламы противоправными.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей рублей, штраф в размере 125 рублей, а всего 625 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» в пользу <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис» штраф в размере 125 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ям! РестоР. И. Р. Си Ай Эс» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Бутырин А.В.

Мотивированное решение составлено 21.03.2016