РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2013 года
Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Бастрона Д.А.,
при секретаре судебного заседания Гудковой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-706/2013 по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Трехгорный городской суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Трехгорного и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № 162 аренды земельного участка площадью 834 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для эксплуатации нежилого здания - магазина. Договор аренды земельного участка заключен на срок 49 лет, в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по Челябинской области, запись о регистрации <данные изъяты>.
Истец ФИО1, являющийся арендатором указанного земельного участка, просит суд на основании статей 65-66 Земельного кодекса Российской Федерации, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 834 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела с участием его представителя (л.д. 69-70, 81). Представитель истца – ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 11), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Челябинской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 67).
Третье лицо – Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорный, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также возражений относительно исковых требований, суду не представлено (л.д. 80).
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управление Росреестра по Челябинской области, о месте и времени рассмотрения дела извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя, представлено письменное мнение относительно исковых требований, согласно которого истцу для установления кадастровой стоимости необходимо одновременно представить в суд как отчет об оценке, так и положительное экспертное заключение этого отчета. Истец должен представить отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в акте исполнительного органа субъекта РФ (л.д. 72-75).
Протокольным определением суда оставлено без удовлетворения ходатайство Управления Росреестра по Челябинской области о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмера спора – Правительства Челябинской области, Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (л.д. 76-78), в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 43 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 является арендатором земельного участка площадью 834 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды № 162 от ДД.ММ.ГГГГ предоставленного сроком на 49 лет для эксплуатации нежилого здания – магазина (л.д. 35-41).
Согласно сведений государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> 44 копейки (л.д. 32-34), определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) как вошедшего в перечень объектов государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Челябинской области № 284-П от 17.08.2011.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №, составленному ООО «Тотал прогрессив консалтинг», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> (л.д. 12-46).
Руководствуясь нормой ч.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и несоответствием определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение его прав как арендатора этого земельного участка и плательщика земельного налога. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч.2 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.5 ст.4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Пунктами 11, 14 ч.2 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ч.3 ст.66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст.24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости может быть в частности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из п.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № № от 21.05.2013, составленный ООО «Тотал прогрессив консалтинг», из которого усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель по состоянию на 01.01.2010 размере стоимости земельного участка и определенной по состоянию на эту же дату 01.01.2010 рыночной стоимости земельного участка.
Экспертным заключением № № от 06.06.2013 Саморегулируемой организации оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков» подтверждено соответствие вышеназванного отчета, требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным Стандартам оценки, выводы, изложенные в отчете, признаны обоснованными (л.д. 47-63).
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, учитывая отсутствие возражений ответчика и участвующих в деле лиц относительно данных, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 834 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, суд считает требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010, подлежащими удовлетворению.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" № 221-ФЗ от 24.07.2007 (с последующими изменениями) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст.7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п.5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п.4 названного Положения).
Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
На территории Челябинской области действует филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 834 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Трехгорный городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: