ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-706/2013 от 14.11.2013 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

  Дело № 2-706/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2013 года                                                                          г. Красный Кут.

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Певневой О.В.,

при секретаре судебного заседания Карповой Е.Н.,

с участием помощника прокурора Краснокутского района Турдиалиева Т.Р.,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления образования Краснокутского муниципального района Саратовской области ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявления заместителя прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы <данные изъяты>, муниципальному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы <данные изъяты>, муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы <данные изъяты>, муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы <данные изъяты>, муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы <данные изъяты> администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области об обязании установить систему видеонаблюдения, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление образования Краснокутского муниципального района Саратовской области,

установил:

     заместитель прокурора Краснокутского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, муниципальному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты>, муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе <данные изъяты> муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе <данные изъяты> муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, в котором просит обязать ответчиков установить систему видеонаблюдения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования мотивирует тем, что учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Однако в результате проверки было установлено, что в зданиях муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты>, муниципального общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты>», муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> <данные изъяты>, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты>, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты>, муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школе <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школе с<данные изъяты> муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

      В судебном заседании помощник прокурора Краснокутского района Турдиалиев Т.Р. поддержал исковые требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

    Представители ответчиков - заведующие муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> ФИО9, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> ФИО10, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> ФИО4, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад «<данные изъяты> ФИО5, директоров муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> ФИО7, муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> ФИО6, муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> ФИО11, муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> ФИО12 в судебном заседании пояснили, что не возражают против удовлетворения исковых требований.

    Представители ответчиков - заведующая муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> ФИО13, директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> ФИО14 в судебное заседание не явились, представили заявления, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

     Представитель ответчика - заведующая муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> ФИО15 в судебное заседание не явилась, хотя была извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила, заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила.

    Представитель администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО21 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Краснокутского муниципального района на 2013-2014 годы была утверждена долгосрочная комплексная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Краснокутском муниципальном районе Саратовской области». В ДД.ММ.ГГГГ года в неё были внесены изменения, согласно которых на 2013-2014 г.г. запланировано финансирование из местного бюджета на оснащение школ и дошкольных образовательных учреждений системами видеонаблюдения.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управление образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, действующего на основании доверенности ФИО17 в судебном заседании не возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку деятельность в этом направлении уже ведется в настоящее время и в некоторых школах и детских садах г. Красный Кут уже установлены системы видеонаблюдения.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

    В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

     На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

     Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

     В судебном заседании установлено, что здания образовательных учреждений находятся в собственности администрации ОМО Краснокутского района Саратовской области, ответчики имеют паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) зданий (т.2 л.д.27-46, 88-110, 145-165, 213-237, т. 3 л.д. 34-59,69-91,128-142,154-180, 193-215, 217-235,239-261). Однако в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы <данные изъяты> <данные изъяты>, муниципальном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты> муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты>, муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты> муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты>, муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты> муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад № <данные изъяты> муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе <данные изъяты>, муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе <данные изъяты> муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе <данные изъяты> отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение.

    Постановлением администрации Краснокутского муниципального района на 2013-2014 годы была утверждена долгосрочная комплексная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Краснокутском муниципальном районе Саратовской области». ДД.ММ.ГГГГ в неё были внесены изменения, согласно которых на 2013-2014 г.г. запланировано финансирование из местного бюджета оснащение школ и дошкольных образовательных учреждений средствами видеонаблюдения.

     В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

     На основании пункта 3 части 3 статьи 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

    Согласно Уставам ответчики являются муниципальными образовательными учреждениями, а учредителем, осуществляющим их финансирование является Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области (т.1 л.д. 7-8, 22-23,36-37, 50-51, 58-81, т. 2 л.д. 49-58, 59-68, 115-134,173-195, 5-15, 16-20, 96-111).

     В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

     В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

     Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

     Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

      Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

     Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

    Несмотря на то, что Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию зданий образовательных учреждений, указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчиков от обязанности по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности зданий.

     Все здания общеобразовательных учреждений введены в эксплуатацию до 2009 года, что подтверждается техническими паспортами (т.2 л.д.15-26, 69-77, 81-87, 135-144, 196-212, т. 3 л.д. 21-33, 62-67, 112-118, 146-153, 183-192). Реконструкция и капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений не планируется. Тем самым на неопределенный срок отдаляется реализация необходимых мер антитеррористической направленности. Права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательных учреждений, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части их безопасного пребывания в нем, не зависят от даты ввода в эксплуатацию здания, которое они посещают. При этом в силу требований закона ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

     Учитывая указанные требования закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

     Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

     Таким образом, необходимо взыскать с образовательных учреждений государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

    На основании выводов судебного разбирательства, ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст.ст.31, 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", ст.ст. 15, 17 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

решил:

    обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с<данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты>, Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты>, Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

     Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты> <данные изъяты>, Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

     Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

     Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с<данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с<данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> области государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

    Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>, Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с<данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

      Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области установить систему видеонаблюдения в здании учреждения в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд в течение 1 месяца.

Судья: