ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709/16 от 12.10.2016 Орловского районного суда (Ростовская область)

Дело №2- 709\16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября2016 года п.Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего Лазуревской В.Ф

при секретаре Пикаловой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Орловского района, Луганского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество

У С Т А Н О В И Л:

Требования ФИО1 обоснованы тем, что 16.12.2004г. он обратился с заявлением в <адрес> о разрешении строительства кафе-бара по <адрес>. В этот же день на заседании комиссии по размещению производственных сил Орловского района был заслушан данный вопрос и главному архитектору Орловского района, Луганской сельской администрации, отделениям Госсанэпиднадзора и пожарного надзора было дано поручение выехать на место и определить конкретный земельный участок под строительство объекта.

31.12.2004г. в ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в <адрес>» истцу была выдана справка №1380 о том, что участок под строительство кафе-бара в <адрес><адрес> соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

31.12.2004г. в Отделении Государственного пожарного надзора по Орловскому району выдана справка №415 о том, что согласовывается участок под строительство кафе-бара в <адрес>.

17.01.2005г. главный архитектор Орловского района Ростовской области выдал заключение №114 о том, что участок под строительство кафе-бара в <адрес> соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СНиП «Предприятия общественного питания».

18.01.2005г. Главой Луганской сельской администрации была выдана справка №78 о том, что сельская администрация не возражает против строительства кафе в <адрес>.

03.02.2005г. при повторном заседании комиссии по размещению производственных сил Орловского района, на основании положительного заключения соответствующих служб, было решено выделить земельный участок под строительство кафе-бара.

22.02.2005г. главой администрации Орловского района был утвержден акт выбора площадки для строительства кафе, размер площадки определен 352 кв. м.

20.04.2005г. постановлением главы Орловского района Ростовской области №509 было разрешено строительство кафе-бара в <адрес> На основании этого постановления 25.04.2005г. главным архитектором Орловского района Ростовской области было утверждено архитектурно-планировочное задание №10-05.

Муниципальным предприятием архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации Орловского района был изготовлен рабочий проект №843-05, который 10.01.2006г. был согласован главным архитектором Орловского района Ростовской области и 13.03.2006г. Государственным градостроительным кадастром Ростовской области была внесена запись в градостроительный кадастр за .

В течение 2006г. Муниципальным предприятием «Застройщик» на основании договора от 09.06.2006г. при участии технического надзора по строительству кафе-бара в <адрес> были осуществлены строительно-монтажные работы по строительству кафе-бара: фундамент, внешние стены, перегородки, перекрытия, крыша, окна и полы, степень готовности составляет 70%. Отсутствуют внутренняя и внешняя отделка, сантехнические устройства, электрические устройства.

Несмотря на то, что в технических условиях на водоотведение указано, что сливная яма находится на северной стороне от здания на расстоянии 8 м, и данное указание отражено в проекте на водоотведение, разработанном МУ «Водно-канализационное хозяйство» и проекте , разработанном Муниципальным предприятием архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации <адрес> (лист 2), при выборе площадки данное обстоятельство учтено не было.

Кроме того, при выборе площадки – выделении земельного участка не было также учтено то, что для соблюдения санитарных норм было предусмотрено строительство бассейна для воды, площадки для контейнера ТБО и уличной уборной. В связи с этим, 01.11.2006г. истец обратился с заявлением к главе Орловского района с просьбой дополнительно предоставить земельный участок площадью 320 кв. м. Однако по разным надуманным причинам в течение нескольких лет истцу отказывали в предоставлении дополнительного земельного участка.

01.04.2013г. ФИО1 с Администрацией Луганского сельского поселения заключил договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадь земельного участка составила 600 кв. м, срок действия договора с 01.04.2013г. по 01.04.2018г.. Однако данный договор не был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ростовской области, так как указанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.

Постановлением Администрации Луганского сельского поселения от 11.02.2014г. был сформирован земельный участок общей площадью 1375 кв. м по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования – земельные участки ресторанов, кафе, баров.

Постановлением Администрации Луганского сельского поселения №41 от 11.02.2014г. был присвоен адрес сформированному земельному участку: <адрес>

13.03.2014г. по заявлению Комитета по имуществу Орловского района истец заказал изготовление межевого плана, и 21.02.2014г. земельный участок общей площадью 1375 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования - земельные участки ресторанов, кафе, баров был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: . При формировании данного земельного участка были учтены расположение сливной ямы, бассейна для воды, площадки для контейнера ТБО и уличной уборной, то есть все, что было предусмотрено проектом.

14.10.2014г. был изготовлен технический паспорт на здание кафе-бара, в соответствии с которым здание общей площадью 330,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> было поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового .

17.03.2015г. истец обратился в Управление Росреестра по Ростовской области по вопросу государственной регистрации права на вышеуказанное здание.

07.08.2015г. получил отказ в государственной регистрации, в котором сообщалось, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответом Администрации Луганского сельского поселения №583 от 14.09.2015г. на заявление о выкупе земельного участка общей площадью 330,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым с разрешенным видом использования – земельные участки ресторанов, кафе, баров истцу было отказано, так как исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

18.08.2015г. истец подал заявление в Администрацию Орловского района Ростовской области о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания кафе-бара. Ответом №1/18.3-998 от 31.08.2015г. истцу также отказано выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания кафе-бара ввиду отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок.

В связи с вышеизложенным истец вынужден обратиться в суд.

Истец просил признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства, инвентарный , размером застроенной площади 412,5 кв. м, степень готовности 70%, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца на доводах искового заявления настаивал, просил удовлетворить. Пояснил, что ввиду изменения законодательства на дату начала строительства объекта и в настоящее время, истец не имеет возможности закончить строительство объекта и признать за собой право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования ФИО1 признал.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

В силу ст. 218 Гражданского кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Нормами ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу, которое согласно ст. 128 Гражданского кодекса является объектом гражданских прав.

На основании ст. 219 Гражданского кодекса право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество (объекты незавершенного строительства), подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Положение п. 2 ст. 25 Федерального закона №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (в ред. Федеральных законов от 22.11.2010 г. N 305-ФЗ, от 28.07.2012 г. N 133-ФЗ) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить, в том числе и градостроительный план земельного участка.

Вместе с тем не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие настоящего Кодекса, а также в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ. При этом правила п. 2 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ не применяются.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.

В обоснование иска представлены: постановление МО «Луганское сельское поселение» от 11.02.2014г «О формировании земельного участка», ответ администрации Орловского района об отказе в выдаче акта на ввод объекта в эксплуатацию, отказ Управления Россреестра по Ростовской области в государственной регистрации, уведомление Росреестра об отсутствии сведений о спорном объекте, межевое дело, справка БТИ, справка сельского поселения, справки о согласовании размещения объекта недвижимого имущества, кадастровый паспорт на земельный участок, Акт выбора площадки для строительства, выписка из протокола от 13.11.2006г., проектно-сметная документация на строительство кафе-бара, кадастровый паспорт здания, заявление истца о выделе дополнительного земельного участка, договор аренды земельного участка, договор технического надзора, акт гидравлических испытаний, договор энергоснабжения.

Судом установлено, что 03.02.2005г. комиссией по размещению производственных сил Орловского района на основании положительного заключения соответствующих служб, было решено выделить истцу земельный участок под строительство кафе-бара. 22.02.2005г. главой администрации Орловского района был утвержден акт выбора площадки для строительства кафе, размер площадки определен 352 кв. м. 20.04.2005г. постановлением главы Орловского района Ростовской области №509 было разрешено строительство кафе-бара <адрес>. На основании указанного постановления 25.04.2005г. главным архитектором Орловского района Ростовской области было утверждено архитектурно-планировочное задание №10-05. Муниципальным предприятием архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации Орловского района был изготовлен рабочий проект №843-05, который 10.01.2006г. был согласован главным архитектором Орловского района Ростовской области и 13.03.2006г. Государственным градостроительным кадастром Ростовской области была внесена запись в градостроительный кадастр за В технических условиях на водоотведение указано, что сливная яма находится на северной стороне от здания на расстоянии 8 м, данное указание отражено в проекте на водоотведение и проекте №843-05, разработанном Муниципальным предприятием архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации Орловского района, также необходимо строительство бассейна для воды, площадки для контейнера ТБО и уличной уборной. Однако при выборе площадки в соответствии с актом выбора учитывался только размер строения 16х22 м. 0,0352 га. В связи с этим 01.11.2006г. истец обратился с заявлением к главе Орловского района с просьбой дополнительно предоставить земельный участок площадью 320 кв. м, который ему предоставлен не был. В соответствии с отказом главы администрации Орловского района от 31.08.2015г. истцу отказано выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания кафе-бара ввиду отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок.

Кроме того, в судебном заседании была допрошена главный архитектор Орловского района Л.Н., которая пояснила, что строительство кафе-бара осуществлено в соответствии с проектом, разница в площади застройки, указанная в проекте(405,5 кв.м.) и в техническом паспорте на незавершенный строительством объект (412,5 кв.м.) имеет место из-за того, что в проекте не отображена площадь ступеней 4,2 кв.м., а также ввиду допустимой погрешности при строительстве.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ФИО1 необоснованно отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО1 право собственности на объект незавершенного строительства инвентарный застроенной площадью 412,5 кв. м, степень готовности 70%, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2016года.

Председательствующий