ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-708/2014 от 28.04.2014 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-№/2014г.РЕШЕНИЕ СУДА    Именем Российской Федерации

 28 апреля 2014 года

 Ногинский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Котоусовой В.Л.,

 с участием прокурора Паученко Т.И.

 при секретаре Халбаеве Р.Р.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах Хохловой А. Ю. к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» об обязании предоставить жилое помещении вне очереди и по иску Ногинского городского прокурора в интересах Хохловой А. Ю. к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления,

 УСТАНОВИЛ:

 Ногинский городской прокурор обратился в суд сиском в интересах Хохловой А.Ю. о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по тому основанию, что она имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, принятой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включенной в списки очередников, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, в соответствии с протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам муниципального образования городское поселение Старая Купавна от ДД.ММ.ГГГГ № №.

 В обоснование заявленных требований Ногинский городской прокурор ссылается на п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку полагает, что возникший между сторонами спор подлежит рассмотрению по нормам законодательства, действовавшего на момент постановки Хохловой А.Ю. на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Также Ногинский городской прокурор ссылается на п.5.2.2. Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 20.07.2011 года № 5/37па-2011 (л.д.2-6).

 Впоследствии Ногинский городской прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» предоставить Хохловой А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обосновывая свое требование п.8 ч.1 ст.92, ст.98.1, ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-68).

 В последующем Ногинский городской прокурор поддержал первоначально заявленные требования, указывая на то, что при разрешении возникшего спора следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент постановки Хохловой А.Ю. на льготную очередь (л.д.88-92).

 Также Ногинский городской прокурор предъявил к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» иск, в котором просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому Хохлова А.Ю. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, и обязать указанную выше администрацию восстановить Хохлову А.Ю. в списках на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

 В обоснование данного требования ссылается на то, что перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Как следует из оспариваемого постановления администрации, в нем не указаны основания, по которым Хохлова А.Ю. была снята с учета. Основания, которые на момент постановки на учет давали Хохловой А.Ю. право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, на момент принятия указанного постановления, утрачены не были (л.д.156-157).

 Представитель Хохловой А.Ю. – Тропина В.И. поддержала все исковые требования Ногинского городского прокурора, при этом пояснила, что Хохлова А.Ю. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, поскольку Хохлова А.Ю. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, её проживание на прежней жилой площади невозможно, в связи с тем, что её мать Хохлова Е.Ю. решением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё была лишена родительских прав. Обязанность администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обеспечить Хохлову А.Ю. жилым помещением во внеочередном порядке предусмотрена ст. 11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», подпунктом 6 пункта 1 ст.14, ч.2 ст.14.1, ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Представитель администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» Князева Н.В. иск не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, считает, что исковые требования Ногинского городского прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку в силу федеральных законов и законов Московской области, как действовавших на момент постановки Хохловой А.Ю. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и на момент рассмотрения спора в суде, обязательства по обеспечению Хохловой А.Ю. благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления городских поселений такими полномочиями не наделены, в то время как такими полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

 Представитель третьих лиц Министерства образования Московской области и Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району Коленькова Е.А., а также представитель третьего лица администрации Ногинского муниципального района исковые требования Ногинского городского прокурора, действовавшего в интересах Хохловой А.Ю., поддержали, согласившись с основаниями предъявления исков.

 Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Хохловой А.Ю. подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие обстоятельства, которые следует установить суду: имеет ли Хохлова А.Ю. статус ребенка, оставшегося без попечения родителей; имеет ли Хохлова А.Ю. право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то есть, являются ли обязательства по обеспечению Хохловой А.Ю. жилым помещением расходными обязательствами органа местного самоуправления городского поселения.

 В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты материнства, отцовства и детства, социальной поддержки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

 Частью 2 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

 Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Федеральное законодательство устанавливает государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и расходные обязательства по их финансовому обеспечению, соответственно, органы государственной власти субъектов РФ реализуют государственную политику в интересах детей, решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов. Об этом прямо указывается в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) устанавливала федеральную гарантию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде бесплатного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, вне очереди. Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) также предусматривала обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты).

 В порядке разграничения полномочий Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в ст. 8 наделил субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. В случае установления таких гарантий указал, что они относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.

 Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот является расходным обязательством субъектов РФ и обеспечивается органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.

 Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

 Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

 Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

 Из содержания абзаца второго и третьего пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) следовало, что лица указанной категории при наличии предусмотренных законом оснований должны были быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.  Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

 Из содержания части 2 ст.49 ЖК РФ (как в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, так и в ныне действующей редакции) следует, что категориям граждан, определенным федеральным законом (в данном случае подпункт 2 пункта 2 статьи 57 ЖК – дети-сироты РФ), указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

 Аналогичные положения содержались и в Законе Московской области от 29.12.2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в редакции Закона Московской области от 08.11.2010 № 129/2010-ОЗ), согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди подлежали обеспечению жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

 Указанный Закон Московской области в ныне действующей редакции конкретизировал субъект Российской Федерации, наделенный правом по предоставлению полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно закрепив данное право за Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования.

 Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в базовые законы были внесены изменения, а именно: из Жилищного кодекса РФ был исключен пункт 2 ч. 2 ст.57, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которой с 1 января 2013 года установлен новый порядок обеспечения жильем детей-сирот, согласно которому жилые помещения предоставляются этой категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. При этом в новой редакции Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ законодательно сохранена норма, согласно которой дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (часть 1 и часть 8 статьи 8).

 Таким образом, анализируя указанные выше нормативные правовые акты, суд приходит к выводу о том, что обязательства по обеспечению детей-сирот жилой площадью, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

 При этом суд находит несостоятельным доводы прокурора и Тропиной В.И., действующей в интересах истца Хохловой А.Ю., о том, что Хохлова А.Ю. должна быть обеспечена жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору социального найма органом местного самоуправления, а именно администрацией муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», исходя из следующего.

 В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 Факт обращения Ногинского городского прокурора в суд с иском в интересах Хохловой А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года, самой Хохловой А.Ю. и её представителя Тропиной В.И. свидетельствует о том, что Хохлова А.Ю. на день принятия иска к производству суда не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ. В связи с чем, при разрешении возникшего между сторонами спора следует руководствоваться базовыми законами в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ.

 В соответствии с абзацем 1 ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ ( в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Факт предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений нормативно закреплен и в ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ.

 В соответствии с пунктами 1 и 3 ч. 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ ( в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Хохлова Е.Ю., мать истца Хохловой А.Ю., была лишена в отношении последней родительских прав; опекуном ребенка была назначена её бабушка Потий В.С. В связи со смертью Потий В.С. Хохлова А.Ю. была определена в негосударственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Пансион семейного воспитания-2».

 Впоследствии на основании распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № 277-р между Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району в лице начальника Управления Бондаренко Т.И. и Тропиной В.И. был заключен договор № о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в соответствии с которым была создана приемная семья с приемным родителем Тропиной В.И., куда на воспитание и была передана Хохлова А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 ДД.ММ.ГГГГ Хохлова А.Ю. обратилась с заявлением в адрес главы МО ГП Старая Купавна о признании её и членов её семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о предоставлении ей по достижении совершеннолетия помещения по договору социального найма вне очереди на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, в связи с тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.18-21).

 Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Хохлова А.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общем порядке, а также на льготную очередь, для получения жилого помещения во внеочередном порядке: общая очередь № <данные изъяты>, льготная очередь № (л.д.14-17).

 Из выписки из домовой книги усматривается, что Хохлова А.Ю. зарегистрирована по месту своего постоянного жительства по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. Из копии финансового лицевого счета усматривается, что квартира № № в указанном выше доме, является коммунальной и семья Хохловой А.Ю., состоящая из <данные изъяты> человек, занимает в ней две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м., откуда следует, что на каждого из зарегистрированных в данном жилом помещении приходится по <данные изъяты> кв.м. жилой площади (л.д.22-23).

 Согласно подпункту «б» пункта 3.3. Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 20.07.2011 года № 5/37па-2011, размер учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого нанимателя (собственника) жилого помещения, зарегистрированного по месту жительства в жилом помещении, и членов его семьи, в том числе с учетом временно отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты, и иных лиц, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, и дающий право принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет:…для коммунальных квартир – 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.35-51).

 Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в одном жилом помещении с истцом Хохловой А.Ю., составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной указанным выше муниципальным нормативным правовым актом.

 Указанные выше обстоятельства в силу положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) свидетельствуют о невозможности проживания Хохловой А.Ю. в ранее занимаемом ею жилом помещении, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Хохлова А.Ю., имеющая статус ребенка-сироты, имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди однократно по месту её проживания благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 Как следует из положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», ч.3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ в ныне действующих редакциях, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.

 Довод представителя истца Тропиной В.И. о том, что в силу ст. 14 и ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, а также ст. 11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ и п.5.2.2. Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № 5/37па-2011, администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обязана обеспечить Хохлову А.Ю. жилым помещением, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 Согласно ст.19 названного Федерального закона определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в соответствии с которым полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1 ст.19).

 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (часть 2 ст.19).

 Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Функции в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних возложены на отделы (управления) образования; сфера образования Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Поскольку указанным Федеральным законом сфера образования не отнесена к вопросам местного значения поселения, то к компетенции поселений относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения.

 В связи с чем, и в соответствии с ч.3 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления муниципальных районов и органам местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, могут передаваться отдельные государственные полномочия, которые они обязаны осуществлять.

 29.12.2007 года был принят Закон Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»».

 В названном законе содержится ст.11, которая имеет название «Передача государственных полномочий по предоставлению полного государственного обеспечения, дополнительных гарантий и дополнительных видов социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, находящимся, воспитывающимся и (или) обучающимся в муниципальных и негосударственных учреждениях в Московской области».

 В части 1 данной статьи указан перечень полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, в числе поименованных полномочием по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Из содержания данной нормы закона следует, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области; органы местного самоуправления городских и сельских поселений указанным выше законом такими полномочиями не наделены.

 Муниципальное образование «Город Старая Купавна Московской области» имеет статус городского поселения, что подтверждается Уставом муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 25.06.2010 года № 1/17па-2010 (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 27.02.2013 года № 12/60па-2013). В статье 7 указанного Устава записано, что статус муниципального образования – городское поселение.

 Ссылаясь на ст.11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ, как на обоснование требования о возложении на администрацию муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обязанности по предоставлению Хохловой А.Ю. жилого помещения из муниципального жилищного фонда, то есть за счет средств местного бюджета, представитель истца Тропина В.И. неправильно понимает названную выше статью, поскольку путает понятия: сельское поселение; городское поселение; муниципальный район; городской округ, которые даны в ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

 Что касается пункта 5.2.2. Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 20.07.2011 года № 5/37па-2011, и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, то решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № 6/12па-2014 пункт 5.2.2. из указанного Положения исключен.

 В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Хохлова А.Ю. как малоимущая и нуждающаяся в жилом помещении состоит в муниципальном образовании «Город Старая Купавна Московской области» на учете в общей очереди на получение жилого помещения под номером № №; в этой части её права администрацией муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» не нарушены.

 Довод представителя истца Тропиной В.И. о том, что администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обеспечила жилой площадью одну из детей-сирот, а именно Корнееву А.Н., не может послужить основанием для удовлетворения иска Ногинского городского прокурора, предъявленного в интересах Хохловой А.Ю., поскольку он не имеет по делу никакого правового значения.

 Отказывая истцам в удовлетворении иска, суд учитывает и то обстоятельство, что Хохлова А.Ю. на сегодняшний день не лишена возможности реализовать свое право на внеочередное получение жилого помещения путем обращения в Министерство образования Московской области с заявлением о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

 Ногинский городской прокурор предъявил к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» иск, в котором просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № 96, согласно которому Хохлова А.Ю. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, и обязать администрацию муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» восстановить Хохлову А.Ю. в списках на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

 Суд полагает, что данное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

 Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ могут быть признаны судом недействительными ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

 Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» было вынесено постановление № о снятии Хохловой А.Ю. со льготной очереди учета, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований снятия с такого учета. В частности, в соответствии с названной статьей граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

 Как усматривается из оспариваемого постановления таких оснований, т.е. оснований, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ в постановлении не приведено, следовательно, они не могут являться предметом исследования, на них нельзя ссылаться в обоснование правомерности принятого органа власти акта.

 Снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

 Следовательно, суд считает, что исковые требования Ногинского городского прокурора к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» о признании незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Хохловой А.Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, и об обязании администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» восстановить Хохлову А.Ю. в списках на получение во внеочередном порядке жилого помещения, подлежат удовлетворению.

 Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении искового заявления Ногинского городского прокурора в интересах Хохловой А. Ю. к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» об обязании предоставить жилое помещении вне очереди, отказать.

 Исковое заявление Ногинского городского прокурора в интересах Хохловой А. Ю. к администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.

 Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Хохловой А. Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.

 Обязать администрацию муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» восстановить Хохлову А. Ю. в списках на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья - <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>