ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709 от 06.07.2011 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

                                                                                    Горномарийский районный суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Горномарийский районный суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-709/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Козьмодемьянск 06 июля 2011 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Халиулина А.Д.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

с участием старшего помощника прокурора Беляева В.Ю.,

представителя ответчика администрации МО «Городской округ» Город Козьмодемьянск» ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц

к администрации муниципального образования «Городской округ» Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о признании постановления админи­страции муниципального образования «Городской округ Город Козьмо­демьянск» от 20.12.2010г. № 671 противоречащим федеральному зако­нодательству и приведению его в соответствие с требованиями жилищно­го законодательства,

у с т а н о в и л:

Горномарийский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился с указанным иском в суд, с учетом уточнений заявленных требований просил признать пункты 1 и 2 постановления администрации муниципального об­разования «Городской округ Город Козьмодемьянск» от 20.12.2010г. № 671 «О та­рифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» противоречащими феде­ральному законодательству и недействующим со дня его издания, признать п. 3 и п. 4 постановления администрации муниципального обра­зования «Городской округ Город Козьмодемьянск» от 20.12.2010г. № 671 «О та­рифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» противоречащими феде­ральному законодательству и недействующими со дня вступления их в законную силу.

В обоснование иска Горномарийский межрайонный прокурор указал на то, что постановлением администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 671 от 20.12.2010г. установлены тарифы на услуги по вывозу жидких бытовых отходов для ООО «Коммунальный системы» и населения, проживающего в многоквартирных домах г. Козьмодемьянска. 31.01.2011г. Горномарийской межрайонной прокуратурой принесен протест на постановление администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 671 от 20.12.2010г. с указанием на несоответствие указанного постановления требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регули­рования, согласно которым услуга по вывозу жидких бытовых отходов не подле­жит государственному регулированию. По результатам рассмотрения протеста администрацией МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» отказано в удовлетворении требований Горномарийской межрайонной прокуратуры и до настоящего времени постановление администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 671 от 20.12.2010г. не приведено в соответствие с требованиями жилищного законодательства. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N - 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (ред. от 27.11.2010), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; та­рифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод; тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. В п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, указано, что твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в ре­зультате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домаш­него обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализациии др.). Сбор и вывоз твердых и жидких бытовыхотходов, включая отходы, обра­зующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предприни­мателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил со­держания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее -Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имуще­ства. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.

Таким образом, установление тарифа на услугу по вывозу жидких бытовых отходов для ООО «Коммунальные системы» администрацией МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» является незаконным и противоречащим федеральному законодательству.

В судебном заседании старший помощник прокурора Беляев В.Ю. подтвердил доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Городской округ «город Козьмодемьянск» ФИО2 в судебном заседании с требованиями Горномарийской межрайонной прокуратуры не согласилась, в части признания п. 3 и п. 4 постановления администрации муниципального обра­зования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 20.12.2010г. № 671 «О та­рифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» противоречащими феде­ральному законодательству, указав на то, что услуги по вывозу жидких бытовых отходов относятся к услугам водоотведения, в связи с чем тарифы на них установлены администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» законно.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за пользо­вание жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы должны указываться в договоре управления много­квартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 Кодекса).
Исходя из изложенного, органы местного самоуправления вправе устанавливать стоимость работ по содержанию общедомового имущества, в том числе по вывозу жидких бытовых отходов, только путем включения ее в конкурсную документацию при проведении открытого конкурса, предусмотренного частью 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать стоимость работ по содержанию общедомового имущества, в том числе по вывозу жидких бытовых отходов, в виде постановления местной администрации лишь для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищногофонда.
Администрацией МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» утверждено постановление от 20.12.2010г. № 672 «Об установлении размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», которым размер платы за вывоз жидких бытовых отходов не установлен. В пунктах 3 и 4 постановления администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 671 от 20.12.2010г. «О тарифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» размер платы за вывоз жидких бытовых отходов определен исходя из объема жидких бытовых отходов, что также противоречит требованиям жилищного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесенных к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени технического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной экс­плуатации и содержание общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятель­ности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилы­ми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в много­квартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему поме­щения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в много­квартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что постановление администрации МО «Городской округ «Го­род Козьмодемьянск» № 671 от 20.12.2010г. «О тарифах на услуги по вывозу жид­ких бытовых отходов» является противоречащим федеральному законодательству.

Довод представитель ответчика - администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» ФИО2 о том, что услуги по вывозу жидких бытовых отходов относятся к услугам водоотведения, в связи с чем тарифы на них установлены администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» законно, суд признает не состоятельным, поскольку подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме сбор и вывоз как твердых, так и жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Плата по данной услуге должна исчисляться исходя из общей площади помещения, находящегося в собственности (найме). Даная позиция подтверждена письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 марта 2009 года № 6177-АД/14.

При таких обстоятельствах заявленные требования Горномарийского межрайонного прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению, но с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что постановление администрации муниципального об­разования «Городской округ Город Козьмодемьянск» от 20.12.2010г. № 671 «О та­рифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» с момента вступления его в законную силу применялось на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», пункты 1, 2, 3 и 4 данного постановления суд признает недействующими со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» решение суда или сообщение о нем после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать пункты 1, 2, 3 и 4 постановления администрации муниципального об­разования «Городской округ Город Козьмодемьянск» от 20.12.2010г. № 671 «О та­рифах на услуги по вывозу жидких бытовых отходов» противоречащими феде­ральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Козьмодемьянский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий А.Д. Халиулин