Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Знаменск Астраханской области 3 июля 2019 года
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Чумаченко Е.М.,
при секретаре Чугуновой О.С.,
с участием представителя истца – адвоката Смоляниновой О.Н, представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Знаменск в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным решения УПФР об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным решения УПФР об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал.
В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ Пенсионного фонда в выдаче ей государственного сертификата на материнский капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Пенсионным фондом данный отказ был мотивирован со ссылкой на положения п.1 ч.6 ст.5 данного закона, основан на том, что фамилия ее сына К.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, иная чем у нее – ФИО1, в связи с чем не усматривается идентичность фамилии заявительницы, указанной в паспорте гражданина РФ, с фамилией ее сына в свидетельстве о рождении. Истец полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным поскольку ДД.ММ.ГГГГ, будучи гражданкой РФ, она вступила в брак с иностранцем в США в штате Индиана – с К.Л.С., под фамилией Ф.Ю.В.. В свидетельстве о браке, выданном в соответствии с законами США, не имеется сведений о том, что ею изменена фамилия с Ф.Ю.В. на С., поскольку законодательство США этого не требует и в документах такая запись не производится. После заключения брака на территории США, она проживала там же, имея при этом два паспорта – внутренний – паспорт гражданки РФ, и заграничный. В РФ не стала писать заявление о смене фамилии, пересекая границу с двумя паспортами на фамилию Ф.Ю.В. В это же время продолжала быть зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, проживая на два государства. ДД.ММ.ГГГГ в браке с К.Л.С., у них родился сын - К.Д.С., которому при рождении в США в апостиле указали родителей: отца как К.Л.С., мать как Ю.В.С.. В результате ее сын получил фамилию С., а в ДД.ММ.ГГГГ году получил гражданство и РФ. ДД.ММ.ГГГГ ее брак с К.Л.С. был расторгнут, на территории США, при расторжении брака была возвращена девичья фамилия – Ф.Ю.В. С ДД.ММ.ГГГГ сын был прописан в <адрес>, получив гражданство РФ, тем самым был зарегистрирован по месту проживания и регистрации матери. ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в новый брак, на территории РФ, взяв при регистрации брака фамилию супруга – Попова. В браке с настоящим супругом у них родилась дочь – П.А.А,, ДД.ММ.ГГГГ. В связи с рождением второго ребенка, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ за получением (выдачей) ей государственного материнского (семейного) капитала. Однако в его выдаче ей было необоснованно отказано. В связи с чем просит признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области в выдаче сертификата на материнский капитал, поскольку полагает, что ею были предоставлены все необходимые документы для получения указанного сертификата, и данные документы свидетельствуют о том, что ее сын К.Д.С., является таковым, и это также подтверждается Консульством России при предоставлении сыну гражданства РФ, подтверждает ее родство как матери и ребенка.
В судебное заседание истец не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени судебного заседания, направила своего представителя по доверенности.
Представитель истца – адвокат Смолянинова О.Н. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования. Также представитель истца пояснила, что ФИО1 вместе с заявлением о получении сертификата были предоставлены в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства все документы, указанные в п.5 Правил от 18.10.2011 №1180н. Если брак заключен в стране, которая является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, то для легализации брака в РФ будет достаточно, чтобы официальное учреждение этой страны проставило на документах о браке штамп «апостиль». После этого документы о браке будут действительны на территории РФ. Вследствие чего, все предоставленные ФИО1 в территориальный орган ПФР документы для получения указанного сертификата, свидетельствуют о том, что ее сын К.Д.С., является таковым, и это также подтверждается Консульством России при предоставлении сыну гражданства РФ, подтверждает ее родство как матери и ребенка.
Ответчик, его представитель в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени, предоставили в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия, с требованием об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований по иску.
Представитель истца не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, не находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Российская Федерация и США являются участниками Гаагской конвенции 1961 года (Гаагская конвенция от 05.10.1961 г., ратифицированная Верховным Советом СССР от 17.04.1991 N 2119-1), отменившей требование легализации иностранных официальных документов.
Так, в силу статьи 1 Гаагской конвенции указанная конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
В качестве официальных документов в смысле Конвенции рассматриваются: a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; b) административные документы; c) нотариальные акты; d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Статьей 2 Гаагской конвенции предусмотрено, что каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (статья 3 Гаагской конвенции).
Согласно статье 4 Гаагской конвенции предусмотренный в первом абзаце статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции. Официальные документы из стран - участниц Гаагской конвенции принимаются на территории России с апостилями, проставленными с 31 мая 1992 года.
Таким образом, согласно приведенных норм законодательства следует, что апостиль – это штамп, который наделяет иностранный документ юридической силой в любом из государств-участников Гаагской конвенции 1961 года; международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Штамп «Апостиль» ставится на оригиналы и копии документов.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 3 Федерального Закона N 143-ФЗ от 15.11.1997 года "Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Частью первой ст. 4 названного Закона установлено, что государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.11.1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
В соответствии с положениями ст.58 Федерального закона от 15.11.1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно им и (или) отчество.
Заявление о перемене имени в письменной форме подается в орган записи актов гражданского состояния. В таком заявлении должны быть указаны, в том числе, причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества (ст. 59 указанного Федерального закона).
Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом ЗАГСа в месячный срок со дня подачи заявления (ст. 60 указанного Федерального закона).
При этом законом не приводится ссылки на обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для отказа в государственной регистрации перемены имени.
Таким образом, гл. VII Федерального закона "Об актах гражданского состояния" регламентирует перемену имени по причинам, не связанным с выбором фамилии супругами.
Согласно п. 2 ст. 32 Семейного кодекса РФ перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
По смыслу приведенных федеральных норм право переменить фамилию является личным делом каждого гражданина Российской Федерации, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему права.
В соответствии с п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828
(ред. от 20.11.2018), в паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации или другими уполномоченными органами.
В соответствии с п.12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828
(ред. от 20.11.2018), замена паспорта производится при наличии следующих оснований: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей. Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов: относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение; о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации; о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации; в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец, будучи гражданкой РФ, вступила в брак с иностранцем в США в штате Индиана – с К.Л.С., под своей девичьей фамилией Ф.Ю.В.. В свидетельстве о браке, выданном в соответствии с законами США, не имеется сведений о том, что ею изменена фамилия с Ф.Ю.В. на С.,Ю.В. (л.д.9, 29-30). После заключения брака на территории США, истец проживала там же, имея при этом два паспорта – внутренний – паспорт гражданки РФ, и заграничный. В РФ была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживая на два государства (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ в браке с К.Л.С., у нее родился сын - К.Д.С., которому при рождении в США в апостиле указали родителей: отца как К.Л.С., мать как Ю.В.С. (л.д.11-13). В результате ее сын получил фамилию С., а в ДД.ММ.ГГГГ году получил гражданство и РФ (л.д.31-32). ДД.ММ.ГГГГ брак истицы с К.Л.С. был расторгнут, на территории США, при расторжении брака была возвращена девичья фамилия – Ф.Ю.В. (п.9 окончательного решения о расторжении брака) (л.д.14-20, 21-25). С ДД.ММ.ГГГГ сын истицы был прописан в <адрес>, получив гражданство РФ (л.д.31), тем самым был зарегистрирован по месту проживания и регистрации матери. ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в новый брак, на территории РФ, взяв при регистрации брака фамилию супруга – Попова (л.д.7). В браке с настоящим супругом у них родилась дочь – П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8).
Таким образом, из анализа норм законодательства РФ следует, что основанием для смены фамилии при регистрации брака за границей является иностранное свидетельство о браке с апостилем и нотариально заверенный перевод на русском языке. Поскольку при замужестве за границей российское свидетельство о браке уже не выдается, то изменение фамилии происходит исходя из процедуры для смены фамилии по собственному желанию на любую другую.
Согласно Приказу Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 26 марта 2014 года №211, пункт 108, действующему на момент исследуемых событий истца, связанных с регистрацией брака и его дальнейшем расторжении, при невозможности дальнейшего использования паспорта нового поколения до истечения срока его действия по причине отсутствия свободных страниц для проставления иностранных виз, отметок пограничных органов, изменения персональных данных (фамилии, имени, отчества, пола и другие) или при значительном изменении внешности владельца паспорта нового поколения, а также в случае порчи документа или его утраты, заявителю по его заявлению оформляется новый паспорт нового поколения в установленном Административным регламентом порядке.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьёй 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006г. №256-ФЗ устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.
Согласно п. 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года N 1180н, лица, указанные в п. 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми документами, указанными в п. 5 настоящих Правил.
В силу п. 5 данных Правил, заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В соответствии со ст. 47 ГК РФ, ст. 3, 6 и 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении.
В силу ч. 6 ст. 5 закона N 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
С рождением второго ребенка, согласно материалов дела, истец ФИО1 обратилась в территориальный орган по месту жительства - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области, за выдачей сертификата на государственный материнский капитал.
Из представленных суду документов следует, что в свидетельстве о рождении ФИО2 (л.д.11-12), родителями ребенка указаны ФИО7 и ФИО5. В паспорте ФИО3 в качестве детей указаны ФИО2 и ФИО6 (л.д.7).
Согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал на основании п.1 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (л.д.28).
Таким образом, территориальный орган ПФР обоснованно принял решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал ФИО1, на основании п.1 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку у ФИО1 отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилии с Ф.Ю.В. на С.Ю.В. (в период регистрации брака), с С.Ю.В. на Ф.Ю.В. (после расторжения брака). При этом из представленных истцом документов следует, что после расторжения брака с К.Л.С., истец желала сменить фамилию на Ф. (п.9 окончательного решения о расторжении брака) (л.д.14-20, 21-25). Эти же обстоятельства подтверждены представителем истца в судебном заседании, как и то обстоятельство, что после регистрации брака истец не обращалась в органы ЗАГС РФ с заявлением о смени имени (фамилии с Ф. на С.), согласно ст.58 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Также из представленных суду доказательств не следует, что истец после расторжения брака в порядке ст.58 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", обращалась в органы ЗАГС о смени имени (фамилии с С. на Ф.).
При указанных выше обстоятельствах и требований законодательства РФ, регулирующих указанные правоотношения, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований по иску не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 234-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным решения УПФР об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья Е.М. Чумаченко