ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7071/2021 от 25.02.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-716/2022

УИД 75RS0001-02-2021-001407-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2022 года, Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Голубевой Е.А., с участием представителя процессуального истца ФИО1, представителей ответчика Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ФИО2, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, одновременно являющейся представителем третьего лица Администрации городского округа «Город Чита» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», ФИО4 о признании незаконным заключения трудового договора

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой края в ходе проверки по обращению ССП о несогласии с назначением на должность <данные изъяты>» ФИО4 установлено следующее. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы. Аналогичные положения закреплены в ст.44 Устава городского округа «Город Чита». Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита, принятым решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение). В соответствии с ч.2 раздела I Положения вакантной должностью муниципальной службы признается не замещенная муниципальным служащим должность муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа, предусмотренная штатным расписанием соответствующего органа местного самоуправления городского округа. На основании трудового договора с муниципальным служащим приказом и.о. председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на неопределенный срок на вакантную должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В Реестре должностей муниципальной службы в <адрес> должность, замещаемая ФИО4, отнесена к главной группе должностей муниципальной службы. Назначение ФИО4 на должность <данные изъяты> произведено без проведения конкурса. Вместе с тем Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы не проводится. Учитывая изложенное, заключению трудового договора на должность <данные изъяты> должен предшествовать конкурс. Конкурс в органах местного самоуправления городского округа объявляется руководителем соответствующего органа местного самоуправления либо представителем руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия нанимателя (п.5 раздела I Положения). При наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя (представителя нанимателя, руководителя соответствующего органа местного самоуправления), а от правил указанного Положения. На основании ст. 33 Федерального закона № 25-ФЗ в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. В соответствии с Положением о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского округа «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах», утвержденным постановлением администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, кадровый резерв представляет собой список лиц, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим должностям муниципальной службы. Основными принципами формирования кадрового резерва являются обеспечение равного доступа граждан Российской Федерации к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; единство основных требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Кадровый резерв является одним из источников для замещения вакантных должностей муниципальной службы главных, ведущих и старших групп должностей в администрации городского округа «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах. Таким образом, вакантная должность <данные изъяты> в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>» может быть занята по результатам проведения конкурса, либо путем предложения данной должности гражданину, зачисленному в кадровый резерв без проведения конкурса. В кадровом резерве муниципальной службы ФИО4 не состояла. При указанных обстоятельствах комитетом не обеспечено соблюдение принципа равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, который установлен п. 2 ст. 4 Федерального закона № 25-ФЗ. Таким образом, заключение трудового договора комитетом с ФИО4 произведено с нарушением законодательства о муниципальной службе и основных принципов указанной сферы на равный доступ граждан к муниципальной службе. В результате незаконных действий комитета нарушено конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право неопределенного круга лиц на равный доступ к муниципальной службе. Прокурор просил суд признать незаконным заключение комитетом городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>» трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4, прекратить действие трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>» с ФИО4 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска прокурора отказано, указанное решение оставлено без изменения апелляционной инстанцией Забайкальского краевого суда.

Указанные судебные акты отмены определением от ДД.ММ.ГГГГ Восьмого кассационного суда общей юрисдикции и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

Истец в ходе рассмотрения дела от требований в части прекращения действия трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» с ФИО4 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации отказался в связи с увольнением ответчика ФИО4 с должности по указанному трудовому договору, в связи с чем производство в указанной части прекращено, о чем вынесено определение.

Третье лицо в суд не явилось, извещалось надлежащим образом, каких либо ходатайств не заявлял, что не препятствует проведению судебного заседания по правилам ст.167 ГПК РФ.

Ответчик ФИО4 в суд не явилась, извещалась надлежащим образом, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Сторона истца в судебном заседании иск поддержала.

Сторона ответчика Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» и третьего лица Администрации городского округа «Город Чита» в судебном заседании полагали иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Муниципальная служба в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Как следует из материалов дела, ФИО4, принята на должность <данные изъяты>» на основании трудового договора с муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом комитета городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, принята на вышеуказанную должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, при этом ее назначение на указанную должность было произведено без проведения конкурса,

Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Из указанного следует, что проведение конкурса не является безусловным.

В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (ст. 33 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ- ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений (далее - подразделение), замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц; 3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органами местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования установленных полномочий и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае должность, замещаемая ФИО4, отнесена к главной группе должностей муниципальной службы.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 108- ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» соответствие кандидата указанным требованиям устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса на замещение должности <данные изъяты>, вместе с тем ФИО4 не претендовала и не заняла должность <данные изъяты>.

Частью 3 ст. 44 Устава городского округа «<адрес>», принятого решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при замещении должности муниципальной службы в городском округе заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В п.5.1 Положения о комитете городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>», утвержденного решением Думы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что комитет возглавляет заместитель руководителя администрации городского округа - председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа (далее - председатель Комитета), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем администрации городского округа. Председатель Комитета выполняет организационно-распорядительные функции в отношении структурных подразделений Комитета.

Однако как следует из п.1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>», принятого решением Думы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данным Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>» (далее по тексту - городской округ), за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа. При этом в Положении указано, что конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право граждан на равный доступ к муниципальной службе, а вакантной должностью муниципальной службы признается не замещенная муниципальным служащим должность муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа, предусмотренная штатным расписанием соответствующего органа местного самоуправления городского округа.

Из смысла п. 1,5 и 7 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>» следует, что решение о проведении конкурса на вакантную должность муниципальной службы принимается руководителем органа местного самоуправления, в связи с чем, по его распоряжению и образуется конкурсная комиссия, при этом п.1 установлены исключения проведения конкурса в отношении трех должностей.

Из анализа указанного положения следует вывод, что оно принято во исполнение Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», однако предусматривает проведение конкурса на замещение муниципальных должностей без отсылки на возможность его не проведения, что в свою очередь предполагает обязательность его проведения за рядом исключений, поименованных в п.1 Положения.

Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона № 25-ФЗ является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы.

Учитывая, что согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, в которую в свою очередь включатся квалификационные требования, соответственно муниципальным служащим может являться только гражданин, соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым для определения его возможности замещать должность муниципальной службы, то есть надлежащим образом исполнять должностные обязанности.

Таким образом, решению о назначении претендента на должность <данные изъяты> должна предшествовать обязательная и задокументированная оценка его соответствия квалификационным требованиям для ее замещения, в том числе в рамках конкурса, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона N 25-ФЗ и проводимого перед заключением трудового договора.

Из анализа указанного выше Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>» и названных норм материального права следует, что замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «<адрес>» за исключением, должностей, указанных в данном Положении и к которым не относится должность <данные изъяты> занимаемая ФИО4 происходит при обязательном проведении соответствующего конкурса на замещение любой вакантной должности муниципальной службы (кроме должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа), что в свою очередь и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право граждан на равный доступ к муниципальной службе.

В связи с указанным, суд не принимает позицию стороны ответчиков о том, что указанное положение регламентирует лишь порядок проведения конкурса в тех случаях, когда проведение конкурса обязательно, и когда руководитель администрации принял решение провести такой конкурс, в связи с чем суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>», ФИО4 о признании незаконным заключения трудового договора - удовлетворить.

Признать незаконным заключение комитетом городского хозяйства администрации городского округа «<адрес>» трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья И.Н. Филиппова