ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-708/19 от 12.04.2019 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-708/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М.

при секретаре Жмыровой М.Ю.

с участием истца ФИО1, представителя истца по заявлению ФИО2, ответчика - представителя УПФ РФ по Красноармейскому району г. Волгограда по доверенности ФИО3,

12 апреля 2019 года в городе Волгограде рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноармейскому району г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии незаконным, понуждении к включению в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии с 09 ноября 2018 г..

В обоснование иска указал, что 09 ноября 2018 г. он обратился в УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Закона РФ « О страховых пенсиях»

Решением УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от 12.02.2019 г. ему отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием специального стажа.

При этом, УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда необоснованно исключил из специального стажа период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным решением УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда он не согласен, считает его необоснованным, поскольку после службы он осуществлял трудовую деятельность, подлежащую включению в специальный стаж, то период прохождения службы в армии подлежит включению в специальный стаж.

В этой связи, просит признать решения УПФ РФ незаконным, обязать пенсионный фонд включить спорные периоды его работы в специальный стаж и назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, утверждая, что его работа была связана с особыми и вредными условиями труда.

Ответчик- представитель Управления пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району по доверенности ФИО3 иск не признала, считает, что оспариваемые периоды работы истца в указанной должности не подлежат включению в специальный стаж, ему обоснованно отказано в назначении пенсии, поскольку правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые полный рабочий день выполнением работ, связанных с особыми условиями труда. При этом, подсчет льготного стажа ремонтного персонала не зависит от полного рабочего дня и учитывается по фактическому отработанному времени во вредных условиях труда. При таких обстоятельствах, невозможно приравнять службу в рядах Вооруженных сил СССР к работе в особых условиях труда

Кроме того, во время прохождения истцом военной службы по призыву действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»,, ст. 78 которого было предусмотрено, что время службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии трудоустройства не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас.

По указанным основаниям, просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 ч. 2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

При этом такие периоды работы могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.

В силу ч.8 ст. 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации ст.ст. 30,31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно п.3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абз.3 п.п.»а», «б»,в п.1 данного постановления, применяются соответствующие положения п.п.97,108,109,110,112,113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в п.п.»к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в п.п. «3», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона мужчинам при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 ( на 2017г.- 11,4), по достижении 55 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 закона, на 1 год за каждые 2 г.6месяцев такой работы.

Проверяя обоснованность требований истца и возражений ответчика, судом установлено, что до службы в Армии истец не работал, после службы в Советской Армии, истец в ноябре 1984 г. был трудоустроен слесарем по ремонту аппаратного оборудования на ремонтный участок ядохимикатов ВПО «Каустик», где проработал до 1989 г..

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются копией трудовой книжки истца.

Считая, что, работая в особых условиях труда, он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, ФИО1 обратился в УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о назначении трудовой пенсии.

Между тем, решением УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от 12.02.2019 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии.

В специальный стаж истца включено 3 года 08 месяцев 18 дней.

Из специального трудового стажа был исключен- период службы в армии с 05.05.1982 г. по 07.05.1984 г., поскольку за периодом службы в армии следует работа в качестве слесаря по ремонту аппаратного оборудования на ремонтном участке ядохимикатов производства химических средств защиты растений ВПО «Каустик», отраженная в журнале учета по фактически отработанному времени во вредных условиях труда по списку № 1..

Оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их действующему законодательству, суд приходит к выводу о том, что они не основаны на законе исходя из следующего.

Так, в период службы истца действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях ( Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В рассматриваемый спорный период одновременно действовали как Закон СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", так и Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".

Из принципов правового государства, равенства и справедливости ( ст. 1,18,19 Конституции Российской Федерации) вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования.

В этой связи, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответственных отношений.

Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", изданное во исполнение Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".

Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

С учетом приоритета специальной нормы, по мнению суда, к спорным правоотношениям не применимо положение, указанное в ч.2 ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" о зачете в специальный стаж периода работы после прохождения военной службы по призыву при условии трудоустройства по специальности, полученной до ее прохождения.

Пенсионное законодательство, действовавшее на момент прохождения истцом службы в армии, предоставляло выбор, к какому из периодов прировнять службу в рядах Вооруженных Сил СССР, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, спорный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности периоды, указанные в п.п.»к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В этой связи, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

При этом, данным Положением также предусмотрено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, поскольку дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Доводы ответчика о том, что истец был трудоустроен после службы в рядах Советской Армии по истечении срока, предусмотренного ст. 78 Закона СССР « О всеобщей воинской обязанности» суд находит несостоятельными, считает, что с учетом приоритета специальной нормы к спорным правоотношениям не применимо положение, указанное в ч.2 ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" о зачете в специальный стаж периода работы после прохождения военной службы по призыву при условии трудоустройства по специальности, полученной до ее прохождения.

Пенсионное законодательство, действовавшее на момент прохождения истцом службы в армии, предоставляло выбор, к какому из периодов прировнять службу в рядах Вооруженных Сил СССР, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Кроме того, Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года не является нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения по пенсионному обеспечению граждан РФ.

Таким образом, спорный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, из буквального толкования данной нормы закона следует, что трехмесячный срок трудоустройства применим, если лицо до службы в Армии работало по специальности и приступило к работе по полученной до призыва специальности.

Суд считает,, что указанный в ч.2 ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" срок к спорному правоотношению не применим, поскольку действующим на момент прохождения истцом службы в армии пенсионным законодательством предусматривались иные условия для включения периода службы в специальный стаж.

Лицу, обратившемуся за назначением пенсии, предоставлялся выбор, к какому из периодов прировнять службу в рядах Вооруженных Сил СССР, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом условие о сроке трудоустройства отсутствовало.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от 12.02.2019 г незаконным, включении в специальный трудовой стаж периода период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от 12.02.2019 г незаконным в части не включении в специальный трудовой стаж периода период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.

Обязать УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда в специальный трудовой стаж ФИО1 ФИО10 период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию с 09 ноября 2018 г..

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 г..

Председательствующий Снегирева Н.М.