ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-707/2022 от 20.09.2022 Коркинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-707/2022

Решение

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года г. Коркино

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Щепёткиной Н.С.,

при секретаре Алимбековой С.А.,

с участием прокурора Тугушева Е.А.,

представителя ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Шайхулиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности организовать на территории Коркинского муниципального района Челябинской области приют для безнадзорных животных,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Коркино в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности организовать на территории Коркинского муниципального района Челябинской области приют для безнадзорных животных.

В обоснование иска указано, что проверкой прокуратуры города Коркино установлено, что на территории Коркинского муниципального района отсутствует приют для безнадзорных животных. Начиная с 2021 года в Коркинском муниципальном районе складывается сложная обстановка, связанная с появлением на улицах большого количества бездомных животных, что имеет большой общественный резонанс. От укусов животных пострадали десятки человек. Принимаемые ответчиком меры по заключению контрактов на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев малоэффективны и недостаточны. За период с 2020 по 2022 год, включительно, за медицинской помощью по фактам укусов бездомных животных обратилось 80 граждан. 16.02.2022года в г. Коркино произошел случай нападения безнадзорного животного на 11-летнего ребенка, в результате которого ему причинена скальпированная рана волосистой части головы, укушенная рваная рана правого бедра, множественные укушенные раны верхних и нижних конечностей тела и туловища. Ребенок госпитализирован в лечебное учреждение. Администрацией Коркинского муниципального района вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, поскольку в нарушение требований действующего законодательства приют для безнадзорных домашних животных не создан. Невыполнение администрацией мероприятий по организации на территории района приюта для содержания безнадзорных животных создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей поселения, создается угроза нападения собак на граждан, в том числе и на детей, а также угроза распространения заболеваний. Просит, согласно уточненных требований, обязать администрацию Коркинского муниципального района в срок до 01.11.2023 года создать приют для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных от права собственности на которых владельцы отказались, и обеспечивать его функционирование. (л.д.3-7,117-121)

В судебном заседании прокурор Тугушев Е.А. просил удовлетворить требования.

Представитель ответчика администрация Коркинского муниципального района Челябинской области Шайхулина Т.В. в судебном заседании возражала по заявленным требованиям.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. (л.д.130) Представлено мнение по делу, где указано, что с осени 2022 года начнёт работу государственный приют на базе Областного государственного бюджетного учреждения «Сосновская межрайонная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных». Коркинский муниципальный район входит в зону обслуживания государственного приюта. В областном бюджете на 2022 год предусмотрены финансовые средства ОГБУ «Сосновская ветстанция» на содержание животных без владельцев. Мощность приюта планируется с единовременным содержанием животных 900 голов, и пропускной способностью в год - 2000 голов. (л.д.81)

Представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. (л.д. 145)

По определению суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело слушалось в отсутствие не явившихся участников дела.

Выслушав прокурора Тугушева Е.А., представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 13 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утвердило методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" установлены указания по организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее - правила).

Под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные от права собственности на которых владельцы отказались.

В силу статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить два основных уровня правового регулирования деятельности приютов для животных: федеральный и региональный.

Федеральный уровень представлен Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"

Региональный уровень представлен законами и другими правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включая полномочие по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" достаточно подробно детализируя в статьях 5, 7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в статье 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.

В соответствии с положениями пункта 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Федерации.

Таким образом, толкование норм Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов все же является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия: это могут быть только государственные приюты, только частные, государственные и муниципальные приюты или государственные и частные приюты.

Участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением части 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей такой вид приютов, как муниципальные.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено статьями 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений). Соответствующее право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством, может быть реализовано не всеми муниципальными образованиями.

На основании статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.

Согласно статье 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

В силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Правовая возможность создания муниципальных приютов, предусмотренная Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", напрямую зависит от бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования в части выполнения приведенных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Законом Челябинской области от 30 декабря 2019 г. N 72-30 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" на территории Коркинского муниципального района полномочиями по организации и проведению отлова безнадзорных животных наделена администрация Коркинского муниципального района.

На основании статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Судом установлено, что прокурором г. Коркино Челябинской области была проведена проверка по факту нападения на ребенка бездомных животных. В адрес администрации Коркинского муниципального района Челябинской области направлен запрос о предоставлении сведений о количестве обращений граждан в 2021-2022 году с жалобами на наличие на улице города бездомных бродячих собак. (л.д.8)

Согласно ответа администрации Коркинского муниципального района Челябинской области, были обращения от граждан о нахождении на улицах бездомных бродящих собак в 2021 году -19 обращений, за период с 01.01.2022 года по 16.02.2022 года - 5 обращений. (л.д.2-9)

ГБУЗ «Городская детская больница г. Коркино» представлены сведения, что в 2020-2022 годах имели место быть неоднократные обращения за медицинской помощью по поводу укусов бродящих бездомных собак (диких зверей) на территории города, а так же городских поселений Коркинского муниципального района. (л.д.10-12)

Прокурором г. Коркино в адрес главы Коркинского муниципального района вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране животного мира. (л.д.21-23)

Главой Коркинского муниципального района был дан ответ на представления прокурора г. Коркино от 10.03.2022 года НОМЕР. Указано на заключенное соглашение между Министерством сельского хозяйства Челябинской области и администрацией Коркинского муниципального района от 21.01.2022 года НОМЕР, согласно которого выделены субвенции на осуществление переданных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в сумме 654 200 рублей. Так же дополнительно в бюджете Коркинского муниципального района на вышеуказанные цели предусмотрено 398 315 рублей. Заключены муниципальные контракты на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев ООО «ЮВИН», ЧООБОЗБЖ «БиМ». Администрацией Коркинского муниципального района организованы мероприятия по отлову безнадзорных животных, направлено Губернатору Челябинской области письмо от 07.04.2022 года НОМЕР с просьбой о рассмотрении вопроса по строительству приюта для животных на территории района, просьба о предусмотрении дополнительного финансирования на второе полугодие 2022 года в сумме 1 052 515 рублей. (л.д.24,25,38-44)

На осуществление полномочий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных на 2022 г. из бюджета Челябинской области в бюджет Коркинского муниципального района выделено 654200 рублей. Также Администрацией Коркинского муниципального района был заключен муниципальный контракт за счет средств местного бюджета.

Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что ответчик-муниципальное образование наделено государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Также суд принимает во внимание, что решение поставленного вопроса имеет важное социальное значение.

При этом суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов для безнадзорных животных (организация приютов для безнадзорных животных) является правом муниципального образования, а не обязанностью, поскольку в силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Ни региональным законом, ни федеральными законами не определен конкретный способ исполнения ранее названных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Как следует из содержания части 3 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Органы местного самоуправления для исполнения возложенных на них государственных полномочий не лишены возможности воспользоваться услугами частных приютов для животных. Данным правом ответчик воспользовался, заключив муниципальные контракты с частными организациями.

Суд отмечает, что имеющиеся на территории Челябинской области приюты для животных, в том числе, с которыми заключены муниципальные контракты, с учетом их отдаленности от муниципального образования, позволят органу местного самоуправления реализовать полномочия по отлову бродячих животных и их содержание в специальных местах.

Кроме того, из сведений представленных Министерством сельского хозяйства следует, что для решения проблем с животными без владельцев и снижения их количества в населенных пунктах с осени 2022 года начнёт работу государственный приют на базе ОГБУ «Сосновская ветстанция». На территории Сосновского муниципального района ОГБУ «Сосновская ветстанция» с 2021 года ведутся мероприятия по организации государственного приюта для животных без владельцев. Организация государственного приюта ведется в соответствии с Методическими указаниями Минприроды Российской Федерации по организации деятельности приютов животных и установлению норм содержания животных в них и разработанными Агентством стратегических инициатив методическими рекомендациями по организации работы с безнадзорными животными в субъектах Российской Федерации, техническим заданием на разработку типового проекта приюта для безнадзорных животных и центров стерилизации и отлова, архитектурной концепцией прототипа типового приюта для безнадзорных животных с функцией отлова и стерилизации, стандартом организации работы с безнадзорными животными в регионах. Созданный приют для содержания бездомных животных будет обслуживать следующие муниципальные образования Челябинской области: Сосновский, Аргаяшский, Миасский, Чебаркульский, Еткульский, Красноармейский, Кунашакский и Карабашский, Копейский, Кыштымскии, Озерский, Снежинский, Челябинский, Коркинский с постоянным содержанием 900 голов (600 голов собак, 300 голов кошек) и оборотом по содержанию 2000 голов собак и кошек в год. Состоит из 5 зданий и сооружений (дезбарьер с пристроем, гараж, административное здание, теплый вольер для собак и теплый вольер для кошек). Организация приюта позволит стабилизировать эпизоотическую ситуацию по многим опасным заболеваниям общим для человека и животных, снизить социальное напряжение среди населения, уменьшить численность брошенных животных, сыграть благоприятную роль в воспитании гуманного отношения человека к животным. В соответствии с Законом Челябинской области от 23.12.2021 № 493-ЗО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и рамках государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области- 23.12.2019 г. № 583-П, доведены лимиты бюджетных обязательств в части целевых субсидий на мероприятия по организации государственных приютов для животных без владельцев с целью завершения данных мероприятий на благоустройство территорий государственного приюта для бездомных животных. Проведение закупки осуществляется за счёт целевых денежных средств, выделяемых из бюджета Челябинской области. Способ закупки - аукцион в электронной форме, контракт будет заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, государственных и муниципальных нужд». Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 28.02.2020 года №146 утвержден Порядок организации деятельности Приютов для животных на территории Челябинской области и нормы содержания животных в них. (л.д.93)

Суд полагает, что фактически требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию приюта являются ничем иным как определением способа исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления и их удовлетворение повлечет вмешательство в полномочия и компетенцию органа местного самоуправления, что в силу закона недопустимо.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Коркино Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности организовать на территории Коркинского муниципального района Челябинской области приют для безнадзорных животных, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2022 года

Председательствующий: Н.С. Щепёткина