ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709/18 от 23.04.2018 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре Аджибековой Н.Р. с участием пом. прокурора г. Кисловодска Дубинкиной К.А., представителя истца УГХ г. Кисловодска – ФИО1, ответчиков ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах н/л ФИО4

рассмотрел гражданское дело по иску управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО6, ФИО9, ФИО6, ФИО3 действующей в своих интересах несовершеннолетнего ФИО4 о выселении из муниципальной квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, признании утратившими право пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,

у с т а н о в и л:

в соответствии с постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом <адрес>, в том числе квартира данного дома, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включен в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013 №237-п, принятую во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Указанной Программой установлен срок переселения жильцов дома №32 по ул. Кольцова в г.Кисловодске – четвертый квартал 2017 года. В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ФИО6 предложена квартира в новостройке по договору социального найма. Однако до настоящего времени ФИО6 от заключения договора социального найма уклоняется в связи с чем управление городского хозяйства администрации города – курорта Кисловодска обратилось с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании полномочный представитель истца – управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска – ФИО1, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить.

Ответчик ФИО6, с иском не согласилась, суду пояснила, что не желает переселятся во вновь возведенный жилой дом, поскольку он расположен отдаленно от места, где они проживают в настоящее время, так же она не желает проживать совместно с ФИО3 - бывшей супругой ей сына ФИО6

Ответчики ФИО7 просят в удовлетворении иска отказать по тем же основаниям.

Ответчик ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО4, суду пояснила, что ранее состояла в брачных отношениях с ФИО6, в настоящее время брак между ними расторгнут и она не желает проживать с ним и с его семьей в одной квартире, просит отказать в удовлетворении иска или предоставить ей с ребенком отдельную квартиру.

Третьи лица, администрация города Кисловодска, орган опеки и попечительства управления образования администрации г. Кисловодска, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайств в т.ч. об отложении судебного заседания не заявили. В порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Дубинкиной К.А., полагавшей необходимым иск удовлетворить, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе и в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие краевой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").

Согласно Паспорту краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 №237-п, задачами этой программы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Ставропольского края обеспечение жилищных прав граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, находящихся в аварийных многоквартирных домах

Указанной Программой установлен срок переселения жильцов дома <адрес> – четвертый квартал 2017 года.

В рамках реализации краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 №237-п, управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города – курорта Кисловодска заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для предоставления гражданам города – курорта Кисловодска в соответствии с краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах» в городе – курорте Кисловодске в 2015 году.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в настоящее время находится в собственности города – курорта Кисловодска.

Как усматривается из типового договора найма жилого помещения - квартиры <адрес> общей площадью <данные изъяты> указанный договор заключен с ФИО6, помимо нее в указанной квартире зарегистрированы ФИО7, ФИО3 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ФИО6 предложена квартира в новостройке по договору социального найма (состав семьи пять человек).

Предоставляемая квартира в полном объеме соответствует требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требованиям, предъявляемым в соответствии с действующим законодательством к жилому помещению.

В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении договора социального найма», регистрация в предоставляемой квартире <адрес> разрешена ФИО6, 1955 года рождении, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что многоквартирный дом <адрес>, в том числе квартира на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным и подлежащим сносу, данный факт ответчиком не опровергался.

В установленном законом порядке указанное заключение, а также постановление администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиками обжалованы не были.

Предоставляемое жилье приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ «На приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для предоставления гражданам города – курорта Кисловодска в соответствии с краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах» в городе – курорте Кисловодске в 2016-2017г.г.».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горизонт» выдано разрешение на ввод объекта <адрес> в эксплуатацию.

Общая площадь предоставляемой ФИО6 квартиры составляет <данные изъяты> что существенно превышает площадь квартиры, находящейся в настоящее время в пользовании Каспарян, жилая площадь предоставляемой квартиры так же не меньше занимаемой ответчиками.

Предоставляемое жилое помещение отвечает уровню благоустроенности жилых помещений: по площади превышает ранее занимаемое жилое помещение, находится в черте городского округа города – курорта Кисловодска, имеет все виды благоустройства (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, отопление), в связи с этим жилищные условия Каспарян и ФИО3 с ребенком ухудшены не будут.

Принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом <адрес>, где непосредственно расположена квартира , признан аварийным и подлежащим сносу суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании ФИО8 и ФИО3 утратившими право пользования помещениями муниципальной квартиры, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, выселение отвечает интересам самих выселяемых, поскольку жилое помещение признано аварийным, а предоставляемое им помещение является безопасным для проживания.

С учетом вышеизложенного суд считает возможным исковые требования администрации города курорта Кисловодска о признании ФИО8 и ФИО3 утратившими право пользования квартирой, выселении и понуждении ФИО6 заключить договор социального найма удовлетворить.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации» на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Пункта 31 раздела 5 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Следовательно, выселение гражданина в судебном порядке является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ регистрация граждан РФ осуществляется по месту их постоянного проживания или по месту временного нахождения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска – удовлетворить.

Признать ФИО6, ФИО9, ФИО6, ФИО4 и ФИО3 утратившим право пользования муниципальной квартирой <адрес>

Выселить ФИО6, ФИО9, ФИО6, ФИО4 и ФИО3 ФИО5 из муниципальной квартиры <адрес>

Понудить ФИО6 заключить договор социального найма квартиры <адрес>

Настоящее решение является основанием для снятия ФИО6, ФИО9, ФИО6, ФИО4 и ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Кисловодского городского суда: В.М. Супрунов