ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-707/20 от 07.08.2020 Борисоглебского городского суда (Воронежская область)

УИД 36RS0010-01-2020-001027-17

Дело №2-707/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск 07 августа 2020 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Гуглевой Н.Б.,

при секретаре Тороповой Е.Ю.,

с участием:

прокурора Михелкина К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к бюджетному учреждению Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта социальной защиты населения,

УСТАНОВИЛ:

Борисоглебский межрайпрокурор Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к бюджетному учреждению Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта социальной защиты населения, указывая, что Межрайпрокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищённости объекта социальной защиты населения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму в бюджетном учреждении Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» (далее - БУ ВО «БПНИ»), расположенном по адресу: 397170, Воронежская область, г. Борисоглебск, пос. Водострой, 10.

Из иска следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Согласно требованиям статьи 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Закон № 35-Ф3), противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системности использования социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. Закона № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Требования), согласно п. 2 которых под объектами (территориями) понимаются, в том числе, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении государственных органов власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной или стационарной форме.

В соответствии с пп. «а» п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях воспрепятствованию неправомерному проникновению на объект, что достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов.

Согласно пп. «а» п. 17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 15 Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности согласно п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» является разновидностью охранных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 вышеуказанного закона оказание охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Таким образом, пропускной и внутриобъектовый режим обеспечивается путем оказания охранных услуг специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

В ходе проверки установлено, что охрана учреждения в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, осуществляется штатными сторожами, сотрудники частных охранных организаций к охране объекта не привлекаются.

При этом в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2019 - 2020 гг. финансовых средств на оплату охранных услуг частными охранными организациями не предусмотрено.

Вместе с тем, имевшиеся средства в сумме 1 650 тыс. руб. в 2019 году учреждением израсходованы на замену водонапорной башни. Для участия в аукционе, проведенном департаментом социальной защиты Воронежской области в начале 2020 года в целях определения охранной организации, заявки руководством БУ ВО «Борисоглебский психоневрологический интернат» учредителю не направлялись.

В п. 1.4 устава учреждения предусмотрено, что его учредителем является департамент социальной защиты Воронежской области. В соответствии с п.п. 1.12, 4.6, 4.16 устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется, в том числе, в виде субсидий из областного бюджета.

Однако, несмотря на отсутствие собственных средств для финансирования охранных мероприятий соответствующие заявки учредителю - в департамент социального развития Воронежской области в 2019 году и в 1 квартале 2020 года также не направлялись.

Таким образом, прокурор считает, что учреждением не принято должных мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта социальной защиты населения.

На момент проведения проверки в БУ ВО «БПНИ» проживало 280 человек.

Несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей в случае акта незаконного вмешательства, по мнению прокурора, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц - работникам учреждения и пребывающим гражданам.

Согласно п. 3.3.85 постановления Правительства Воронежской обл. от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области» одной из функций департамента является осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности.

Из иска также следует, что Межрайпрокуратурой в ходе аналогичной проверки в ноябре 2019 года и апреле 2020 года в БУ ВО «БПНИ» выявлялись аналогичные нарушения законодательства, 28.11.2019 и 09.04.2020 межрайпрокурором в адрес руководителя указанного объекта вносились представления об устранении нарушений законодательства, однако нарушения законности в полном объеме не устранены по настоящее время.

Прокурор указывает в иске, что нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности места массового пребывания граждан угрожает жизни и здоровью граждан, состав которых меняется в течение года: работников учреждения, иных лиц, посещающих социальное учреждение.

На ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст.ст. 45, 131, 206 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор, уточнив заявленные требования в ходе судебного разбирательства, просит обязать бюджетное учреждение Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат», расположенное по адресу: 397170, Воронежская область, г. Борисоглебск, пос. Водострой, 10, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно обеспечить надлежащую охрану объекта социальной защиты сотрудниками охранных организаций в срок до 01.01.2021.

В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области Михелкин К.В. уточненные заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражения, в которых возражал против первоначально заявленных прокурором требований об обеспечении надлежащей охраны объекта социальной защиты сотрудниками охранных организаций в течение 3 месяцев с даты вынесения судебного решения, в остальной части заявленных требование не возражает. После уточнения прокурором требований в части указания срока обеспечения надлежащей охраны объекта социальной защиты сотрудниками охранных организаций – до 01.01.2021, возражений от ответчика относительно заявленных требований не поступило.

Кроме того, в возражениях указана просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя бюджетного учреждения Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат».

Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты Воронежской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в электронной форме заявление в отсутствие, а также возражения, в которых указывает, что бюджетное учреждение Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» оснащено инженерно- техническими средствами и системами охраны, на территории образован и обеспечивается пропускной режим (ворота оборудованы шлагбаумом, данные посетителей фиксируются в журнале, территория обнесена забором, вход (выход) людей, въезд автотранспорта контролируется сторожем. В штате учреждения имеются сторожа, в служебные обязанности которых входит выполнение вышеназванных мероприятий.

Учреждение вправе заключать договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на занятие определенной деятельностью, в порядке, установленном законом. Департамент полагает, что в настоящее время учреждением принимаются достаточные меры по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима. С учетом изложенного, Департамент просит в удовлетворении требований Борисоглебского межрайпрокурора отказать.

Выслушав помощника прокурора Михелкина К.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидация последствий его проявлений.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 4 ч. 2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Требования), согласно п. 2 которых под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В соответствии с пп. «а» п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; контроля их функционирования.

Согласно пп. «а» п. 17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 15 Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» является разновидностью охранных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 вышеуказанного закона оказание охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Таким образом, пропускной и внутриобъектовый режим обеспечивается путем оказания охранных услуг специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Из материалов дела следует, что Межрайпрокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищённости объекта социальной защиты населения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму в бюджетном учреждении Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» (далее - БУ ВО «БПНИ»), расположенном по адресу: 397170, Воронежская область, г. Борисоглебск, пос. Водострой, 10.

В ходе проверки установлено, что охрана учреждения в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, осуществляется штатными сторожами, сотрудники частных охранных организаций к охране объекта не привлекаются.

Проверкой установлено, что в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2019 - 2020 гг. финансовых средств на оплату охранных услуг частными охранными организациями не предусмотрено. Имевшиеся средства в сумме 1 650 тыс.руб. в 2019 году учреждением израсходованы на замену водонапорной башни. Для участия в аукционе, проведенном департаментом социальной защиты Воронежской области в начале 2020 года в целях определения охранной организации, заявки руководством БУ ВО «Борисоглебский психоневрологический интернат» учредителю не направлялись.

В п. 1.4 устава учреждения предусмотрено, что его учредителем является департамент социальной защиты Воронежской области.

В соответствии с п.п. 1.12, 4.6, 4.16 устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется, в том числе, в виде субсидий из областного бюджета.

Несмотря на отсутствие собственных средств для финансирования охранных мероприятий соответствующие заявки учредителю - в департамент социального развития Воронежской области в 2019 году и в 1 квартале 2020 года также не направлялись.

Таким образом, учреждением не принято должных мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта социальной защиты населения.

На момент проведения проверки в БУ ВО «БПНИ» проживало 280 человек.

Несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей в случае акта незаконного вмешательства может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц - работникам учреждения и пребывающим гражданам.

Согласно п. 3.3.85 постановления Правительства Воронежской обл. от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области» одной из функций департамента является осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности.

Межрайпрокуратурой в ходе аналогичной проверки в ноябре 2019 года и апреле 2020 года в БУ ВО «БПНИ» выявлялись аналогичные нарушения законодательства, 28.11.2019 и 09.04.2020 межрайпрокурором в адрес руководителя указанного объекта вносились представления об устранении нарушений законодательства, однако нарушения законности в полном объеме не устранены по настоящее время.

Суд соглашается с доводами прокурора относительного того, что нарушение ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности места массового пребывания граждан угрожает жизни и здоровью граждан, состав которых меняется в течение года: работников учреждения, иных лиц, посещающих социальное учреждение.

С учетом изложенного, суд находит заявленные Борисоглебским межрайпрокурором Воронежской области, действующим в защиту неопределенного круга лиц, требования к бюджетному учреждению Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта социальной защиты населения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области удовлетворить.

Обязать бюджетное учреждение Воронежской области «Борисоглебский психоневрологический интернат», расположенное по адресу: 397170, Воронежская область, г. Борисоглебск, пос. Водострой, 10, устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно обеспечить надлежащую охрану объекта социальной защиты сотрудниками охранных организаций в срок до 01.01.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Б. Гуглева