ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-706/2022 от 14.03.2022 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-706/2022

89RS0004-01-2022-000532-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 14 марта 2022 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,

при секретаре Баисовой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периода работы в общий страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о включении в общий страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ) в ООО «Спецтранс» в качестве газоэлектросварщика 4 разряда.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР в г. Новом Уренгое вынесло отказ в установлении ему страховой пенсии по старости. В отказе указали, что на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ по имеющимся документам в деле общий страховой стаж с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П составил 24 года 00 мес. 20 дней, стаж работы в районе Крайнего севера составил 10 лет 11 месяцев 5 дней. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ) в ООО «Спецтранс» в качестве газоэлектросварщика 4 разряда не включен по причине того, что в списках работников предприятия ООО «Спецтранс» значится 1 человек. При обращении в Муниципальный архив г. Новый Уренгой была предоставлена информация о том, что на хранение документы по личному составу в архив не сдавались.

В судебное заседание истец не явился, судом извещен о времени и месте судебного заседания, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия для этого оснований, поддержала доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсии, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельным категориям граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ч.2 ст.16, ч.4 ст.15, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет реализовано.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Статьей 66 ТК РФ закреплено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Аналогичные положения о трудовой книжке содержались в ст. 39 КЗоТ РСФСР.

В соответствии с п. 35 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в пункте 36 настоящих Правил).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.11 Правил № 1015).

Стаж работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.).

Судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Новом Уренгое ЯНАО ФИО1 отказано в установлении пенсии в связи с тем, что на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ по имеющимся документам в деле общий страховой стаж, с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П, составил 24 года 00 мес. 20 дней, стаж работы в районе Крайнего севера составил 10 лет 11 месяцев 5 дней.

При обращении в Управление ПФР в г. Новом Уренгое ФИО1 предоставил трудовую книжку АТ-II [суммы изъяты], согласно которой в подсчёт страхового стажа не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Спецтранс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

Управлением ПФР в г. Новом Уренгое ФИО1 уведомлен о необходимости предоставления в 3-х месячный срок документа, подтверждающего период работы в ООО «Спецтранс», однако по истечении установленного срока, справку так и не предоставил.

ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.

В отказном деле ФИО1 имеется справка [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ООО «Спецтранс [суммы изъяты]Д» зарегистрировано в Управлении ПФР в г. Новом Уренгое как плательщик страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ (рег. [суммы изъяты]) и снято с учёта в связи с ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ.

По расчётной ведомости за 1-ый квартал 1996 года наблюдательного дела ООО «Спецтранс» числится 1 человек. По данной ведомости ФИО1 в списках работников отсутствует. Расчётная ведомость за 4-ый квартал 1995 года по данной организации отсутствует.

На основании материалов наблюдательного дела, свидетельство (временное) о государственной регистрации выдано ДД.ММ.ГГГГ, решение Регистрационной палаты о выдаче Дубликата учредительных документов [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о государственной перерегистрации [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, Устав ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответа из Отдела по делам архивов Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] документы по личному составу ООО «Спецтранс» на хранение не поступали. Сведениями о местонахождении запрашиваемых документов отдел по делам архивов (муниципальный архив) не располагает.

Статьями 8 и 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.

Согласно ст.17 названного Федерального закона страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Таким образом, работник не может быть ограничен в пенсионных правах в случае неисполнения работодателем такой обязанности.

Исходя из записей в трудовой книжке ФИО1, на основании приказа [суммы изъяты]-к от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность электрогазосварщика 4 разряда в ООО «Спецтранс». ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию (приказ [суммы изъяты]-к от ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения о документах, на основании которых внесены записи о приеме истца на работу и увольнении в указанные периоды, с указанием даты и номера документов, отражены в соответствующем разделе трудовой книжки. Записи заверены печатью предприятия, в котором истец осуществлял трудовую деятельность. Выше записи о приеме на работу имеются сведения о выполнении работы в районе Крайнего Севера.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией судами прав граждан на трудовые пенсии», из которого следует, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Истец просит обязать ответчика включить в общий страховой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты]-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. [суммы изъяты]-к от ДД.ММ.ГГГГ) в ООО «Спецтранс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

Истец также ссылается на то, что имеется Постановление Администрации г. Новый Уренгой [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено перерегистрировать смешанное товарищество коммерческо-производственную фирму «Волынский - Спецтранс» в ООО «Спецтранст», в п. 7 которого указано считать недействительными решения исполнительного комитета [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, постановление [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности и взаимосвязи, позволяет сделать вывод о работе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ (даты регистрации ООО «Спецтранс») по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Спецтранс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

Учитывая изложенное, в общий страховой стаж работы ФИО1 как не вызывающий сомнения, подлежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ (даты регистрации ООО «Спецтранс») по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Спецтранс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в общий страховой стаж период работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Спецтранс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Судья А.В. Черепанов

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.