Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 14 марта 2016 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,
при секретаре Касимовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о присвоении звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития ХМАО — Югры. Требования мотивировал тем, что ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005. № 103-п. Истец просит признать отказ незаконным, возложить на ответчика обязанность присвоить ему звания "Ветеран труда".
Стороны, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела в отсутствие сторон.
Суд, проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, согласно записей трудовой книжки общий стаж работы истца составляет 22 года. ФИО1 работает в должности главы <адрес>. Пенсионером по старости не является.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 награжден Почетной грамотой грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Истец обратился в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п, отсутствует такая Почетная грамота (письмо Департамента социального развития ХМАО — Югры № от ДД.ММ.ГГГГ., (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Истец настаивает на том, что имеет право на присвоение указанного звания.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994. № 442, а также Положением о государственных наградах Российской Федерации утвержденных Указом Президента РФ от 07.09.2010. № 1099.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2006. № 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ст. 1 закона ХМАО — Югры от 07.11.2006. № 115-оз).
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005. № 103-п.
Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 федерального закона от 15.12.2001. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной федеральным законом от 28.12.2013. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом установлено и подтверждается копией трудовой книжки, что ФИО1 не пенсионером по выслуге лет, суммарная продолжительность периодов его работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии в календарном исчислении составляют 22 года.
В федеральном законе от 28.12.2013. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" понятие трудового стажа заменено понятием "страховой стаж", и не предусмотрен такой вид страховой пенсии как "пенсия за выслугу лет". В соответствии со статьей 3 означенного федерального закона установлен такой вид трудовой пенсии, как "страховая пенсия по старости".
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 30 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понималось суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.
В страховой стаж согласно условий закона могут быть засчитаны и иные периоды.
В соответствии со ст. 11 федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Поскольку ст. 7 федерального закона "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (в том числе и для лиц, замещавших муниципальные должности), то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пенсионным законодательством в календарном порядке.
Истец на момент обращения с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" имел страховой стаж в календарном исчислении менее 25 лет. Не имеет он такового и на момент рассмотрения дела.
Таким образом, ФИО1 не имеет трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости и для присвоения звания "Ветеран труда", а само по себе наличие права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении Порядка назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижневартовске" не дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что истец имеет необходимый стаж для назначения муниципальной пенсии и является ее получателем.
При таких обстоятельствах ФИО1 права на присвоение звания "Ветеран труда" не приобрел, полный состав предусмотренных законом оснований для присвоения истцу такого звания отсутствуют, что исключает возможность удовлетворения предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о присвоении звания "Ветеран труда" — оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 21 марта 2016 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда И.В. Бакшеев