ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-708/2022 от 23.05.2022 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№2-708/2022

УИД 58RS0008-01-2022-001743-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года г.Пенза

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,

при секретаре Нехорошевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баширова Рината Мясумовича к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение,

у с т а н о в и л :

Баширов Р.М. обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, указав, что 04.03.2022 им получено письмо Минлесхоза Пензенской области от 03.03.2022 №16-5-3/1137, в котором ему отказано в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение в связи с выданным Министерству предписанием Федеральным агентством лесного хозяйства. Пунктом 13 предписания установлена необходимость принятия мер по недопущению расходования субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений. С указанным решением он не согласен, так как оно нарушает его права на компенсационную выплату, связанную с предоставлением ежегодного единовременного лечебного пособия. Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 19.07.2017 он назначен на должность государственной гражданской службы Пензенской области. Главой 11 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены гарантии гражданских служащих. Статьей 53 этого закона предусмотрено, что нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут предоставляться иные государственные гарантии. В соответствии с Законом Пензенской области от 09.03.2005 №751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области» постановлением Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 №521 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной гражданской службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области» утверждено Положение о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области. Согласно п.2 Положения выплата лечебного пособия на приобретение путевки осуществляется на основании заявления государственного служащего при уходе в очередной отпуск. Пунктом 3 Положения установлено, что выплата лечебного пособия осуществляется независимо от того, приобретена путевка на санаторно-курортное лечение или нет. В соответствии с п.9 Положения выплата лечебного пособия производится исключительно за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников. В связи с изложенным истец полагает, что у ответчика не имелось оснований для отказа в ее выплате.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, выраженный в письме от 03.03.2022 №16-5-3/1137; обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в 10-тидневный срок выплатить ему единовременное пособие на санаторно-курортное лечение.

Истец Баширов Р.М. в судебном заседании на иске настаивал, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив и уточнив их тем, что он работал в должности государственной гражданской службы Пензенской области – заместителем начальника отдела правового и организационно-кадрового обеспечения с 19 июня 2017 г., приказом от 14.03.2022 он уволен с государственной гражданской службы Пензенской области по соглашению сторон служебного контракта с 14 апреля 2022. При увольнении единовременное пособие на санаторно-курортное лечение ему выплачено не было.

Представитель ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области Коваленко Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании оставил принятие решения по данному делу на усмотрение суда, при этом поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, из которого следует, что Федеральным агентством Лесного хозяйства (Рослесхоз) была проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства. По результатам указанной проверки 22.10.2021 Рослесхозом составлен акт №37/2021 плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий. Вышеуказанным актом в ходе проведения выборочной проверки по оплате труда установлено, что в проверяемый период за счет средств субвенций из федерального бюджета по КОСГУ 212 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов за исключением фонда оплаты труда» сотрудникам Министерства начислена и выплачена компенсация единовременного лечебного пособия на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в размере 9736,17 тыс. руб. В соответствии с п.9 Положения о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 №521 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности в Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области» выплата лечебного пособия производится исключительно за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников. 14.12.2021 в адрес Министерства вынесено предписание №37/2021 от 14.12.2021 об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, пункт 13 которого устанавливает: принять меры по недопущению расходования средств субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением преданных полномочий в области лесных отношений (Минлесхозом произведена компенсация сотрудникам единовременного лечебного пособия на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение). На основании изложенного Министерство вынуждено было отказать Баширову Р.М. в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, Министерство с указанными выводами не согласно, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 13 указанного предписания. Решение по делу не принято. Министерство считает невозможным выполнить требования истца.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), предусмотрел в ст. 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно п. 5 этой же статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться иные государственные гарантии.

В соответствии со ст. 11 Закона Пензенской области от 9 марта 2005 года N 751-ЗПО "О государственной гражданской службе Пензенской области" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области (ч.4).

Порядок оплаты труда и размер денежного содержания гражданских служащих в соответствии с федеральными законами устанавливаются законом Пензенской области (ч.5).

По смыслу положений ч.7 ст. 2 Закона Пензенской области от 30 декабря 2004 года N 740-ЗПО "О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области" гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 9 марта 2005 года N 751-ЗПО "О государственной гражданской службе Пензенской области" установлено, что государственный гражданский служащий Пензенской области (далее также - гражданский служащий) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы Пензенской области и осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы Пензенской области в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета Пензенской области.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании приказом от 19 июня 2017 г. Баширов Р.М. назначен на должность государственной гражданской службы Пензенской области – заместителем начальника правового и организационно-кадрового обеспечения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области с 19 июня 2017 г.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий и утверждения штатного расписания Минлесхоза Пензенской области на основании приказа от 01.11.2019 должность истца стала наименоваться - заместитель начальника правового и организационно-кадрового обеспечения и информационных технологий Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.

Приказом от 04 марта 2022 Минлесхоза Пензенской области Баширов Р.М. – заместитель начальника отдела правового, организационно-кадрового обеспечения и информационных технологий Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 14 апреля 2022 по соглашению сторон служебного контракта, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Служебным контрактом, с учетом дополнительных соглашений к нему, о прохождении государственной гражданской службы Пензенской области и замещении должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 19.06.2017 Баширову Р.М. было установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Пензенской области; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Пензенской области; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами Пензенской области и иными нормативными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании до увольнения Баширова Р.М. приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 03.03.2022 ему предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 16.02.2022 по 14.04.2022 за период работы с 19.06.2021 по 18.06.2022. Приказано выплатить материальную помощь и единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Письмом от 03.03.2022 №16-5-3/1137 Минлесхоза Пензенской области на заявление Баширова Р.М. о выплате ему единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, последнему сообщено, что по результатам проверки Федерального агентства лесного хозяйства Министерству выдано предписание от 14.12.2021 №36/2021, где пунктом 13 установлено принятие мер по недопущению расходования субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений (Министерством произведена компенсация сотрудникам лечебного пособия на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение). Должность заместителя начальника отдела правового, организационно-кадрового обеспечения и информационных технологий финансируется за счет средств субвенций федерального бюджета на исполнение полномочий в области лесных отношений. На основании изложенного Министерство считает невозможным в настоящее время произвести выплату единовременного пособия на санаторно-курортное лечение.

При увольнении данная выплата истцу также произведена не была.

Не согласившись с данным ответом, Баширов Р.М. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, выраженный в письме от 03.03.2022 №16-5-3/1137; обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в 10-тидневный срок выплатить ему единовременное пособие на санаторно-курортное лечение.

В силу п. «б» ч.2 ст. 15 Закона Пензенской области "О Государственной службе Пензенской области" №75-ЗПО от 30.05.1998 государственный служащий Пензенской области имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением. Порядок предоставления льготных путевок утверждается: для государственных служащих, работающих в органах исполнительной власти Пензенской области, Губернатором Пензенской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Пензенской области "О Государственной службе Пензенской области" постановлением Губернатора Пензенской области от 31 октября 2001 №521 утверждено Положение о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Пензенской области "О государственной службе Пензенской области" и определяет следующий порядок предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области (далее - государственные служащие):

1. Государственному служащему Пензенской области, имеющему право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением, ежегодно выплачивается единовременное лечебное пособие на приобретение соответствующей путевки в размере шести должностных окладов (трехкратного денежного вознаграждения.) При пересмотре размеров должностных окладов выплату лечебного пособия производить исходя из среднемесячного должностного оклада.

2. Выплата лечебного пособия на приобретение путевки осуществляется, как правило, при уходе государственного служащего в очередной оплачиваемый отпуск по его заявлению на имя руководителя соответствующего государственного органа Пензенской области. Решение о выплате лечебного пособия руководителю государственного органа принимается Губернатором Пензенской области. В случае, если лечебное пособие не получено, либо в текущем году очередной отпуск государственным служащим по уважительным причинам не использован, указанное лечебное пособие выплачивается ему в конце текущего года.

3. Выплата лечебного пособия осуществляется независимо от того, приобретена путевка на санаторно-курортное лечение или нет.

4. При увольнении государственного служащего или поступлении на государственную службу в течение года выплата лечебного пособия осуществляется за фактически отработанное время. В случае увольнения государственного служащего по основаниям, связанным с нарушением трудовой дисциплины и по собственному желанию, пособие не выплачивается. Размер лечебного пособия не изменяется при нахождении государственного служащего в очередном ежегодном отпуске, в отпуске по временной нетрудоспособности, а также в иных случаях предусмотренных законодательством, когда работник практически не работал, но за ним сохранялись место работы и заработная плата.

5. Расходы на выплату лечебных пособий государственных служащих Пензенской области предусматриваются в сметах расходов на содержание соответствующих органов исполнительной власти Пензенской области по коду бюджетной классификации 130330 "Прочие трансферты населению".

8. При определении размера квартальных и годовых премий выплаченное лечебное пособие не учитывается.

9. Выплата лечебного пособия производится исключительно за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников.

10. Учет расходов на выплату лечебного пособия ведется отдельно от других расходов. Отчет по расходам на лечебное пособие представляется одновременно, с отчетом о расходовании средств на содержание соответствующего государственного органа Пензенской области. Ответственность и контроль за правильным расходованием средств на указанные цели осуществляет бухгалтерия соответствующего государственного органа Пензенской области.

Согласно представленной Минлесхозом Пензенской области справке от 25.04.2022 №16-5-3/2303 денежное содержание Баширову Р.М. выплачивалось за счет средств бюджета Пензенской области, предоставляемых бюджету Пензенской области из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля В., работающая начальником отдела финансирования Минлесхоза Пензенской области, порядок выплаты денежного содержания Баширову Р.М., указанному в справке, подтвердила, также пояснила, что должность истца относится к должности государственного служащего Пензенской области, денежное содержание Баширову Р.М. начислялось в соответствии с законами Пензенской области, выплата производилась за счет средств бюджета Пензенской области, предоставляемых бюджету Пензенской области из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, в том числе и выплата компенсации на санаторно-курортное лечение до 2022 г., в связи с вынесенным в адрес Министерства предписанием эта выплата приостановлена. Выделяемые средства субвенций в соответствии со ст.133 БК РФ зачисляются в бюджет Пензенской области, Министерство финансируется не только за счет средств субвенций, но и за счет бюджета Пензенской области.

Суд доверяет показаниям данного свидетеля, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Исходя из анализа указанных нормативных актов Баширов Р.М., замещая должность государственной гражданской службы Пензенской области, получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета Пензенской области, уволенный с должности не по собственному желанию (пункт 3 части 1 ст.33, ст.36 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), а по соглашению сторон (пункт 1 части 1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), имеет право на выплату единовременного пособия на санаторно-курортное лечение.

При этом довод, заявленный ответчиком о причинах отказа в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, судом не может быть принят во внимание, поскольку не основан на нормах права.

Пунктом 1 ст. 133 БК РФ определено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно п. 3 ст. 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 1.6. Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП (с изменениями и дополнениями) финансирование обеспечения деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области и средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета.

В связи с этим, а также, исходя из положений вышеназванных норм права, в рассматриваемом случае виды и объемы выплат государственным гражданским служащим субъекта, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, должны были определяться Министерством с учетом положений закона от 9 марта 2005 года N 751-ЗПО "О государственной гражданской службе Пензенской области", устанавливающих гражданским служащим дополнительные государственные гарантии, одной из которых является право на получение выплат на санаторно-курортное лечение.

Указанным Законом, а также Законом Пензенской области "О Государственной службе Пензенской области" №75-ЗПО от 30.05.1998 и постановлением Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 г. №521 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной гражданской службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области» об утверждении Положения о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области, установлено, что расходы, связанные с выплатой на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим области, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование органов государственной власти области.

Таким образом, поскольку оспариваемое истцом решение требованиям закона не соответствует и нарушает его права и законные интересы, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, выраженное в письме от 03.03.2022 №16-5-3/1137, в связи с чем, и требования истца о возложении на ответчика обязанности по выплате ему указанного пособия являются обоснованными, на ответчика следует возложить обязанность в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Баширову Р.М. единовременное пособие на санаторно-курортное лечение.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Баширова Рината Мясумовича к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, удовлетворить.

Признать отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, выраженный в письме от 03.03.2022 №16-5-3/1137, в выплате Баширову Ринату Мясумовичу единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца.

Судья - Е.В.Макушкина

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022 года.