ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-707/2018 от 09.06.2018 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-707/2018 09 июня 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Брежневой Е.С.,

при секретаре Шараповой К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей на воздушном транспорте,

установил:

заместитель Архангельского транспортного прокурора, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее – Общество) о возложении обязанности устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей на воздушном транспорте. В обоснование иска указал, что Архангельской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения федерального законодательства в АО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере защите прав пассажиров на воздушном транспорте при перевозке инвалидов, требующие принятия мер прокурорского реагирования. вход в аэровокзал Васьково, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован кнопкой вызова (оповещения) для встречи пассажиров из числа маломобильных групп населения и оказания им услуг, предусмотренных ст.106.1 Воздушного кодекса РФ и Правилами № 24. На официальном сайте Общества <адрес> отсутствует информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: 1) о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); 2) о местах расположения кресел- колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; 3) о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; 4) о местах встречи пассажиров; 5) о расположении мест для выгула собак-проводников; 6) об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; 7) о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; 8) о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 7 статьи 106.1 ВК РФ, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту. Выявленные нарушения недопустимы, поскольку не способствуют созданию доступной среды для инвалидов, не позволяют инвалидам реализовывать свои права и основные свободы в полном объеме, не способствуют их полноценному участию в жизни страны. Просит суд обязать АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с п.11 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24, вход в аэровокзал Васьково, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, населенный пункт Васьково, аэропорт, кнопкой вызова (оповещения) для встречи пассажиров из числа маломобильных групп населения и оказания им услуг; разместить на официальном сайте http://2aoao.ru в соответствии с п.12 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24, информацию об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэродрома Васьково услугах и порядке их оказания.

В судебном заседании заместитель Архангельского транспортного прокурора Смирнов Д.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Прытков В.О. в судебном заседании признал исковые требования прокурора, сообщил, что АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» готово выполнить требования прокуратуры в сроки, обозначенные в иске.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, Архангельской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения федерального законодательства в АО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере защите прав пассажиров на воздушном транспорте при перевозке инвалидов, требующие принятия мер прокурорского реагирования. вход в аэровокзал Васьково, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован кнопкой вызова (оповещения) для встречи пассажиров из числа маломобильных групп населения и оказания им услуг, предусмотренных ст.106.1 Воздушного кодекса РФ и Правилами № 24. На официальном сайте Общества <адрес> отсутствует информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: 1) о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); 2) о местах расположения кресел- колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; 3) о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; 4) о местах встречи пассажиров; 5) о расположении мест для выгула собак-проводников; 6) об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; 7) о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; 8) о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 7 статьи 106.1 ВК РФ, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и ложилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются осударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.9 «Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: а) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы а) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением; b) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; d) оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме; е) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения; f) развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; g) поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет; h) поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п.п.5, 6 ч.1 ст.15 ФЗ №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно ч.ч.7, 13 ст. 106.1 ВК РФ в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги: 1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна; 2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта; 3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации; 4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; 5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке; 6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами (ч.7).

Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов (ч.13).

Согласно п.11 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24 (далее - Правила №24), обслуживающая организация обязана обеспечивать установление на входах в аэровокзальный комплекс и в иных местах, определяемых обслуживающей организацией, места прибытия в аэропорт пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, оборудованные кнопкой вызова (оповещения), иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации. С получением вызова сотрудники обслуживающей организации обязаны прибыть к месту встречи пассажиров для оказания услуг, предусмотренных настоящим Порядком, в период времени, не превышающий 20 минут.

В соответствии с пп.1-4, 6, 9-11 п.12 Правил №24 обслуживающая организация посредством звукового и визуального оповещения в аэропорту, а при наличии официального сайта аэропорта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» также на сайте, обязана обеспечить информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: 1) о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); 2) о местах расположения кресел- колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; 3) о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; 4) о местах встречи пассажиров; 6) о расположении мест для выгула собак-проводников; 9) об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; 10) о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; 11) о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 7 статьи 106.1 ВК РФ, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

В ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при перевозке незащищенной категории граждан (инвалидов) Архангельской транспортной прокуратурой установлено, что вход в аэровокзал Васьково, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован кнопкой вызова (оповещения) для встречи пассажиров из числа маломобильных групп населения и оказания им услуг. На официальном сайте Организации <адрес> отсутствует информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: 1) о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); 2) о местах расположения кресел- колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; 3) о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; 4) о местах встречи пассажиров; 5) о расположении мест для выгула собак-проводников; 6) об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; 7) о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; 8) о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 7 статьи 106.1 ВК РФ, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

По результатам указанной проверки составлен акт от 15 мая 2018 года (л.д.11).

Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы, поскольку не способствуют созданию доступной среды для инвалидов, носят продолжительный характер, не позволяют инвалидам реализовывать свои права и основные свободы в полном объеме, не способствуют их полноценному участию в жизни страны.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к физическому окружению, в том числе информации и связи, открытым и предоставляемым населению, является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297.

Выявленные нарушения не отрицаются стороной ответчика, подлежат устранению им, поскольку обязанность по обеспечению надлежащих условий для пользователей сайта общества с ограниченными возможностями не исполняется.

В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Обязывая ответчика устранить нарушения, суд соглашается с предложенным заместителем Архангельского транспортного прокурора сроком – один месяц со дня вступления решения в законную силу, указанный срок является разумным с учетом необходимого объема работ. Представитель ответчика против заявленного срока устранения нарушений возражений не представил.

В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход муниципального бюджета, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей на воздушном транспорте удовлетворить.

Обязать акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с п.11 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года №24, вход в аэровокзал Васьково, расположенный по адресу: <адрес>, кнопкой вызова (оповещения) для встречи пассажиров из числа маломобильных групп населения и оказания им услуг; разместить на официальном сайте <адрес> в соответствии с п.12 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года №24, информацию об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэродрома Васьково услугах и порядке их оказания.

Взыскать с акционерного общества «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.С. Брежнева