ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-708/20 от 22.07.2020 Енисейского районного суда (Красноярский край)

гражданское дело № 2-708/2020

24RS0014-01-2020-000529-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г.Енисейск

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антоненко К.Г.,

с участием истца Шароглазова М.И.,

при секретаре Чудиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шароглазова Михаила Иннокентьевича к администрации города Енисейска Красноярского края об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,

УСТАНОВИЛ:

Шароглазов М.И. обратился в суд с иском администрации города Енисейска Красноярского края об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что в указанный выше период истец осуществлял трудовую деятельность и проживал по адресу: <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой и справкой пенсионного фонда. Однако самостоятельно документально подтвердить факт проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку домовая книга и иные подтверждающие документы не сохранились в связи с истечением десятилетнего срока хранения. Установление факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям необходим истцу для постановки на учет в администрации г.Енисейска в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Истец Шароглазов М.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик администрация города Енисейска Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие такового, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление от представителя ФИО5, возражений относительно заявленных требований не представлено.

Третье лицо министерство строительства Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие такового, о чем представило соответствующее заявление. Возражений относительно заявленных требований не представлено.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) и мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца Шароглазова М.И., показания допрошенных свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 данного Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п.8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктом 9 главы II указанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению №1; б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении); г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); д) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Шароглазов М.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ без регистрации по месту жительства проживал в <адрес> состоял в фактически брачных отношениях с ФИО6 до даты ее смерти ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства следует из пояснения истца, а также подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО7 и Свидетель №1 (приходящегося сыном ФИО6), предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Из дела также усматривается, что в спорный период времени истец был трудоустроен в <данные изъяты> расположенный в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж, учтенный для назначения пенсии, составляет 26 <данные изъяты>, что также подтверждается представленной в материалы дела копией трудовой книжки на имя истца и справками пенсионного фонда.

По сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС по Красноярскому краю, Шароглазов М.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, снят с учета в связи с выездом на территорию г.Енисейска.

Как пояснил в судебном заседании Шароглазов М.И., регистрация по месту жительства у него с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> квартире сестры, однако фактически он к ней переехал в ДД.ММ.ГГГГ, после смерти сожительницы.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Шароглазов М.И. в заявленный истцом период фактически проживал и осуществлял свою трудовую деятельность в <адрес> края. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем вышеприведенные обстоятельства следует считать установленными.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года №12 город Лесосибирск Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления факта проживания Шароглазова М.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно в городе <адрес>, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шароглазова Михаила Иннокентьевича удовлетворить.

Установить факт проживания Шароглазова Михаила Иннокентьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно в <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Судья К.Г. Антоненко

Мотивированное решение составлено 29 июля 2020 года.

Судья К.Г. Антоненко