ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709/18 от 11.10.2018 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2018 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.

при секретаре Бурда Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/2018 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с учетом частичного отказа от иска и уточнений) к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, отразив их в проектах освоения лесов, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу;

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства арендаторами лесных участков при ведении хозяйственной деятельности по заготовке древесины на территории Братского района Иркутской области, в том числе обществом с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс».

28.08.2008 территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству с ООО «Ресурслестранс» заключен договор аренды лесного участка № 91-3/8. Согласно указанному договору, арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 18706 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Париловская дача, эксплуатационные леса, кварталы №№ 34-41, 49-54, 64-68, 73-79.

Соответствующий лесной участок передан по договору аренды до 04.02.2054 для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений, заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 24.02.2014 № 516-апр.

Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 3 Водного Кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию водных объектов.

Разделом 10 Приказа Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 установлены мероприятия по охране водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

В нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного ООО «Ресурслестранс» в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008г., не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране водных объектов. Проект освоения лесов не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране водных объектов, которая в проекте освоения лесов ООО «Ресурслестранс» отсутствует.

Отсутствие в проектах освоения лесов конкретных мероприятий по охране водных объектов, ведомостей лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране водных объектов и их пространственного размещения (тематических лесных карт) нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ.

Так, в соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной водных объектов, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды.

Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на водные объекты.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Колесников П.В., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в иске с учетом уточнений. Просил удовлетворить исковые требования, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, отразив их в проектах освоения лесов в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал.

В возражениях на исковые требования прокурора указал, что считает требования незаконными и необоснованными, поскольку из договора аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 следует, что лесной участок относится к эксплуатационным лесам и был передан Арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. В силу ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденных Правительством РФ.

Согласно Правилам охраны поверхностных водных объектов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 №79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Полагает, что ООО «Ресурслестранс» не ведет деятельность в водоохраной зоне и не является водопользователем.

В силу пунктов 28, 29, 33 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства России №69 от 29.02.2012 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, считает предъявленные исковые требования необоснованными, противоречащими нормам права, фактическим обстоятельствам и договору аренды лесного участка №91-3/8 от 28.08.2008.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство лесного комплекса Иркутской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило.

В ранее представленных суду письменных возражениях представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства лесного комплекса Иркутской области, ФИО2, действующий на основании доверенности, указал, что в части довода об отсутствии в проекте освоения лесов мероприятий по охране водных объектов, согласно п.5.2 раздела 5 на странице 74 Проект освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Ресурслестранс» для заготовки древесины на территории Падунского лесничества по договору аренды №91-3/8 от 28.08.2008 содержит информацию, предусмотренную пунктом 10 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 №69, а именно проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов; так согласно п.5.5 раздела 5 на странице 78 Проекта представлена ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране водных объектов. Просил суд отказать в удовлетворении иска прокурора.

Третье лицо - Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области с 01.06.2018 года реорганизовано в форме присоединения к министерству лесного комплекса Иркутской области на основании постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Ресурслестранс» зарегистрировано 20.11.2002 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 103803214667 и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, ИНН/КПП <***>/382301001.

28.08.2008 территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству с ООО «Ресуслестранс» заключен договор аренды лесного участка № 91-3/8. Согласно положениям указанного договора арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 18 706 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Карахунское участковое лесничество, Париловская дача, эксплуатационные леса, кварталы №№ 34-41, 49-54, 64-68, 73-79.

Срок договора аренды указанного лесного участка - до 04.02.2054 для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется ООО «Ресуслестранс» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденное приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 24.02.2014 № 516-апр. На территории арендуемого ответчиком лесного участка расположены водные объекты, что не оспаривается ответчиком. Вместе с тем, в проекте освоения лесов мероприятия по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного ответчику ООО «Ресурслестранс» в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008 не разработаны и не отражены, тематическая лесная карта, содержащая пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды № 91-3/8 от 28.08.2008 не изготовлена.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию водных объектов.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов согласно ст. 88 ЛК РФ, который содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (ч. 2 ст. 24 ЛК РФ). Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе, проводимой в порядке, предусмотренном ст. 89 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Минсельхоз России от 08.02.2010 №32.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также приоритет охраны водных объектов перед их использованием отнесены к основным принципам водного законодательства. При этом также установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Поскольку осуществление ответчиком заготовки древесины является его хозяйственной деятельностью, оказывающей на окружающую среду негативное воздействие, способствующее уничтожению и загрязнению водных объектов, ответчик обязан в своей деятельности соблюдать требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды.

Суд находит обоснованными доводы истца относительно того, что отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной водных объектов свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, поскольку непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на водные объекты.

Учитывая, что в судебном заседание установлен факт нарушения ответчиком требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды суд приходит к выводу, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, основанные на положениях ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, к ООО «Ресурслестранс» подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства: обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, отразив их в проекте освоения лесов; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ресурслестранс» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008, отразив их в проекте освоения лесов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РесурсЛесТранс» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-3/8 от 28.08.2008.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Ю. Старникова