ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7085/19 от 25.02.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре Гарибове Р.Б.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-776/2020 по иску ФИО1 к ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» о признании незаконным отказа в замене прибора учета, обязании заменить прибор учета и оформить акт допуска его в эксплуатацию,

установил:

Истец обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа в замене прибора учета, обязании заменить прибор учета и оформить акт допуска его в эксплуатацию.

В обосновании исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» заключен договор энергоснабжения . В соответствии с которым ФИО1 поставляется электроэнергия к точке подачи, расположенной по адресу: <адрес>». Истец решила произвести замену прибора учета и ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» о замене счетчика. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления ФИО1, в связи с тем, что объект (здание Магазина) не имеет технологического присоединения к сетям ЗАО «Энергетика и Связь Строительства». Просила обязать ответчика заменить приборы учета и оформить акт допуска его в эксплуатацию в точке подачи электроэнергии, расположенной по адресу: <адрес>

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий по устному ходатайству, в судебном заседании уточнили исковые требования, согласно которых истец просит признать незаконным отказ в замене прибора учета и оформления Акта допуска в эксплуатацию выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ «О замене прибора учета и оформления акта допуска в эксплуатацию», подписанный техническим директором ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» ФИО3, обязать ответчика заменить приборы учета и оформить акт допуска его в эксплуатацию в точке подачи электроэнергии, расположенной по адресу: <адрес>». Уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях и пояснениях на исковое заявление.

В судебном заседании представители третьего лица ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, просили оставить исковое заявление ФИО1 без удовлетворения.

Представитель третьего лица АСНТ «Ставрополь» ФИО7, действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что считает заявленные исковые требования ФИО1 незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» заключен договор энергоснабжения (далее - Договор ), что подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается сторонами.

Согласно условиям Договора энергоснабжение осуществляется в отношении одной точки поставки. Схема и алгоритм расчета, а также номер расчетного прибора учета согласованы в Приложениях и к этому договору.

В силу ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В пункте 1.6. Договора установлено, что при выполнении договора Стороны должны руководствоваться не только им, но и нормативными актами Российской Федерации, в том числе «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (далее - Основные положения ФРРЭ).

Правила организации учета потребляемой электроэнергии регламентированы разделом X Основных положений ФРРЭ.

В соответствии с п. 136 Основных положений ФРРЭ определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных: с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением .

Согласно п. 145 Основных положений ФРРЭ обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с пунктом 149 Основных положений ФРР собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств, обязан направить письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующему поставщику, с которым в отношении таких энергопринимающих устройств заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию; сетевой организации, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом пункта 153 (реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих, в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии; контактные данные, включая номер телефона), а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.

Из вышеуказанных норм следует, что если договор энергоснабжения содержит условие о том, что для демонтажа установленного прибора учета в целях его замены: ремонта или поверки собственник энергопринимающих устройств (потребитель по договору) обязан обращаться к гарантирующему поставщику, и подать в его адрес соответствующую заявку, то обращение в сетевую организацию с такой заявкой исключается.

В соответствии с пунктом 4.15. Договора Потребитель, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении энергопринимающих устройств, обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку в адрес Гарантирующего поставщика о необходимыми снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в срок не позднее, чем за 7 рабочих дней до предполагаемой даты и времени, указанных в заявке действий.

Таким образом, исполняя свои обязанности по заключённому договору энергоснабжения, ФИО1 должна была подавать заявку в адрес ООО «ТольяттиЭнергоСбыт», а не сетевой организации.

Замена прибора учета должна производиться в соответствии с действующими нормативными актами и представляет собой ряд последовательных действий, регламентированных пунктами 149, 152, 153 Основных положений ФРР: подача заявки о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа (направляется в адрес лица, указанного в договоре энергоснабжения в письменной форме и должна содержать сведения, указанные в абз. 5-7 и 9 пункта 153 Основных положений ФРР); снятие показаний существующего прибора учета, осмотр его состояния и схемы подключения в согласованные сроки, (производится с участием сетевой организации, извещенной гарантирующим поставщиком, либо гарантирующим поставщиком, если такое соглашение есть между ними); фиксация сетевой организацией (либо гарантирующим поставщиком) результатов осмотра и показаний прибора учета в акте проверки (акт подписывается лицами, участвующими в проверке), демонтаж прибора учета (осуществляется либо сетевой организацией, либо организацией, привлеченной потребителем и имеющей право проводить такие работы); установка нового прибора учета (осуществляется либо сетевой организацией, либо организацией, привлеченной потребителем и имеющей право проводить такие работы); направление собственником энергопринимающих устройств (потребителем по договору) заявки на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (регламентировано п. 152 Основных положений ФРР); осуществление процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию в установленном порядке. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (регламентирована в пунктах 152, 153, 154 Основных положений ФРР); составление акта допуска прибора учета в эксплуатацию (требования к акту установлены пунктом 154 Основных положений ФРР).

Из возражения ответчика следует, что истец ФИО1 подала заявление вх. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой заменить прибор учета, заявление вх. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта допуска прибора учета в эксплуатацию, а впоследствии заявление вх. от ДД.ММ.ГГГГ о снятии пломбы у прибора.

Заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа, отвечающую требованиям абз. 5-7 и 9 пункта 153 Основных положений ФРР и соответствующую условиям Договора истец не подавала.

Вышеперечисленные письма и заявления были поданы ФИО1 без соблюдения требований норм, регламентирующих порядок замены прибора учета, а также с нарушением условий Договора .

Из пояснений представителя ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» следует, что ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" является гарантирующим поставщиком на территории <адрес>. При заключении договора энергоснабжения ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» руководствуется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Основные положения ФРРЭ). Между истцом ФИО1 и ООО "ТольяггиЭнергоСбыт" в 2014 году был заключен договор энергоснабжения (действующая редакция договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно вышеуказанного договора, энергоснабжение осуществляется в отношении одной точки поставки, которая оснащена прибором учета, указанным в Приложении и к договору. Там же согласованны схема и алгоритм расчета. Согласно Основных положений ФРРЭ организация учета регламентируется разделом X.

Согласно п.4.15. Договора Потребитель, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении энергопринимающих устройств, обязан направить способом, позволяющих подтвердить факт получения, письменную заявку в адрес Гарантирующего поставщика необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния схемы подключения до его демонтажа в срок не позднее, чем за 7 рабочих дней предполагаемой даты и времени, указанных в заявке действий. В адрес Гарантирующего поставщика - ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" заявка ФИО1, оформленная надлежащим образом в соответствии с п. 153 Основных положений ФРРЭ на снятие показаний с существующего прибора учета и его осмотра не поступала.

Таким образом, у истца ФИО1 отсутствуют правовые основания для понуждения сетевой организации - ЗАО «Энергетика ми Связь Строительства» заменить прибор учета и оформить акт его допуска в эксплуатацию по адресу: <адрес> поскольку истец ФИО1 не совершила необходимые для этого действия, предусмотренные действующим законодательством, и не обратилась к гарантирующему поставщику, по условиям договора энергоснабжения с которым, расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого необходимо осуществить.

Доводы истца о том, что у нее имеется технологиченское присоединение не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Надлежащее технологическое присоединение - это присоединение к сетям сетевой организации, которое осуществляется и оформляется в соответствии с требованиями «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 (далее - Правила ТП ).

Истец ФИО1 не заключала с сетевой организацией договор на технологическое присоединение. Документы, свидетельствующие об обращении АСНТ «Ставрополь» или ФИО1 к ответчику ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» для осуществления технологического присоединения путем перераспределения максимальной мощности или об опосредованном присоединении Истца (регламентировано Правилами ТП , раздел IV. «Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности.. .») в адрес ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» не поступали.

К сетям ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» имеют технологическое присоединение энергопринимающие устройства АСНТ «Ставрополь», что подтверждается актами разграничения границ балансовой принадлежности сторон, которые имеются в материалах дела.

При этом, в указанных актах не содержится сведений о том, что через сети АСНТ «Ставрополь» имеет присоединение какое-либо иное лицо.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ и в акте от ДД.ММ.ГГГГ нет изменений (уменьшении) максимальной мощности у АСНТ «Ставрополь»: характеристики присоединения не изменялись. В случае надлежащего технологического присоединение максимальная мощность должна быть уменьшена на размер мощности, перераспределенной другому лицу, т.к. при проведении процедуры технологического присоединения путем перераспределения мощности, в акты лица, перераспределяющего мощность, вносятся соответствующие изменения.

Кроме того, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за эксплуатацию электроустановок, копия которого приложена к договору энергоснабжения, не содержит сведений, необходимых для определения условий технологического присоединения к электрическим сетям, а также данных о наличии соответствующих полномочиях у лиц, подписи которых содержатся в этом акте: не указаны фамилии и должности представителей АСНТ «Ставрополь», которые подписали акт (т.е. не ясно есть ли соответствующие полномочия у лиц, расписавшихся в акте); отсутствует дата составления акта; отсутствуют сведения о величине максимальной мощности присоединенных энергопринимающих устройств ("максимальная мощность" - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии); отсутствуют сведения об опоре линии электропередач, о КТП, о фидере, о питающих линиях электропередач (нет номера или диспетчерского наименования ЛЭП, КТП, соответствующего фидера).

Из пояснений представителя ответчика следует, что поскольку акт составлен так, что невозможно установить условия технологического присоединения и дату его совершения, а какие - либо документы, подтверждающие перераспределение АСНТ «Ставрополь» в пользу ФИО1 максимальной мощности у ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» отсутствуют, Ответчик не может подтвердить наличие технологического присоединения ее объекта.

Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

Согласно требованиям раздела X Основных положений ФРРЭ, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Замена прибора учета и подача необходимых для этого заявок также осуществляется собственником прибора учета. Истец не представил в материалы дела документы, подтверждающие право собственности на прибор учета, подлежащей замене.

Письмо истца ФИО1 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) подано в связи с заключением договора энергоснабжения с ООО «ТольяттиЭнергоСбыт», а не в связи с осуществлением замены ранее установленного прибора учета.

Ссылку истца ФИО1 и ее представителя на решение Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд не может принять в качестве основания для удовлетворения исковых требований истца, поскольку указанным решением суда, рассматривались требования истца ФИО1 к АСНТ «Ставрополь» и ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» о восстановлении подачи электроэнергии к электросетям, и в силу положений ст. 61 ГПК РФ данный судебный акт не имеет преюдиционного значения по настоящему делу.

Равно как не имеют преюдиционного значения для настоящего спора, приложенный истцом ФИО1 к исковому заявлению судебный акт от ДД.ММ.ГГГГ (решение Ставропольского районного суда <адрес> по гражданскому делу по иску ФИО1 к СНТ «Сборщик» о признании действий незаконными, возложении обязанности, компенсации убытков), и судебный акт от ДД.ММ.ГГГГ (решение Автозаводского районного суда <адрес> по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» о понуждении (обязании) заключить договор энергоснабжения).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что истцом не доказаны факты указанные в исковом заявлении, подтверждающие нарушение ее прав действиями ответчика, в связи с чем заявленные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.03.2020.

Председательствующий А.В. Сураева