55RS0016-01-2021-001199-82
Дело № 2-706/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка 18 октября 2021 г.
Кормиловский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой Е.Т.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
помощнике судьи ФИО2,
с участием помощник прокурора Кормиловского района Головко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Кормиловского муниципального района Омской области «Георгиевская СОШ» (далее по тексту МБОУ «Георгиевская СОШ») о возложении обязанности разработать план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кормиловского района Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к МБОУ «Георгиевская СОШ».
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка исполнения МБОУ «Георгиевская СОШ» законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты инвалидов. Проверкой установлено, что в МБОУ «Георгиевская СОШ» имеется паспорт доступности, вместе с тем, план мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не разработан и не принят. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление председателю Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Омской области. Из ответа на представление следует, что разработать и утвердить план мероприятий («дорожные карты») планируется в 4 квартале 2021 года при наличии технической и финансовой возможности. В связи с недостаточным бюджетным финансированием образовательных учреждений, освобождение МБОУ «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины, будет способствовать восстановлению финансового положения и устранению нарушений в сфере социальной защиты инвалидов. Просил обязать МБОУ «Георгиевская СОШ» разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599; освободить МБОУ «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Головко П.А., заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель МБОУ «Георгиевская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, в материалах дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Комитет по образованию Кормиловского муниципального района Омской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, с учетом мнений участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в том числе, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 2 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее – Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" (вместе с "Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования") разработаны разъяснения по исполнению вышеуказанных приказов.
В соответствии с приказом N 1309, организациям, подведомственным Минобрнауки России (далее - организации) необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности.
В соответствии с п. 16 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).
В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Базовый норматив затрат по государственным услугам, установленным образовательным организациям с учетом корректирующих коэффициентов, отражающих особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, рассчитан в том числе с учетом необходимости обеспечения доступности услуг и объектов инвалидов. Также необходимо обеспечить создание условий за счет средств текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции зданий. Проектно-сметная документация не будет утверждена Департаментом управления сетью подведомственных организаций, если она не содержит виды работы, направленные на создание условий для инвалидов.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую: наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309; значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг); список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг; перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.
В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Кормиловского района Омской области проведена проверка исполнения МБОУ «Георгиевская СОШ» законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты инвалидов.
Как следует из материалов дела в МБОУ «Георгиевская СОШ» имеется паспорт доступности, однако, план мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не разработан и не принят, в связи с чем, прокурором Кормиловского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление председателю Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
Согласно ответу БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Кормиловского района» № от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Георгиевская СОШ» имеет паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, несовершеннолетних имеющих инвалидность в Георгиевском сельском поселении семь человек.
В соответствии с ответом председателя Комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района указанные в представлении прокурора Кормиловского района от ДД.ММ.ГГГГ нарушения имеют место. В связи с недостаточностью финансовых средств устранить нарушения в настоящее время не представляется возможным. Указанные нарушения будут устранены по мере поступления денежных средств.
Поскольку установлено, что МБОУ «Георгиевская СОШ» не разработан план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599, имеются правовые основания для удовлетворения иска, с учетом предела заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу ч. 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ».
Согласно ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.
Принимая во внимание характер рассмотренного спора, имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, подлежащую взысканию сумму, суд находит возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кормиловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Кормиловского муниципального района Омской области «Георгиевская СОШ» о возложении обязанности разработать план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг - удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района Омской области «Георгиевская СОШ» обязанность не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599.
Освободить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района Омской области «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины в доход бюджета Кормиловского муниципального района Омской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Т. Дементьева
Решение суда составлено в окончательной форме 20 октября 2021 г.
Судья Е.Т. Дементьева