Дело № 2-707/2018 Мотивированное решение составлено 24 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2018 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Яковлевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Красноперекопского района города Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 75» о заключении договора на оказание услуг по приему тревожных сообщений,
У с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора Красноперекопского района города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обратился в суд в марте 2018 года с иском к департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 75» о заключении договора на оказание услуг по приему тревожных сообщений.
В обоснование требований, с учетом уточнения, указано о том, что в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Пунктом 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пунктом «а» части 4 статьи 3 (в заявлении ошибочно указан п. 4 ст. 4) Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 3 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов
террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно ч.13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112».
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 7.1 ст. 14, пункту 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). В силу статей 69 и 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Сторона истца далее указала о том, что прокуратурой установлено, что на основании лицензии образовательная организация – средняя школа № 75 ведет образовательную деятельность по адресу: АДРЕС. В соответствии с Уставом - имеет статус некоммерческой организации, созданной городским округом город Ярославль для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, является общеобразовательной организацией. Исходя из Устава, учредителем и собственником имущества является городской округ города Ярославля.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования мэрии города Ярославля мэрии города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии его представительств, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом. Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени города Ярославля осуществляет КУМИ мэрии г. Ярославля. В соответствии с Уставом к компетенции Департамента образования мэрии города Ярославля относится формирование и утверждение муниципального задания бюджетному учреждению в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности, и финансовое обеспечение выполнения этого задания.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что в нарушение положений Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а так же положений Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», канал передачи тревожных сообщений выведен на пульт ООО «ОП «Ратник». Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждений во время пребывания обучающихся воспитанников в образовательной организации, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. По факту нарушений вышеуказанного законодательства прокуратурой района 31.01.2018 директору средней школы № 75 вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и антитеррористической защищенности, по результатам рассмотрения которого образовательной организацией меры к устранению нарушений не приняты.
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просит обязать департамент образования мэрии города Ярославля, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере войск национальной гвардии Российской Федерации или с ситуационными центрами «Службы 112» договор на оказание услуг по приему тревожных сообщений при помощи технических средств тревожной сигнализации, предусмотренных действующей Инструкцией по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденной приказом МВД России от 16.07.2012 № 689.
В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Охранное предприятие «Ратник», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЯО», Департамент региональной безопасности ЯО.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании прокурор - старший помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Поликарпова О.А. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представители ответчика средней школы № 75 по ордеру адвокат Онищенко Ю.Е. и действующая на сновании Устава директор школы Прокопчук А.П. в судебном заседании исковые требования признали. Пояснили о готовности исполнения требований прокурора при наличии финансирования из Департамента образования мэрии г. Ярославля.
Кроме того, представители средней школы № 75 пояснили о том, что в целях исполнения требований закона о противодействии терроризму школа 01.04.2018г. заключила с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ярославской области» договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на оказание услуг по приему тревожных сообщений посредством мобильной связи и выезд по сигналу «тревога» (л.д.57), для исполнения которого школа специально приобрела мобильный телефон (л.д.98), однако мобильная связь не везде доступна в здании школы.
В доказательство плохого качества мобильной связи в школе ответчик представил акты о проверке качества мобильной связи на территории школы, составленные комиссией, созданной приказом директора школы от 05.06.2018г. № 03-01/62-4 (л.д.87-90, 97).
Ответчик Департамент образования мэрии города Ярославля представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что поддерживает доводы, изложенные в ранее направленном отзыве на иск, в котором указано о том, что департамент возражает по существу заявленных требований. Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012* для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". По смыслу п. 6.48 СП 118:13330.2012* именно образовательная организация подлежит обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности. Департамент образования мэрии не является образовательной организацией и не может выступать стороной договора. Соответственно, исковые требования об обязании департамента заключить договор на оказание услуг по принятию тревожных сообщений с ФРКУ УВО ВНГ России по Ярославской области являются необоснованными.
Также в отзыве ответчиком указано на то, что требования, изложенные в исковом заявлении прокуратуры Красноперекопского района, муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя школа № 75» добровольно исполнены. Согласно техническим требованиям и рекомендациям ГУВО Росгвардии для передачи тревожных сообщений на пульт ФГКУ УВО ВНГ России могут применяться как стационарные устройства, так и мобильная связь. В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012* между средней школой № 75 и ФГКУ УВО ВНГ России по Ярославской области заключен договор от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на оказание услуг по приему тревожных сообщений посредством мобильной связи и выезд по сигналу «тревога». Департамент просит в иске отказать.
Представители третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЯО» по соответствующим доверенностям Галицкая М.В., Минаев А.Л. в судебном заседании считали уточненные исковые требования обоснованными. Пояснили о том, что использование мобильной связи для передачи тревожных сообщений является временной мерой, связь должна быть постоянная, стационарная, тем более качество мобильной связи недостаточное в школе, мобильная связь не везде поддерживается на территории школы.
Третье лицо департамент региональной безопасности Ярославской области представил в суд отзыв на иск, указав, что в соответствии с Положением о департаменте региональной безопасности области, утвержденным постановлением Правительства области от 02.12.2011 № 960-п, департамент организует на территории области мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий и осуществляет организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в пределах территории области и объектов (территорий), находящихся в собственности Ярославской области и (или) в ведении органов государственной власти Ярославской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Мэрией города Ярославля совместно с руководством муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 75» во исполнение пункта 5 требований проведено категорирование школы. Пунктом 9 требований определен круг лиц для проведения категорирования объектов образования, должностные лица департамента к категорированию не привлекаются. В соответствии с пунктом 4 требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Департамент региональной безопасности области не обеспечивает антитеррористическую защищенность муниципального общеобразователь-ного учреждения «Средняя школа № 75», так как не является правообладателем данного объекта. Со ссылкой на статьи 35, 43 ГПК РФ департамент просит исключить его из числа третьих лиц по данному гражданскому делу и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третьи лица ООО «Охранное предприятие «Ратник», мэрия г. Ярославля, департамент финансов мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля в судебном заседании участия в лице своих представителей не приняли. Мнения по иску не представили, процессуальных ходатайств по делу не заявили.
По правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, суд рассмотрел дело при имеющейся явке участников.
Заслушав пояснения явившихся лиц, заслушав показания свидетеля ФИО1, являющегося НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО и членом комиссии по проверке качества мобильной связи и ее наличию на территории этажей здания школы, подтвердившего факт низкого качества мобильной связи в школе; исследовав письменные материалы дела; оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 31.01.2018 прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля в адрес директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 75» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и террористической защищенности, поскольку установлено, что в нарушение положений Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-299» канал передачи тревожных сообщений выведен на пульт ООО «Охранное предприятие «Ратник».
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112».
Порядок организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению централизованной охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан в части эксплуатации и контроля за работоспособностью установленных на них технических средств охраны, а также технического обслуживания систем передачи извещений и другой вспомогательной аппаратуры пунктов централизованной охраны (сетевого и каналообразующего оборудования, аппаратуры звукозаписи переговоров, источников бесперебойного электропитания, системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения) установлен Инструкцией по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденной Приказом МВД России от 16.07.2012 N 689.
Инструкция является действующей в настоящее время.
Согласно указанной Инструкции под техническим средством охраны понимается конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта, квартиры, МХИГ; под системой передачи извещений понимается совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и для приема в ПЦО извещений о состоянии охраны охраняемых объектов, квартир, МХИГ служебных и контрольно-диагностических извещений, а также при наличии обратного канала; под пунктом централизованной охраны понимается диспетчерский пункт для организации и обеспечения на основе договоров централизованной охраны квартир, МХИГ и иных объектов различных форм собственности с помощью ТСО, подключенных к СПИ; под системой контроля и управления доступом понимается совокупность совместно действующих технических средств (контроля и управления), предназначенных для контроля и управления доступом и обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью; под системой видеонаблюдения понимается совокупность совместно действующих технических средств, включающая телевизионные камеры с объективами, видеомониторы и вспомогательное оборудование, необходимое для организации видеоконтроля.
Согласно п. 3 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, органов местного самоуправления, в данном случае в лице департамента образования – структурного подразделения органа местного самоуправления как учредителя школы.
Установлено, что на основании лицензии образовательная организация – средняя школа № 75 ведет образовательную деятельность по адресу: АДРЕС. В соответствии с Уставом - имеет статус некоммерческой организации, созданной городским округом город Ярославль для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, является общеобразовательной организацией; учредителем и собственником имущества является городской округ города Ярославля. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования мэрии города Ярославля мэрии города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии его представительств, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города
Ярославля в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом. Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени города Ярославля осуществляет КУМИ мэрии г. Ярославля.
В соответствии с Уставом к компетенции Департамента образования мэрии города Ярославля относится формирование и утверждение муниципального задания бюджетному учреждению в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности, и финансовое обеспечение выполнения этого задания.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости возложить на департамент образования мэрии города Ярославля, МОУ «Средняя школа № 75» обязанность заключить с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере войск национальной гвардии РФ или с ситуационными центрами «Службы 112» договор на оказание услуг по приему тревожных сообщений при помощи технических средств тревожной сигнализации, предусмотренных действующей Инструкцией по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов МВД России по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденной приказом МВД России от 16 июля 2012 года № 689.
Установление решением суда срока для исполнения ответчиками действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ. Возражений по поводу заявленного прокурором срока по делу не представлено.
При таких обстоятельствах, уточненные требования стороны истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Оснований для другого вывода по делу не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57, 103, 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования и.о. прокурора Красноперекопского района города Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних удовлетворить:
Обязать департамент образования мэрии города Ярославля, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере войск национальной гвардии Российской Федерации или с ситуационными центрами «Службы 112» договор на оказание услуг по приему тревожных сообщений при помощи технических средств тревожной сигнализации, предусмотренных действующей Инструкцией по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны, утвержденной приказом МВД России от 16 июля 2012 года № 689.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75» от уплаты в бюджет государственной пошлины по настоящему делу освободить.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Красноперова