Дело № 2-709/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2014 года село Чурапча
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой М.Ю.,
при секретаре Платоновой Л.Г.,
с участием прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 в интересах РФ, неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов муниципального образования «Телейский наслег» Республики Саха (Якутия) о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 обратился в суд заявлением в интересах РФ, неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов МО «Телейский наслег» о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству, мотивируя тем, что прокуратурой Чурапчинского района в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе уставов муниципальных образований, установлен факт не приведения Устава муниципального образования «Телейский наслег» в соответствие с действующим законодательством.
Так, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в Устав МО «Телейский наслег» до настоящего времени, изменения в соответствии с Федеральным законом 02.04.2014 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка», Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не внесены.
Представитель наслежного Совета депутатов муниципального образования «Телейский наслег» ФИО2 в судебном заседании не явился, при этом от него имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
В судебном заседании прокурор Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 заявление поддержал полностью.
Суд, заслушав объяснение прокурора, доводы представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации - в РФ гарантировано местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №131-ФЗ составляет правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В соответствии п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Частью 3 статьи 75 Федерального закона №131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, которые не могут даже и временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений.
В соответствии с ч.8 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ, Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, соответствующие изменения и дополнения в Устав муниципального образования считаются внесенными только после их государственной регистрации и последующего опубликования (обнародования).
В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом.
В п. 19 ст.7 Положения о министерстве юстиции РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313, указано, что уполномоченным органом в сфере регистрации уставов муниципальных образований, являются структурные подразделения главных управлений Минюста России по федеральным округам в субъектах Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 24.08.2005 г. № 139, утверждено Положение о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений включенных в него.
Как установлено судом, в соответствии с информацией Управления Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия), размещенной на официальном сайте to14.minjust.ru по состоянию на 01.11.2014 Устав данного муниципального образования не приведен в соответствие с Федеральным законом от 02.04.2014 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка», Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, изменения в части включения в вопросах местного значения вопроса об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин не зарегистрированы. В связи с этим, ст. 5 Устава МО «Телейский наслег» противоречит ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» в части отсутствия в перечне вопросов местного значения вопроса об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
Также, Устав МО «Телейский наслег» не приведен в соответствие с Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, п. 1 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Телейский наслег» должно быть изложено в следующей редакции: «Составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения».
Также, Устав МО «Телейский наслег» не приведен в соответствие с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в частности в ст. 5 устава МО «Телейский наслег» не внесены изменения по вопросам местного значения сельского поселения.
Устав МО «Телейский наслег» не приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в частности в ст. 61 Устава МО «Телейский наслег» не внесены изменения о процедуре удаления главы муниципального образования в отставку.
В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ указано, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону №131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение законов Российской Федерации, влечет нарушение интересов Российской Федерации, как правового государства, обеспечивающего верховенство закона на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в случае, если в Устав МО не будут внесены изменения в соответствии с требованиями федерального закона, могут быть ущемлены права, свободы и законные интересы жителей муниципального образования, предусмотренные указанным выше федеральным законом, с которым Устав МО не приведен в соответствие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать ст. 5 Устава МО «Телейский наслег» противоречащим ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» и недействующим в части отсутствия в перечне вопросов местного значения вопроса об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
Признать п. 1 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Телейский наслег» противоречащим ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и недействующим.
Признать ст. 5 Устава МО «Телейский наслег» противоречащим ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим в части отсутствия изменений по вопросам местного значения, предусмотренных в ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ.
Признать ст. 61 Устава МО «Телейский наслег» противоречащим ст. 1 Федерального закона от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим в части отсутствия требований, регламентирующих удаления главы муниципального образования в отставку, предусмотренных Федеральным законом от 04.10.2014 № 290-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.Ю. Попова