ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7097/2013 от 18.11.2013 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-7097\2013 года

18 ноября 2013 года                 Абаканский городской суд в г.Абакане

В составе судьи                     Шаповаловой С.В.

При секретаре                    Сороквашиной Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора Республики Хакасия действующего в интересах Российской Федерации к Сазонову АВ о запрете эксплуатации воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор Республики Хакасия, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Сазонову А.В. о запрете эксплуатации воздушного судна, исковые требования мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ года в период с 18 часов 00 минут до 19 часов 46 минут в районе магазина «<адрес>, гражданин <данные изъяты> осуществлял демонстрационные тренировочные полеты на аэростате с пассажиром на борту Сазоновым А.В., поднимался в воздух на высоту 50 метров на привязи. При этом воздушное судно не имело регистрационных опознавательных знаков, свидетельство о государственной регистрации ЕЭВС, сертификат летной годности ЕЭВС отсутствовали. Из объяснений <данные изъяты> следует, что ДД.ММ.ГГГГ им выполнялись демонстрационные полеты на аэростате на привязи, последний поднимался с Сазоновым А.В. на высоту 50 метров. Сазонов А.В. является собственником воздушного судна – аэростата <данные изъяты>, ответчик в объяснении не отрицал того, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с <данные изъяты> осуществлял полеты. Копия сертификата летной годности у ответчика отсутствовала, выполнение полетов ответчиком на воздушном судне (тепловом аэростате) происходило без регистрации, на судне отсутствовали регистрационные знаки, не имелось сертификата летной годности, что нарушает требования воздушного законодательства и не отвечает требованиям безопасности полетов. По факту допуска воздушного судна, не зарегистрированного в установленном порядке и не имеющим государственного и регистрационного знаков, к полетом, в отношении Сазонова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.8 ст. 11.5 КоАП РФ. Принимая во внимание, что несоблюдение ответчиком требований воздушного законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, просит в судебном порядке запретить ответчику Сазонову А.В. эксплуатацию воздушного судна – теплового аэростата <данные изъяты> приобретенного у <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года № до получения свидетельства о регистрации ЕЭВС и сертификата летной годности ЕЭВС.

В судебном заседании помощник прокурора Сабурова В.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по вышеуказанным основаниям, дополнительно суду пояснила, что до настоящего времени ответчиком воздушное судно - тепловой аэростат не зарегистрирован в установленном законом порядке, сертификат летной годности ЕЭВС не получен. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> осуществлял демонстрационные тренировочные полеты на аэростате с пассажиром на борту Сазоновым А.В., поднимался в воздух на высоту 50 метров на привязи, не имея вышеуказанных документов на воздушное судно, что не отвечает требованиям безопасности полетов. Просит в судебном порядке запретить ответчику Сазонову А.В. эксплуатацию воздушного судна – теплового аэростата <данные изъяты>, приобретенного у <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № до получения свидетельства о регистрации ЕЭВС и сертификата летной годности ЕЭВС.

В судебное заседание ответчик Сазонов А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется телефонограмма. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя Абаканского транспортного прокурора, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 32 Воздушного Кодекса РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Согласно ч.1 ст. 34 Воздушного Кодекса РФ при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

В соответствии с п.п. 2,3 Порядка "Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения" утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - орган регистрации) с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения (далее - свидетельство о регистрации). При государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки.

На основании п.12 вышеуказанного Порядка, сведения о сверхлегком воздушном судне заносятся в базу данных органа регистрации и сверхлегкому воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, состоящие из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита.

В силу п.п.24,27 Порядка, на элементы конструкции сверхлегкого воздушного судна наносятся присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки. Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло, боковые поверхности фюзеляжа, элементы конструкции или киль, не занятые выступающими элементами конструкции сверхлегкого воздушного судна, и в центре левой половины нижней поверхности крыла, высотой символов, достаточной для его размещения.

В соответствии с разделом I к Правилам, на ЕЭВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

а) наименование (обозначение) и номер ЕЭВС;

б) номер сертификата летной годности ЕЭВС;

в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭВС.

На основании п.35 Воздушного Кодекса РФ, требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Согласно ч.1 ст. 36 ВК РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

В силу п.1 Федеральных авиационных правил "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" утвержденных приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 - 3 экземпляров (далее - ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Из п.18 вышеназванных Правил, сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС в соответствии с настоящим Положением.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 18 часов 00 минут до 19 часов 46минут на поле, в районе магазина <адрес>, гражданин <данные изъяты> осуществлял демонстрационные тренировочные полеты на аэростате с пассажиром на борту Сазоновым А.В., поднимался в воздух на высоту 50 метров на привязи.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ воздушное судно, принадлежащее Сазонову А.В. (тепловой аэростат) не имел регистрационных опознавательных знаков.

Из объяснений Сазонова А.В. следует, что последний является собственником воздушного судна – теплового аэростата <данные изъяты> приобретенного у <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № Ответчиком не отрицалось, что ДД.ММ.ГГГГ им осуществлялись полеты на вышеуказанном воздушном судне с пилотом <данные изъяты> на высоту 50 метров, из пояснений последнего документы (сертификат летной годности) находится в г.Москве в аэростатном научно-исследовательском центре <данные изъяты> сертификата при осуществлении полетов не имелось

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сазоновым А.В. и <данные изъяты> был заключен договор №, по условиям которого ответчик приобрел в собственность аэростат тепловой.

ДД.ММ.ГГГГ между Сазоновым А.В. и <данные изъяты> заключен договор купли-продажи №, по условиям которого ответчик приобрел в собственность комплектующие изделия к аэростату, согласно приложению №, являющегося неотъемлемой частью договора.

В материалах дела имеется свидетельство пилота свободного аэростата, выданного на имя <данные изъяты>

Из объяснений <данные изъяты> следует, что последний осуществлял совместно с Сазоновым А.В. полеты ДД.ММ.ГГГГ с 18 до 19 час. в районе магазина <адрес> на тепловом аэростате на привязи, зная о том, что аэростат не зарегистрирован в установленном порядке, регистрационных знаков воздушное судно на момент полета не имело.

По вышеуказанному факта в отношении Сазонова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.8 ст. 11.5 КоАП РФ.

Согласно сообщению Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от ДД.ММ.ГГГГ государственный реестр гражданских воздушных судов и база данных сверхлегких воздушных судов не содержат сведений о воздушных суднах, зарегистрированных за <данные изъяты> и Сазоновым А.В. Заявлений на регистрацию воздушных судов от указанных лиц в Росавиацию не поступало.

В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Принимая во внимание, что эксплуатация Сазоновым А.В. теплового аэростата <данные изъяты> приобретенного ответчиком у <данные изъяты> без регистрационных опознавательных знаков, а также свидетельства о государственной регистрации ЕЭВС, сертификата летной годности ЕЭВС, является нарушением требований воздушного законодательства, суд считает возможным исковые требования Абаканского транспортного прокурора удовлетворить.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абаканского транспортного прокурора Республики Хакасия действующего в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Запретить Сазонову АВ эксплуатацию воздушного судна – теплового аэростата приобретенного ответчиком у <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года № до получения свидетельства о государственной регистрации ЕЭВС и сертификата летной годности ЕЭВС.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Судья:                                 С.В. Шаповалова

Мотивированное решение составлено: 22 ноября 2013 года

Судья:                                 С.В. Шаповалова