Дело № 2-762/2021
26RS0001-01-2019-016132-33
Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2021 года
Мотивированное решение вынесено 15.02.2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года город Ставрополь
Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края Филимонов А.М., с участием:
помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Алехина Р.Ю.,
представителей истца Соколова В.В. - адвоката Швецова И.Э., действующего на основании ордера № С 215626 от 19.01.2021 г., и Кутько А.Н. на основании доверенности № 26 АА 4016016 от 23.06.2020 г.,
представителей ответчика Кавказского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору – Сухаревой И.Г., действующей на основании доверенности № 59 от 19.01.2021 года, Вилинчук Е.А., действующей на основании доверенности № 79 от 01.02.2021 года, Чуприной О.В., действующей на основании доверенности № 78 от 01.02.2021 года,
при секретаре Булжатове Ш.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя, гражданское дело по иску Соколова Владимира Владимировича к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о признании контракта о прохождении государственной гражданской службы заключенным на неопределенный срок; признании приказа о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в связи с истечением срока незаконным и подлежащим отмене; восстановлении на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов В.В. обратился в суд с иском к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору с учетом уточненных требований в котором просит суд признать срочный служебный контракт №, заключенный дата представителем нанимателя в лице руководителя Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алхасовым Х.С. с Соколовым В. В. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенным на неопределенный срок. Признать приказ руководителя Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.120.2019 года № - л/с о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы Соколова В.В.дата, по истечению срока действия срочного служебного контракта по п.2 ч.1 ст.33 ФЗ от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», незаконным и подлежащим отмене. Восстановить Соколова В.В. на федеральной государственной службе Российской Федерации, на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с дата Взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с дата по день вынесения решения суда. Взыскать с ответчика компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование заявленных требований, Соколов В.В. указывает на то, что в 1996 году он был принят на работу в <адрес> Госгортехнадзора России на должность государственного инспектора газового надзора. Впоследствии Госгортехнадзор неоднократно переименовывался и реорганизовывался. С дата Межрегиональное технологическое Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, реорганизовано в Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. дата он был переведен и с ним был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы и назначении на должность заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора. Служебный контракт был заключен на срок с дата по дата. Увольнение его с государственной службы дата в связи с истечением срока служебного контракта ответчиком не осуществлялось.
25.10.2018 года с ним снова был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы и назначении на должность заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора. Служебный контракт был заключен на срок с дата по дата. То есть, с ним был заключен срочный служебный контракт на ту же должность с выполнением той же служебной деятельности.
дата приказом №-л/с, с ним расторгнут срочный служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора, и уволен с федеральной государственной гражданской службы дата, по истечению срока действия срочного служебного контракта п.2 ч.1 ст.33 ФЗ от дата № 79-ФЗ «О государственной службе» и исключен из реестра федеральных государственных гражданских служащих Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Увольнение с федеральной государственной гражданской службы считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от дата № 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Положениями ст. 25 ФЗ №79-ФЗ установлено, что для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.
Согласно ст. 35 ФЗ № 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако, приказ руководителя Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № - л/с от дата является незаконным, так как в нем отсутствуют сведения о том, какой срочный служебный контракт расторгнут с Соколовым В.В.
Кроме того, согласно ст.73 ФЗ № - ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Поскольку ФЗ № - ФЗ не урегулирован общий порядок оформления прекращения служебного контракта, в том числе и срочного, в данном случае следует руководствоваться нормами ТК РФ - ст. 84.1, в соответствии с которой прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день увольнения работнику выдается справка о сумме заработка за два предшествующих года, сведения по страховым взносам ОПС и справка по форме 2-НДФЛ.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Об основаниях и причине увольнения, прекращения трудового договора должна производиться запись в трудовую книжку в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Запись о его увольнении дата, так же как и приказ о его увольнении, в трудовой книжке отсутствует. Согласно общим правилам трудового законодательства (ст. 58 ТК РФ) в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Федеральный закон от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» такого правила не содержит.
Однако, учитывая требования ст. 73 Закона о государственной гражданской службе, к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Законом, при указанных обстоятельствах, должны быть применены нормы трудового права.
Увольнение в связи с истечением срока служебного контракта, дата не было осуществлено в установленном законом порядке. Его служебные отношения в межрегиональном отделе общепромышленного и горного надзора Кавказского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в той же должности были продолжены до его увольнения дата. А именно, до истечения срока срочного служебного контракта (до дата) руководителем - представителем нанимателя - дата был издан приказ №-л/с, на основании которого с ним был заключен срочный служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Кроме того, срочный служебный контракт с назначением на одну и ту же должность, заключался с ним неоднократно.
Следовательно, заключение с ним срочного служебного контракта № от дата на основании приказа №-л/с от дата, не соответствует требованиям закона, и служебный контракт считается заключенным на неопределенный срок. При этом, согласно п.4 приказа № -л/с от 1810.2019 г. об увольнении финансово-хозяйственному отделу поручено произвести выплату компенсации за 74 календарных дня неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, что не соответствует условиям срочного служебного контракта № от дата, указанным в п.12 о ежегодном основном оплачиваемом отпуске продолжительностью 30 календарных дней. По вышеуказанным основаниям считает, что его увольнение осуществлено незаконно.
В соответствии со ст. ст. 394, 139 ТК РФ в связи с незаконным увольнением, в его пользу подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула за период с момента увольнения (дата) по день вынесения решения суда.
Согласно ст.ст.237, 394 ТК РФ, п.63 Постановления Пленума ВС РФ от дата№, в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. В связи с тем, что данное незаконное увольнение причинило ему физические и нравственные страдания, он был лишен источника средств к существованию, до настоящего времени, чем ему ответчиком был причинен моральный вред, который я оцениваю в размере 50 000 рублей.
Далее указывает, что в предоставленных Ответчиком в материалы дела контрактах не указаны конкретные обстоятельства(причины), послужившие основанием для заключения с Истцом служебных контрактов на определенный срок. Также Ответчиком не предоставлены в материалы дела и принятые в пределах полномочий Ответчика правовые акты, позволяющие установить, в каких случаях в Кавказском управлении Ростехнадзора с государственными гражданскими служащими, замечающими какие отдельные должности категории «руководители» заключаются срочные служебные контракты, а в каких случаях - бессрочные.
Помимо служебного контракта № от дата, заключенного между Истцом и Ответчиком на срок с дата по дата, о прохождении государственной гражданской службы и назначении на должность заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора, имеется заключенный между Истцом и Ответчиком дата служебный контракт, о назначении Истца на ведущую группу должностей категории «руководители», а именно: на должность начальника отдела общепромышленного и газового надзора по <адрес>, с местом расположения: <адрес>, Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно данному контракту, он был заключен сроком на три года, с дата по дата. Данный контракт не был расторгнут в установленном законом порядке. Однако Истец, как указано выше, дата был уволен.
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ №, прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Однако в приказе руководители Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № - л/с от дата вообще отсутствуют сведения о том, какой именно служебный контракт расторгнут с Соколовым В.В.
Таким образом, поскольку, как указано выше, служебный контракт от дата (с учетом дополнительных соглашений, заключенных в 2013 году, о назначении Истца на должность «ведущей» группы категории «руководители»), был заключен без срока его действия; а также поскольку служебный контракт от дата, заключенный сроком действия с дата по дата, в установленном законом порядке не расторгнут, увольнение Истца Ответчиком является незаконным.
Соколов В.В. надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, однако представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителей адвоката Швецова И.Э. и Кутько А.Н. Исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представители истца Соколова В.В. адвокат Швецов И.Э. и Кутько А.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнений.
Представители ответчика - Кавказского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Сухарева И.Г., Чуприна О.В. и Вилинчук Е.А. исковых требований не признали.
Представитель ответчика – Сухарева И.Г. дала суду пояснения, аналогичные доводам изложенным в возражении на исковое заявление, из которых следует, что Соколов В.В. считает свое увольнение незаконным по тем основаниям, что приказ Кавказского управления Ростехнадзора от дата№ - л/с является незаконным, так как в нем отсутствуют сведения о том, какой срочный служебный контракт расторгнут с Соколовым В.В. Отсутствует приказ и запись об увольнении Соколова В.В.дата. Увольнение дата не было осуществлено в установленном порядке.
С данными доводами, ответчик не согласен. Исходя из смысловой конструкции приказа Кавказского управления Ростехнадзора от дата№ - л/с, следует, что с Соколовым В.В. расторгается срочный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации. Соколов В.В. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора. Соколов В.В. исключен из реестра федеральных государственных гражданских служащих Кавказского управления Ростехнадзора. При этом в 2019 году Соколов В.В. иных должностей федеральной государственной гражданской службы в Кавказском управлении Ростехнадзора не замещал. В связи с чем, все необходимые реквизиты в приказе Кавказского управления Ростехнадзора от дата№ - л/с указаны. На основании вышеизложенного следует сделать вывод, о том, с Соколовым В.В. заключен срочный контракт от дата№, который и был расторгнут дата.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 ФЗ № прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
дата с Соколовым В.В. трудовые отношения не прекращались, а напротив, с ним был заключен служебный контракт от дата№ со сроком действия до дата. Таким образом, факта увольнения с федеральной государственной гражданской службы Соколова В.В. не было, соответственно никакие записи в трудовую книжку вноситься не должны и правовые основания для этого отсутствуют. Служебный контракт от дата№ должен был быть заключен с Соколовым В.В. на неопределенный срок, при этом истец ссылается на ст. 58 ТК РФ. На государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе (статья 11 Трудового кодекса РФ). Согласно статье 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ №. Вопросы заключения и расторжения служебных контрактов ФЗ № урегулированы в полном объеме, в связи, с чем ссылки истца на нормы ТК РФ являются несостоятельными.
Статьей 9 ФЗ № установлена одна из категорий должностей гражданской службы - руководители.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 25 ФЗ № срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители».
Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ № срочный служебный контракт должен быть заключен на срок от одного года до пяти лет. Основанием к заключению контракта на определенный срок являются нормы ФЗ № и Указ Президента РФ от дата№.
В реестре должностей федеральной государственной службы должность, замещаемая Соколовым В.В. отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители». В связи с чем, с ним был заключен срочный служебный контракт на один год.
При этом Соколов В.В., давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знал о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и согласился на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта. Данная позиция закреплена определением Конституционного суда Российской Федерации от дата№.В связи с чем, увольнение Соколова В.В. произведено в соответствии номами действующего законодательства. Соколов В.В. утверждает, что при увольнении ему была произведена компенсация за 74 календарных дня неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска. Данный факт, по мнению В.В. Соколова является нарушением, в виду того, что в служебном контракте отпуск равен 30 дням.
Частью 13 ст. 46 ФЗ № установлено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. В связи с этим при увольнении Соколову В.В. выплачена компенсация за 74 для отпуска, не использованные в 2018-2019 годах.
При этом в 2018 году с В.В. Соколовым был заключен новый служебный контракт, он не был освобожден от замещаемой должности и не был уволен. В связи с чем, правовых оснований для выплаты компенсации не использованного отпуска в 2018 году не имелось.
В соответствии с частью 17 ст. 70 ФЗ № сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом. Так, на основании ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК РФ, течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. С В.В. Соколовым служебный контракт № заключен дата, в случае несогласия с условиями служебного контракта истец должен был обжаловать его в течение трех месяцев, начиная с дата, чего истцом сделано не было, что свидетельствует о том, что В.В. Соколов был согласен с условиями и сроком действия заключенного служебного контракта.
№ такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.
В части возмещения следует учесть добровольное волеизъявление В.В. Соколова о заключении с ним срочного служебного контракта на один год, выраженное в собственноручно написанном и подписанным лично им заявлении от дата.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дата№-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата №и от дата№). Конституционный Суд РФ в своем Определении от дата№ указал, что пункт 1 части 4 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность заключения срочного служебного контракта лишь в случаях, когда законом или иным нормативным правовым актом закреплено назначение на должность на определенный срок, в равной мере распространяется на всех лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы и не может рассматриваться как нарушающий права граждан на равный доступ к государственной службе. По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 ФЗ № поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).
В соответствии со ст. 33 ФЗ № предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы: в том числе истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч. 1 указанной статьи).
Таким образом, Соколов В.В., давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок, знал о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашался на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.
При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Как указал в своем Определении Конституционный Суд РФ от дата морального вреда следует отметить, что в соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Таким образом, обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; вина причинителя вреда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В доводах истца отсутствуют доказательства, как виновных действий(бездействия) ответчика, так и причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и моральными страданиями истца. Заявленная сумма компенсации морального вреда в размере 50000 рублей ничем не обоснована.
Представители ответчика - Кавказского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Сухарева И.Г. и Вилинчук Е.А., поддержали так же доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление Соколова В.В.
Выслушав представителей истца - Соколова В.В. - адвоката Швецова И.Э. и Кутько А.Н., представителей ответчика Кавказского управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору – Сухареву И.Г., Вилинчук Е.А. и Чуприну О.В., изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата в удовлетворении исковых требований истца Соколова В.В. к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о признании контракта о прохождении государственной гражданской службы заключенным на неопределенный срок; признании приказа о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в связи с истечением срока незаконным и подлежащим отмене; восстановлении на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда – отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дата, решение Промышленного районного суда <адрес> от дата – оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Соколова В.В. без удовлетворения.
Определением Пятого кассационного Суда общей юрисдикции от дата, решение Промышленного районного суда <адрес> от дата и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дата отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Отменой указанных судебных актов, исходя из выводов изложенных в определении Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от дата, явилось то, что для правильного разрешения спора о законности увольнения государственного гражданского служащего по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от дата №79-ФЗ, в данном случае истца, юридически значимым обстоятельством является установление того, относится ли к категории «руководители» замещаемая истцом должность «заместитель начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора» исходя их классификации должностей гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по экологическому и атомному надзору межрегионального уровня.
Принимая во внимание указанные судом Кассационной инстанции обстоятельства, суд первой инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела, а именно из трудовой книжки Соколова В.В., следует, что дата, на основании приказа №-к от дата, он был принят на работу в <адрес> Госгортехнадзора России на должность государственного инспектора газового надзора.
Впоследствии Госгортехнадзор неоднократно переименовывался и реорганизовывался.
С дата Межрегиональное технологическое Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, реорганизовано в Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом № от дата, Соколов В.В. переведен и назначен на должность федерального государственного служащего гражданской службы начальника отдела по надзору за системами газопотребления и газораспределения за оборудованием, работающим под давлением по <адрес>.
Приказом от дата№-л/с Соколов В.В. переведен и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора.
дата, с Соколовым В.В. был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по которому Соколов В.В. взял на себя обязательства исполнять должность заместителя начальника отдела межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора. Согласно раздела № контракта, служебный контракт заключен с дата по дата.
дата, с Соколовым В.В. был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по которому Соколов В.В. взял на себя обязательства исполнять должность заместителя начальника отдела Межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора с местом расположения в <адрес>. Согласно раздела № контракта, служебный контракт заключен сроком на один год, с дата по дата.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от дата N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от дата N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (изменениями и дополнениями) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральным законами.
Пунктом 1 части 4 названной статьи установлено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской служб категории "помощники (советники)".
Согласно классификации должностей гражданской службы, определенной в статье 9 указанного Закона, руководители - это должности руководителей заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Согласно Реестру должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от дата N 1574, раздел 11 подпункт 1 - должность заместителя начальника отдела Межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора отнесена к группе ведущих должностей к категории «руководители», регистрационный код должности 11-1-3-008.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от дата "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от дата N 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 названной статьи по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.
Исходя из анализа данной нормы закона, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", назначение гражданского служащего на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы при отсутствии случаев совершения им виновных действий является правом представителя нанимателя, но не обязанностью.
Судом установлено, что дата, Соколов В.В. был уведомлен о том, что срочный служебный контракт от дата будет с ним расторгнут с дата, в связи с истечением срока его действия, и он будет освобожден от занимаемой должности заместителя начальника отдела Межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора и уволен с государственной службы в соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 и ч.1 ст. 35 Федерального закона от дата№ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ему было предложено явиться для ознакомления с приказом об увольнении и получения трудовой книжки. дата, Соколов В.В. был ознакомлен с уведомлением о предстоящем увольнении, о чем имеется его подпись.
дата приказом №-л/с, о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы, служебный контракт с Соколовым В.В. был расторгнут по истечении срока его действия. Соколов В.В. был уволен и исключен из реестра федеральных государственных гражданских служащих Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. О чем в трудовой книжке Соколова В.В. сделана запись об увольнении.
Таким образом, судом установлено, что в связи с занимаемой должность заместителя руководителя межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора, служебный контракт № с Соколовым В.В. был заключен согласно нормам, установленным Федерального закона от дата№ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на срок один год, то есть с дата по дата, и не мог быть заключен на неопределенный срок, с учетом категории замещаемой должности гражданской службы, как того требует Соколов В.В.
Увольнение Соколова В.В. произведено в точном соответствии с требованиями, установленными ст. 35 Федерального закона от дата№ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Вопреки доводам истца применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
Конституционный Суд РФ в Определении от дата N 700-О указал, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (Определения Конституционного Суда РФ от дата N 1002-О-О и от дата N 1140-О-О). Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор.
Высказанная Конституционным Судом РФ правовая позиция в полной мере относится к случаям расторжения срочного служебного контракта, заключенного с сотрудником о прохождении службы в органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.
Кроме того, представители ответчика просили суд рассматривать спор с учетом того, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с такими исковыми требованиями.
В соответствии с частью 17 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Как следует из материалов дела, о том, что служебный контракт № заключен на срок один год, Соколов В.В. узнал дата. Подписал его и был с ним согласен. Однако в суд с исковым заявлением к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о признании контракта о прохождении государственной гражданской службы заключенным на неопределенный срок; признании приказа о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении государственной гражданской службы в связи с истечением срока незаконным и подлежащим отмене; восстановлении на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда, обратился только дата, то есть по истечении более одного года со дня подписания служебного контракта №. Уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, суду не представил.
Что касается доводов истца о том, что в приказе от дата№ - л/с о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы В.В. Соколова не указан номер и дата расторгаемого с ним служебного контракта, в связи с чем он подлежит отмене как незаконный, то суд соглашается с ними, действительно в приказе от дата№ - л/с отсутствует номер и дата расторгаемого служебного контракта, однако данная неточность не может являться обстоятельством к признанию приказа об увольнении незаконным и может быть устранена путем подачи заявления об устранении данного нарушения непосредственно работодателю.
Суд также считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением спора об увольнении, предусмотренный ч.1 ст. 392 ТК РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Соколова В.В. удовлетворению не подлежат.
В своем заключении по делу, прокурор участвовавший в деле, так же просил суд отказать Соколову В.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании выше изложенного, руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Соколову В. В.ичу в удовлетворении исковых требований к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о признании срочного служебного контракта №, заключенного дата, заключенным на неопределенный срок.
Отказать Соколову В. В.ичу в удовлетворении исковых требований к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о признании приказа от дата№ - л/с о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы В. В. Соколовадата, по истечению срока действия срочного служебного контракта по п.2 ч.1 ст.33 ФЗ от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», незаконным и подлежащим отмене.
Отказать Соколову В. В.ичу в удовлетворении исковых требований к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в восстановлении Соколова В. В.ича на федеральной государственной службе Российской Федерации на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с дата года
Отказать Соколову В. В.ичу в удовлетворении исковых требований к Кавказскому управлению федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о взыскании среднего заработок за время вынужденного прогула за период с дата по день вынесения решения суда и компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Филимонов