ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-707/19 от 13.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-707/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» марта 2019 года город Омск

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Кирьяш А.В.,

при секретаре судебного заседания Грибковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения с обеспечением архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского административного округа города Омска обратился в Ленинский районный суд города Омска с вышеназванными требованиями к ответчику, указав, что в ходе проведённой проверки соблюдения требований законодательства о несовершеннолетних, о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой округа была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа », расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в БОУ г. Омска «СОШ » установлена система видеонаблюдения. Вместе с тем в нарушение п. 27 Требований архивирование и хранение данных видеонаблюдения в учреждении осуществляется в течение 15 дней, вместо установленных 30 дней. В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа в адрес руководителя учреждения с целью устранения нарушений внесено представление. Согласно ответу на представление устранить вышеуказанное нарушение федерального законодательства БОУ г. Омска «СОШ » не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств. В ходе проведения повторной проверки в январе 2019 года, прокуратурой округа установлено, что выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности учреждения не устранены до настоящего времени, что является нарушением положений п. 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235. Указанные обстоятельства свидетельствует о невыполнении образовательной организацией возложенной на нее действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности. Просит суд обязать БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » обеспечить соблюдение п. 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 путем обеспечения архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения в помещениях дошкольных групп БОУ г. Омска «СОШ » в течение одного месяца с момента видеозаписи, взыскать с ответчика БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского АО г. Омска ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, с учетом сроков исполнения перечня мероприятий, указанных к исполнению в акте обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ, полагала возможным установить ответчику срок исполнения заявленных требований не более трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, поскольку исключает факт бездействия со стороны ответчика, поддержала доводы письменного отзыва, согласно которого, общеобразовательным учреждением были приняты все возможные меры по предупреждению (профилактике) терроризма в учреждении, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ году обращались к директору департамента образования Администрации города Омска о выделении финансирования в размере 70 тысяч рублей на установку системы видеонаблюдения, на что был получен ответ об отсутствии целевого бюджетного финансирования и рекомендательный характер проведения данных мероприятий. В ДД.ММ.ГГГГ году была установлена система видеонаблюдения в школе на спонсорские средства социальных партнеров, установлено четыре камеры видеонаблюдения по периметру школы, хранение данных непрерывного видеонаблюдения до 15 дней. В ДД.ММ.ГГГГ году в департамент образования Администрации города Омска была подана служебная записка с просьбой о выделении финансирования на модернизацию системы видеонаблюдения, с целью увеличения возможности по архивированию и хранению данных непрерывного видеонаблюдения в здании учреждения до 30 суток. Соглапсно полученного ответа от администрации информация о потребности в финансировании расходов на модернизацию системы видеонаблюдения будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета города Омска на 2019 год и плановый период 2020- 2021. На данный момент, целевого субсидирования из бюджета города Омска на эти цели нашему учреждению не производилось. Полагала, что поскольку распорядителем средств образовательных организаций города Омска является департамент образования Администрации города Омска, в части выделения лимитов, то уместно переложить ответственность на департамент.

Представитель третьего лица - департамента образования Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в том числе, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также обеспечение содержания и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.09.2009 г. предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Таким образом, БОУ г. Омска «СОШ » и орган местного самоуправления несут самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации.

В соответствии с пп. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждены постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235. Данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 23 Требований, в целях антитеррористической защищенности объектов осуществляется ряд мероприятий, в том числе оборудование объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны, системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.

В соответствии с п. 27 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » относится к объектам (территориям) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектам (территориям) сферы деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой округа, установлено, что в БОУ г. Омска «СОШ » установлена система видеонаблюдения. Вместе с тем в нарушение п. 27 Требований архивирование и хранение данных видеонаблюдения в учреждении осуществляется в течение 15 дней, вместо установленных 30 дней. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес руководителя Учреждения с целью устранения нарушений внесено представление.

Согласно ответу на представление устранить вышеуказанное нарушение федерального законодательства Учреждением не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств. В ходе проведения повторной проверки в январе 2019 года, прокуратурой округа установлено, нарушения не устранены.

Учитывая, что территория и помещения БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » потенциально являются наиболее вероятными объектами преступлений террористической направленности как объект образования, при возможном совершении преступлений террористической направленности имеющиеся нарушения могут привести к увеличению количества пострадавших от совершения таких преступлений.

Указанные обстоятельства свидетельствует о невыполнении образовательной организацией возложенной на нее действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности.

Вместе с тем, положения п. 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 г. № 1235 устанавливают обязательные для выполнения инженерно-технические требования к системе видеонаблюдения, которая должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска об обязании БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » создать технические условия, позволяющие производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения в помещениях дошкольных групп БОУ г. Омска «СОШ » в течение одного месяца с момента видеозаписи обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как следует из ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом, суд, с учетом позиции истца и доводов стороны ответчика, учитывая характер спора, считает возможным установить срок исполнения исковых ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ст. 103 ГПК РФ с БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа » в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «Средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения с обеспечением архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения, удовлетворить.

Обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа » по адресу: <адрес> обеспечить технические условия позволяющие производить архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа » в течение одного месяца с момента видеозаписи в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа » в местный бюджет государственную пошлину в сумме 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский облсуд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Омска. Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья А.В. Кирьяш

Мотивированное решение по делу изготовлено 18.03.2019 года

Судья А.В. Кирьяш