ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709/19КОПИ от 18.01.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-709/19 копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Хабаровск 18 января 2019 года

Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Расчетно-кассовый Центр по обработке коммунальных платежей» об обязании устранить недостатки в платежном документе, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Расчетно-кассовый Центр по обработке коммунальных платежей» об обязании устранить недостатки в платежном документе, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование указала, что является собственником <адрес>. С <данные изъяты> на ее адрес стали приходить квитанции от МУП г.Хабаровска "РКЦ по обработке коммунальных платежей" (далее - РКЦ) для оплаты коммунального ресурса (холодного и горячего водоснабжения). В соответствии с подпунктом "а" пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 2011 года №354 (далее - Правила), если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты. Однако платеж через сеть Интернет посредством сервиса "Сбербанк-Онлайн" произвести невозможно, так как сервис не находит номер лицевого счета плательщика. Это создает неудобства, а также ущемляет истца в правах. Кроме этого, считает, что платежный документ исполнен с нарушениями законодательства, что нарушает права истца как потребителя. В представленном МУП "РКЦ" платежном документе отсутствуют: банковские реквизиты МУП "РКЦ" (указаны только номер счета и ИНН); банковские реквизиты исполнителя (указан только номер счета); адрес МУП "РКЦ"; номера телефонов МУП "РКЦ". ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес РКЦ она направила претензию, в которой требовала устранить указанные недостатки в платежном документе и исправленный платежный документ направить в течение 10 дней с момента получения претензии. ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту пришло уведомление о том, что претензия получена и будет рассмотрена. Однако в ноябре 2018 года направлен новый платежный документ (для оплаты ресурса за октябрь 2018 года), в котором ничего не изменилось. Также ничего не изменилось и в плане производства оплаты через Интернет- сервис. Оплату произвести невозможно, пришлось оплачивать услуги в отделении ПАО "Сбербанк". Полагает, что РКЦ нарушает ее потребительские права, действуя в разрез с требованиями, указанными в подпункте "а" пункта 65 и подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании изложенного, истец просит суд обязать Муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" устранить недостатки в платежном документе, а именно,: внести банковские реквизиты Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей"; внести банковские реквизиты исполнителя МУП г. Хабаровска "Водоканал"; внести адрес Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей"; внести номера контактных телефонов Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Также просит взыскать с Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" денежную компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись в обоснование возражений на то, что нарушений требований действующего законодательства при оформлении счетов-квитанций по оплате за КУ холодное водоснабжение и водоотведение собственникам/нанимателям МКД по <адрес> в части неуказания каких-либо реквизитов МУП г. Хабаровска «РКЦ» не имеется, в связи с чем, основания для внесения в них изменений отсутствуют. Оплата названных КУ посредством сервиса «Сбербанк Онлайн» возможна после 10 числа каждого месяца. Истцом в заявлении не указано какие именно права и каким образом нарушены МУП г. Хабаровска «РКЦ». Никаких доказательств причинения морального вреда истцом суду не представлено, в связи с чем, данное требование не подлежит удовлетворению. Также, отсутствуют основания для взыскания штрафа. МУП г. Хабаровска «РКЦ» является контрагентом РСО - МУП г. Хабаровска «Водоканал», соответственно, в данном случае требования Закона о защите прав потребителей на предприятие не распространяются. Обращение истца, поступившее на предприятие ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено в установленный законодательством срок, ответ направлен в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика штрафа является необоснованным, поскольку в данном случае отсутствуют нарушения законодательства со стороны МУП г. Хабаровска «РКЦ», истцом не подтвержден факт отказа ответчиком от удовлетворения требования истца в добровольном порядке,

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Отношения, возникающие между исполнителями и потребителями - гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по возмездному договору, В этом случае к сложившимся правоотношениям должны применяться положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации № 2300 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», иными правовыми актами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП г. Хабаровска «РКЦ» в соответствии с Уставом, постановлением Мэра г. Хабаровска от 30.12.2005 №2086 создано в целях обеспечения жизнедеятельности города Хабаровска, удовлетворения потребностей жителей города Хабаровска в услугах по сбору и обработке коммунальных платежей, для достижения которых осуществляет следующие виды деятельности: предоставление услуг по оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и пребывания; организация сбора платежей населения за жилье и коммунальные услуги; контроль за поступлением средств населения по видам услуг и перечисление их поставщикам услуг; заключение платных договоров.

При осуществлении деятельности по управлению домами в г. Хабаровске управляющие организации (УО, ТСЖ, ЖСК и пр.), ресурсоснабжающие организации (РСО), являющиеся исполнителями той или иной коммунальной услуги (КУ), в целях оформления документов, необходимых для осуществления деятельности, заключают с МУП г. Хабаровска «РКЦ» договоры на выполнение функций по сбору, обработке и проведению платежей населения за жилое помещение и/или КУ.

Таким образом, МУП г Хабаровска «РКЦ» является контрагентом управляющих и ресурсоснабжающих организаций и не является исполнителем коммунальной услуги.

Согласно пункту 1 части 2 ст.155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой п.71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно подп.б пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в платежном документе указываются: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Поскольку исполнителем коммунальных услуг холодное водоснабжение и водоотведение в МКД по <адрес> является не ответчик, а МУП г. Хабаровска «Водоканал», суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что информация о МУП г.Хабаровска «РКЦ», как об исполнителе услуги в счетах-квитанциях не должна в обязательном порядке содержаться. При этом информацию об исполнителе данной коммунальной услуги МУП г. Хабаровска «Водоканал» выставляемые истцу платежные документы содержат, она приведена в верхней части соответствующего счета-квитанции.

При этом, из содержания платежного документа следует, что в нем указаны также адрес и номер телефона структурного подразделения МУП г. Хабаровска «РКЦ» - абонентного отдела, осуществляющего непосредственную работу с гражданами, проживающими в доме истца (указан под таблицей в нижнем левом углу платежного документа (счета-квитанции).

При таких обстоятельствах суд не может признать обоснованными доводы истца о том, что платежный документ исполнен с нарушениями законодательства, поскольку форма счета-квитанции сформирована в соответствии с требованиями вышеуказанного действующего законодательства. Перечень включаемой в него информации утвержден предприятием, от имени которого указанный счет ответчиком выставлен.

Не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела также доводы истца о невозможности по причине несоответствия платежного документа требованиям действующего законодательства произвести оплату с использованием сервиса «Сбербанк-Онлайн».

Истец является собственником <адрес>.

В ходе рассмотрения дела установлено, что начисления платы за КУ холодное водоснабжение и водоотведение по дому истца МУП г. Хабаровска «РКЦ» производятся с <данные изъяты> и после ДД.ММ.ГГГГ после формирования и передачи в Сбербанк базы данных по лицевым счетам всего МКД, оплата КУ холодное водоснабжение и водоотведение через сеть Интернет посредством сервиса «Сбербанк-Онлайн» возможна после 10 числа каждого месяца.

Обращение истца, поступившее ответчику ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено в установленный законодательством срок, ответ направлен в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, нарушений требований действующего законодательства судом не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О Защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку доказательств нарушения ответчиком прав истца не представлено, как и доказательств причинения морального вреда, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в данном случае отсутствуют нарушения законодательства со стороны МУП г. Хабаровска «РКЦ», истцом не подтвержден факт отказа ответчиком от удовлетворения требования истца в добровольном порядке, в связи с чем требования истца об обязании устранить недостатки в платежном документе, взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда и штрафа, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Расчетно-кассовый Центр по обработке коммунальных платежей» об обязании устранить недостатки в платежном документе, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – 23.01.2019 г.

Председательствующий подпись А.Ю. Губанова

Копия верна: судья А.Ю.Губанова