ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-706/18 от 13.06.2018 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2 - 706/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Подобедовой М.И.,

при секретаре - Рожковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Джанкой гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции Монид А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», командиру войсковой части 46453 о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Емельянчик Марии Федоровны, Ягяевой Гульджан Максудовны, Кононова Николая Васильевича, -

установил:

Военный прокурор 309 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», войсковой части 46453, командиру войсковой части 46453 о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда в отношении 2 рабочих мест токаря и 2 рабочих мест маляра группы регламента и ремонта (планера и средства наземного обслуживания вертолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части 46453, всего 4 единицы.

Исковые требования мотивированы тем, что при проверке военной прокуратурой исполнения должностными лицами войсковой части 46453 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда было выявлено, что войсковой частью не проведена специальная оценка условий труда в отношении 2 рабочих мест токаря и 2 рабочих мест маляра группы регламента и ремонта (планера и средства наземного обслуживания вертолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части 46453, всего 4 единицы, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Определением суда от 24 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены работники, занимающие вышеуказанные должности – Емельянчик Мария Федоровна, Ягяева Гульджан Максудовна, Кононов Николай Васильевич.

Определением суда от 13.06.2018 года прекращено производство в части исковых требований к Войсковой части 46453 в связи с отказом от иска.

13.06.2018 года Военный прокурор 309 военной прокуратуры гарнизона уточнил свои исковые требования, согласно которых просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», Командира войсковой части 46453 в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении 2 (двух) рабочих мест токаря и 1 (одного) рабочего места маляра группы регламента и ремонта (планера и средств наземного обслуживания вертолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части 46453, всего в количестве 3 единиц.

В судебном заседании помощник прокурора Пекуров И.А., действующий на основании удостоверения, на удовлетворении уменьшенных исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, он же представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» по доверенности Дмитренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, по тем основаниям, что изложены в возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель ответчика командира войсковой части 46453 - Пясецкий Е.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме по тем основаниям, что отсутствует финансирование расходов на проведение специальной оценки условий труда.

Третьи лица Емельянчик М.Ф., Ягяева Г.М., Кононов Н.В. в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Емельянчик М.Ф., Ягяева Г.М. направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании директивы Министерства обороны Российской Федерации от 03.07.2014 года № Д-031 «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных силах Российской Федерации в 2014 году», Приказа Командующего 4 командованием ВВС и ПВО Южного военного округа от 27.08.2014 года №083 «Об организационно-штатных мероприятиях в соединениях, объединениях и воинских частях авиации» сформирована войсковая часть 46453.

Усматривается, что в штате войсковой части 46453 имеются должности гражданского персонала, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, в частности 2 рабочих места токаря и 1 рабочего места маляра группы регламента и ремонта техническо-эксплуатационной части войсковой части 46453.

Из пояснений представителя истца следует, что при проверке военной прокуратурой исполнения должностными лицами войсковой части 46453 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, установлено, что с момента формирования, и введения в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест лиц гражданского персонала (работников) части, не проведена специальная оценка условий труда, в частности в отношении 2 рабочих мест токаря и 1 рабочего места маляра группы регламента и ремонта техническо-эксплуатационной части войсковой части 46453.

Из пояснений представителя командира войсковой части 46453 следует, что датой начала формирования войсковой части 46453 является 15 сентября 2014 года. В связи с тем, что войсковая часть 46453 не имеет своего штатного финансового органа, то с момента формирования воинской части и до 01 февраля 2015 года временно финансировалась через финансовый орган войсковой части 49111 (п. Кача Севастопольского района). С 01 февраля 2015 года войсковая часть 46453 была переведена на финансовое обеспечение в филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «2финансово-экономическая служба». Командование войсковой части ежегодно, начиная с 2015 года направлялись запросы о выделении лимитов бюджетных средств на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест лиц гражданского персонала войсковой части 46453 на имя начальника 2 финансово-экономической службы (г.Феодосия), а с июля 2017 на имя начальника отдела службы войск и безопасности военной службы Черноморского флота, однако, ответов не поступало.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

При этом часть 2 указанной нормы устанавливает, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации №127-КГ17-14 от 07.11.2017 года.

Частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом доказательств того, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, ответчиками не представлено. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ, в данном случае применению не подлежит.

Положения части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.01.2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 14.10.2014 года №299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» если в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании директивы Министерства обороны Российской Федерации от 03.07.2014 года № Д-031 «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных силах Российской Федерации в 2014 году», Приказа Командующего 4 командованием ВВС и ПВО Южного военного округа от 27.08.2014 года №083 «Об организационно-штатных мероприятиях в соединениях, объединениях и воинских частях авиации» сформирована войсковая часть 46453, в которой введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места.

Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию после ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда», и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, при этом доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования о понуждении к организации и проведению специальной оценки условий труда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления. В силу пункта 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 29 июля 2011г. № 1290 «Об утверждении типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» и типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» Федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 года №902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 46453 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление Черноморского флота», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Управление Черноморского флота».

Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ «Управление Черноморского флота» на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).

Таким образом, доводы представителей ответчиков о неправомерности требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» суд считает несостоятельными.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания военной части 46453 также несет и федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации.

Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации 02 01 99 9 0049244226(083) является прерогативой Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Согласно пункта 45 вышеуказанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также, исходя из положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом фактов, объективно свидетельствующих о наличии у ответчиков каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению данных требований, как и оснований для освобождения от исполнения обязанностей, возлагаемых законодателем на субъекты трудовых правоотношений, не установлено.

Гражданин в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по проведению специальной оценке условий труда рабочих мест. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие финансирования для проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности проведения специальной оценки условий труда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не проведение ответчиками аттестации рабочих мест в соответствии с нормативно - правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и специальной оценки условий труда в соответствии с названным законом, существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, в связи с чем, требования военного прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что внеплановая специальная оценка условий труда в отношении вновь организованных рабочих мест должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию таких рабочих мест, а также то обстоятельство, что на протяжении длительного времени работники войсковой части 46453 лишены информации о возможном существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, что существенным образом нарушает их права, суд полагает, что заявленный прокурором срок для проведения оценки – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу - является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчиков обязанности с целью защиты прав и интересов работников войсковой части 46453.

Довод представителей ответчиков о том, что на момент обращения военного прокурора с иском в суд, а также на момент рассмотрения дела конкретных фактов нарушений прав неопределенного круга лиц не имеется, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку исковые требования, заявленные военным прокурором, направлены на предупреждение возможных соответствующих нарушений, потому и заявлены в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

решил:

исковое заявление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции Монид А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», командиру войсковой части 46453 о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Емельянчик Марии Федоровны, Ягяевой Гульджан Максудовны, Кононова Николая Васильевича - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», Командира войсковой части 46453 в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении 2 (двух) рабочих мест токаря и 1 (одного) рабочего места маляра группы регламента и ремонта (планера и средств наземного обслуживания вертолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) войсковой части 46453, всего в количестве 3 единиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента его вынесения.

Решение изготовлено и подписано судьей в совещательной комнате.

Судья М.И. Подобедова