ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-707/2017 от 17.03.2017 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 17 марта 2017 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Ивановой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело /номер/ по иску Министерства социального развития Московской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истец, в лице Клинского управления социальной зашиты населения, обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требо­ва­ниями и указал, что, в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Законом Московской области от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи в Московской об­ласти» и на основа­нии личных заявлений от 16.11.2015 г., Клинским управлением социаль­ной защиты населения Министерства социального развития Московской области (далее - Министерство) ФИО1 ­надьевне были начис­лены и выплачены следующие меры социальной под­держки:

- единовременное пособие при рождении ребенка в /сумма/;

- ежемесячное пособие на ребенка за период с /дата/ по /дата/ в /сумма/;

- государственная социальная помощь в /сумма/.

За указанный период времени выплаты были перечислены на общую /сумма/.

Нормами вышеназванных законодательных актов определено, что пособия на детей назначаются и выплачиваются семьям со среднедуше­вым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, уста­новленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения; государственная социальная помощь - семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже ве­личин прожиточных минимумом, установленных в Московской области для основных социально-демографических групп населения.

Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 г. № 989/30 утвержден Прядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области и Постановлением Правительства Московской об­ласти от 11.02.2014 г. № 54/3 утвержден Порядок назначения государст­венной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании соци­ального контракта. Указанными Порядками определены правила учета до­ходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего права на получение пособий, в них же приведены перечни доходов, которые учи­тываются при расчете. К ним, в том числе, относятся все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с тру­довой деятельностью по месту работы.

В результате сопоставления информации в части достоверности представленных сведений установлено, что информация о наличии дохо­дов заявительницы и ее супруга в справках от /дата/ не соответст­вует действительности, так как из представленных позднее документов (справка от /дата/, информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по ФИО1 и ФИО2) следует, что за ука­занный в вышеуказанных справках период выплата заработной платы не производилась.

Принимая во внимание факт предоставления недостоверных доку­ментов и, следовательно, отсутствие оснований для обращения за государ­ственной поддержкой ввиду невозможности подтверждения дохода, даю­щего права на получение социальных пособий, произведенные в период с /дата/ по /дата/ выплаты получены неправомерно.

Заявительницей при подаче /дата/ заявлений была подтвер­ждена правильность и достоверность сообщаемых сведений, а также от­ветственность за предоставление ложной и/или недостоверной информа­ции.

Подавая заявления на оказание мер социальной поддержки ФИО1 осознанно были предоставлены заведомо недостоверные сведения, так как официально задекларированных доходов члены ее семьи, начиная со /дата/, не имели

Предложение Министерства от /дата//номер/ с целью решения данного вопроса в досудебном порядке оставлено без от­вета.

Истец просит взыскать с ФИО1 неправомерно полученные де­нежные средства в /сумма/

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчицы, ее супруг ФИО2, иск не признал и пояснил, что они обратились в МФЦ за оформлением документов. Со­брали необходимые документы по списку. Спустя полгода супруга обра­тилась в соцзащиту для того, чтобы получать пособия по уходу за ребен­ком до 1,5 лет. У них есть ряд финансовых проблем с банками. Что каса­ется отчетности, которую не предоставили в соцзащиту, они ее предоста­вят, когда пройдет затруднительная ситуация. Перерасчет выплат произве­ден с ошибкой. У них среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум. Их незаконно лишили пособий и еще требуют вернуть получен­ное. Произошла ошибка в датах. У компании заблокированы счета. Он отчисления не делал. У него трое детей и есть сложности. Он уволил от­ветчицу в конце 2015 года. Он хотел прийти в социальную защиту и рас­сказать об ошибке. Справка, представленная им, правдива. Ответчица на момент подачи справок была сотрудником компании.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Москов­ской области», право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со средне­душевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка определя­ется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его на­значением.

2. Размер единовременного пособия при рождении третьего и после­дующего ребенка - /сумма/.

Согласно ст. 7 указанного Закона, право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ре­бенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося об­щеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднеду­шевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

3. Размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

на детей: до полутора лет - /сумма/; от полутора до трех лет - /сумма/; от трех до семи лет - /сумма/; от семи и старше - /сумма/;

на детей одиноких матерей: до полутора лет - /сумма/; от полу­тора до трех лет - /сумма/; от трех до семи лет - /сумма/; от семи и старше - /сумма/

4. Ежемесячное пособие на ребенка подлежит ежегодной индекса­ции в размере, установленном законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.

5. Право на ежемесячное пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Период,

за который исчислена величина прожиточ­ного мини­мума по Мо­сковской об­ласти

Величина прожиточного минимума

по Московской области (в руб.)

Нормативный акт, установив­ший величину прожиточного минимума

на душу населе­ния

для тру­доспо­собного населе­ния

для пен­сионеров

для детей

За II квартал 2016 года

11275

12482

8434

11064

Постановление Правительства МО от 22.09.2016 N 684/33

За I квартал 2016 года

10916

12082

8178

10697

Постановление Правительства МО от 24.06.2016 N 491/21

За IV квартал 2015 года

10460

11598

7867

10117

Постановление Правительства МО от 17.03.2016 N 185/8

В соответствии со ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ, финансирование мер социальной поддержки, предоставляе­мых семье и детям в Московской области, установленных настоящим За­коном, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки ус­танавливаются Правительством Московской области, за исключением части 3 статьи 16.

Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 г. № 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области.

В соответствии с подп. «а, г» п. 3 указанного Порядка, для назначе­ния и выплаты единовременного пособия необходимы, в том числе, сле­дующие документы: а) заявление о назначении единовременного пособия с указанием способа получения пособия (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи); г) документы, подтверждающие сведения о доходах се­мьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Московской области от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи в Московской области», получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, кото­рые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных со­циально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

В соответствии с п. 6 ст. 3 указанного Закона, расчет среднедуше­вого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Феде­ральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государствен­ной социальной помощи».

Согласно п. 1 ст. 4 Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ, размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет: для малоимущей семьи - в размере разницы между суммой ве­личин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп насе­ления, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживаю­щего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государ­ственной социальной помощи (далее - расчетный период).

Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2014 г. № 54/3 утвержден Порядок назначения государственной социальной по­мощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, где в п. 3 сказано, что государственная социальная помощь, в том числе ока­зываемая на основании социального контракта, назначается по представ­ленному в территориальное подразделение Министерства по месту жи­тельства или месту пребывания заявлению заявителя от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев на основании социального контракта) заяв­лению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражда­нина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принад­лежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также о по­лучении государственной социальной помощи в виде предоставления со­циальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В подп. «в» п. 4 данного Порядка сказано, что к заявлению прилага­ется справка о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календар­ных месяца, предшествующие подаче заявления об оказании государст­венной социальной помощи.

/дата/ФИО1 обратилась в Клинское управление соци­альной защиты населения к истцу со следующими заявле­ниями:

- о выплате единовременного пособия при рождении ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения

- о назначении ежемесячного пособия на ребенка;

- об оказании государственной социальной помощи.

В заявлениях указан состав семьи из 5 человек: истица, муж ФИО2, сын ФИО3, /дата/ рожд., дочь ФИО4, /дата/ рожд., дочь ФИО3, /дата/ рожд.

Заявителем представлены справки от /дата/ о среднемесячном заработке:

- ФИО2 в /Организация/ с /дата/ в должности генерального директора, среднемесячный заработок за послед­ние шесть месяцев за период с мая по октябрь 2015 г. составляет по /сумма/ в месяц

- ФИО1 в /Организация/ с /дата/ в должности заместителя генерального директора, среднемесячный зара­бо­ток за последние шесть месяцев за период с мая по октябрь 2015 г. со­став­ляет по /сумма/ в месяц.

/дата/ФИО1 выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в /сумма/, за период с ноября 2015 г. по ап­рель 2016 г. ФИО1 выплачено ежемесячное пособие на ребенка в об­щей /сумма/, оказана государственную социальную помощь в /сумма/

В справке /Организация/ от /дата/ сказано, что с /дата//Организация/ финансово-хозяйственную деятельность не осуще­ствляет, генеральный директор ФИО2 с /дата/ по настоящее время находится в отпуске за свой счет, заработные платы и иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ, не получает.

Согласно информации из индивидуального лицевого счета застрахо­ванного лица, ФИО1 и ФИО2, сведений о начислении зара­ботной платы за 2015 год не имеется.

/дата/ истец направил ответчику письмо о том, что представ­ленные ответчиком справки о заработной плате за период с мая по октябрь 2015 года содержат недостоверные сведения и предложил возместить сумму в /сумма/, указав, что денежные средства в указанной сумме получены неправомерно.

Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном за­седании доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заяв­ленных исковых требований, так как ФИО1 представила в Клинское управление социальной защиты населения недостоверные сведения о до­ходах семьям, которые послужили основанием для начисления вышеука­занных социальных выплат.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л :

1. Иск - удовлетворить.

2. Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства со­циального развития Московской области /сумма/

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мос­облсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия реше­ния суда в окончательной форме.

Судья -/подпись/