ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7080/2016 от 30.03.2017 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.03.2017 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Сабаевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству транспорта РФ, Министерству транспорта Московской области о признании незаконным взимания платы за проезд по маршруту <данные изъяты>, признании права пользования льготой по оплате проезда на указанном маршруте, понуждении обеспечить перевозку пассажиров по маршруту с использованием социальной карты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском с учетом уточнения к Министерству транспорта РФ, Министерству транспорта Московской области о признании незаконным взимания платы за проезд по маршруту <данные изъяты>, признании права пользования льготой по оплате проезда на указанном маршруте, понуждении обеспечить перевозку пассажиров по маршруту с использованием социальной карты.

Требования с учетом их окончательной формулировки мотивированы тем, что истец имеет статус ветерана труда и является пользователем социальной карты жителя Московской области . Указанная социальная карта жителя Московской области является документом, подтверждающим право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Истец, проживающий в <адрес>, регулярно пользуется услугами перевозчика «<данные изъяты>», а именно: маршрутом «<данные изъяты>», для поездок в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ регулярные перевозки по указанному маршруту осуществляются перевозчиком «<данные изъяты>» только в коммерческом режиме, что ухудшает материальное положение истца, являющегося ветераном труда и относящегося к категории граждан, которым предоставляется государственная социальная поддержка, при этом истец лишен выбора, и последнему навязана платная услуга, в которой он не заинтересован. Маршрут «<данные изъяты>», согласно письма Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, проходит в границах <адрес> областей и относится к межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с нерегулируемыми (определяемыми перевозчиками) тарифами. До настоящего времени, согласно данному письму, <данные изъяты> остановочных пунктов, предусмотренных расписанием маршрута , не зарегистрированы в реестре остановочных пунктов, в связи с чем свидетельство и карты маршрутов регулярных перевозок на данный маршрут не оформлены, при этом, ведение указанного реестра относится к полномочиям Министерства транспорта Московской области. Полагает, что нарушено право истца на бесплатный проезд на автомобильном транспорте, что гарантировано ему действующим законодательством. Обратившись в суд, просит признать незаконным взимание платы за проезд по маршруту <данные изъяты>, признать право пользования льготой по оплате проезда на указанном маршруте, понуждении обеспечить перевозку пассажиров по маршруту с использованием социальной карты.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 поддержали уточненные требования по доводам, изложенным в уточненном иске и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Указали, что у истца отсутствует альтернативный способ добираться до <адрес>. Полагает, что отмена льгот по оплате проезда по маршруту «<данные изъяты>» является ущемлением прав истца как ветерана труда.

Представитель соответчика Министерства транспорта Московской области по доверенности ФИО4 иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на уточненный иск (л.д.98-100). Указал, что Министерство транспорта Московской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Министерство транспорта Московской области не уполномочено изменять или устанавливать межрегиональные маршруты. Перевозки на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок осуществляются только по нерегулируемым тарифам, и Министерство транспорта Московской области не уполномочено устанавливать тарифы на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок. В реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеется маршрут «<данные изъяты>». Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право на предоставление льгот, принять которые может только перевозчик. В данном случае, перевозчиком является ГУП МО «<данные изъяты>». Таким образом, стоимость и наличие льготного проезда на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам устанавливает ГУП МО «<данные изъяты>». Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель соответчика – Министерства транспорта РФ не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил письменный отзыв на уточненный иск (л.д. 84-87), в котором сдержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву представитель Министерства транспорта РФ против удовлетворения требований ФИО1 возражал. Указал, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок «<данные изъяты>», обслуживаемый ГУП МО «<данные изъяты>», устанавливается и изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. Установление межрегионального маршрута регулярных перевозок осуществляется на основании заявления лица (инициативы перевозчика), имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки. При этом положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрена возможность установления межрегиональных маршрутов регулярных перевозок с регулируемыми тарифами. Согласно Реестру межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) маршрут «<данные изъяты>» осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Решение по организации перевозок пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок принимается непосредственно самим перевозчиком. По межрегиональному маршруту регулярных перевозок предоставление указанных льгот не предусмотрено. В настоящее время все <данные изъяты> остановочных пунктов, предусмотренных расписанием маршрута «<данные изъяты>», не зарегистрированы в реестре, в связи с этим свидетельство и карты маршрутов регулярных перевозок, предусмотренные ч. 4 ст. 39 указанного Федерального закона, на данный маршрут не оформлялись. Минтранс России не осуществляет организацию перевозки пассажиров, проживающих на территории Московской области, пользующихся социальной картой для оплаты проезда по межрегиональному маршруту. Просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав истца и представителей сторон, исследовав отзыв представителей соответчиков и письменные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению иска, исходя из следующего.

Согласно удостоверению <данные изъяты> ФИО1 является ветераном труда (л.д. 96). Также истец является пользователем социальной карты жителя Московской области (л.д. 97). Указанные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами.

В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, установившим данные маршруты.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» маршрут «<данные изъяты>» зарегистрирован в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, сформированном согласно требованиям указанного Федерального закона под регистрационном .

В соответствии с указанным Федеральным законом ведение Реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок осуществляет уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, установившим данные маршруты – Министерством транспорта РФ. Согласно скриншоту с Интернет-сайта Министерства транспорта РФ Реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ межрегиональный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам «<данные изъяты>», обслуживаемый ГУП МО «<данные изъяты>», включен в указанный Реестр (л.д. 47-48).

Распоряжением Министерства транспорта Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, а также признаны утратившими силу некоторые распоряжения Министерства транспорта Московской области, в том числе Распоряжение Министерства транспорта Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» (л.д. 21-46 оборот). Согласно Приложению к Распоряжению Министерства транспорта Московской области от ДД.ММ.ГГГГ маршрут «<данные изъяты>» включен в перечень маршрутов, исключаемых из Реестра маршрутов регулярных перевозок Московской области (л.д. 44 оборот) на основании ч.4 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

В соответствии с п. 2 ст. 4 указанного Федерального закона юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, установление межрегионального маршрута регулярных перевозок осуществляется на основании заявления лица (инициатива перевозчика), имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.

Решение по организации перевозок пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам принимается непосредственно самим перевозчиком.

Исходя из данного положения, перевозки на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок осуществляются только по нерегулируемым тарифам, и Министерство транспорта Московской области, а также Министерство транспорта РФ не уполномочены устанавливать тарифы на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок.

Согласно Реестру межрегиональных маршрутов регулярных перевозок маршрут «<данные изъяты>» осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 3 указанного Федерального закона регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Кроме того, вопрос установления льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам урегулирован ст. 20 указанного Федерального закона.

Статьей 20 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

В отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок предусмотренные частью 1 настоящей статьи льготы на проезд устанавливаются при условии их согласования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены остановочные пункты по данным маршрутам.

Однако, в любом случае, положения указанной статьи носят рекомендательный характер и не требуют обязательного предоставления отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Из письма Минфина России ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что органы государственной власти субъекта РФ в соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ отдельным категориям граждан льготы при проезде по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, за исключением случаев, когда предоставление указанных льгот соответствующим категориям граждан предусмотрено федеральными законами.

Установление льготного проезда пассажиров, проживающих на территории <данные изъяты> областей, по данному маршруту находится в введении указанных органов государственной власти субъектов РФ.

При этом Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в сфере регулирования отношений в области регулярных перевозок право предоставление льгот отсутствует.

Законом Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» право предоставление льгот на межрегиональных маршрутах также не предусмотрено.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 13 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» при пользовании транспортными услугами пассажир имеет право при перевозках по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам пользоваться льготами по плате за проезд в соответствии с действующим законодательством. Тогда как маршрут «<данные изъяты>» является межрегиональным маршрутом регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

При таких обстоятельствах, иск ФИО1 не подлежит удовлетворению как заявленный необоснованно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Министерству транспорта РФ, Министерству транспорта Московской области о признании незаконным взимания платы за проезд по маршруту <данные изъяты>, признании права пользования льготой по оплате проезда на указанном маршруте, понуждении обеспечить перевозку пассажиров по маршруту с использованием социальной карты – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2017 года.

Судья подпись О.О. Соболева