ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-709/2017 от 11.04.2017 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2017 года город Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Солодковой А.П.,

с участием:

представителя третьего лица на стороне ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО2, действующей на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком до **.**.****,

в отсутствие:

истца ФИО1, её представителя ФИО4,

представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/2017

по иску ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения, признании права, понуждении к выполнению действий,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что **.**.**** она обратилась в Управление социальной защиты по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в связи с наличием у нее трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости и ведомственного знака отличия «Мастер-повар». **.**.**** ей было направлено уведомление № ** об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Считает, что отказ вынесен необоснованно. Просит признать распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от **.**.****№ **-РМ-во об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звание «Ветеран труда», обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области присвоить звание «Ветеран труда» с даты обращения с **.**.****.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно заявлению от **.**.**** истец просила дело рассмотреть в её отсутствие и в отсутствие ее представителя (л.д. 23).

Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно представленным письменным возражениям от **.**.****№ ** представитель ответчика ФИО6 в удовлетворении иска просила отказать, указав, что представленный ФИО1 знак отличия свидетельствует о присвоении истцу звания за высокое профессиональное мастерство, а не за продолжительный добросовестный труд, что не соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и части 1 статьи 4 закона Иркутской области № 44-ОЗ от 18.07.2008 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» (л.д. 31-32).

Представитель третьего лица на стороне ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО2 в судебном заседании указала, что полномочия по присвоению звания «Ветеран труда» возложены на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» только осуществляет административную процедуру по принятию и выдаче документов.

Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 2 подпункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, и награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, а также гражданам Российской Федерации, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в абзаце 1 статьи 2 настоящего Закона, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные и похвальные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные звания), награждение которыми произведено в том числе: руководителями федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств.

Как следует из материалов дела, факт наличия трудового стажа для назначения страховой пенсии подтверждается трудовой книжкой ФИО1 и ответчиком не оспаривается.

Из представленной истцом копии трудовой книжки АТ-II № ** от **.**.**** следует, что ФИО1 в период с **.**.**** по **.**.**** работала в Объединении общепита УРСа г. Усть-Илимска; в период с **.**.**** по **.**.**** работала в ПКФ «Ориент» в должности повара; в период с **.**.**** по **.**.**** работала в АООТ «Усть-Илимский целлюлозный завод» в должности повара, **.**.**** была переведена заведующей производством, с **.**.**** - заведующей столовой № **; с **.**.**** принята по переводу заведующей столовой № ** ОАО «ПО УИ ЛПК» комбинат общественного питания; с **.**.**** по **.**.**** работала в должности заведующей кафе «Надежда» (л.д. 11-17).

Согласно записи в трудовой книжке **.**.**** на основании приказа министерства торговли РФ № **-л от **.**.****ФИО1 за высокое профессиональное мастерство присвоено звание «Мастер-повар» (л.д. 13).

Также в подтверждение данного обстоятельства ФИО1 представлена наградная книжка к знаку отличия, согласно которой награждение произведено на основании приказа Министерства торговли РФ за высокое профессиональное мастерство, подписано заместителем министра, скреплено печатью Министерства торговли РФ.

Кроме того, судом установлено, что **.**.****ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № **-РМ-во от **.**.****ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в обоснование указано, что правовые основания для присвоения звании «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку данное звание ей присвоено за высокое профессиональное мастерство, а не за продолжительный добросовестный труд, что не соответствует требованиям ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и ч. 1 ст. 4 закона 44-оз. Также указано, что согласно положению о порядке присвоения звания «Мастер-повар», утвержденного Комитетом РФ по торговле приказом № 71 от 17.09.1993 года, принадлежность данного звания к ведомственным знакам отличия в труде не указана.

Между тем, положения ФЗ РФ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия ведомственного знака отличия в труде. Правовой смысл данного понятии, изложенный в законе Иркутской области № 44-ОЗ, также не содержит ограничений и относит к ведомственным знакам отличия в труде все награды (почетные и похвальные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные звания), награждение которыми произведено, в том числе, руководителями федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств.

При этом, частью 4 статьи 4 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» установлено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде, содержащийся в настоящей статье, не является исчерпывающим и может быть дополнен в установленном законодательством порядке.

Как следует из утвержденного приказом Комитета РФ по торговле № 71 от 17.091993 года Положения о порядке присвоения званий "мастер-повар", "мастер-кондитер" и "мастер торгового сервиса" настоящее Положение вводится в целях морального и материального стимулирования высококвалифицированных работников общественного питания, создания условий для совершенствования профессионального мастерства, повышения престижности их труда, сохранения и развития традиций национальных кухонь России (п.1.1).

Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" являются почетными званиями, свидетельствующими о высоком профессионализме, владении прогрессивными (передовыми) методами труда, творческом подходе к работе, высоком уровне культуры производства и обслуживания (п.1.2).

Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" присваиваются высококвалифицированным работникам общественного питания: поварам, кондитерам, начальникам кондитерских и других цехов, заведующим производством (шеф-поварам) и их заместителям, метрдотелям и официантам, барменам, имеющим стаж практической работы на предприятиях общественного питания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включая столовые (кухни) учреждений здравоохранения, социального обеспечения, домов отдыха и других учреждений и организаций, не менее 5 лет (п. 2.1).

Звания "Мастер-повар" и "Мастер-кондитер" присваиваются работникам:

искусно владеющим профессиональным мастерством, обладающим глубокими знаниями технологии приготовления блюд и изделий;

способствующим сохранению и развитию национальных кулинарных традиций народов России;

применяющим новейшие методы и приемы организации труда;

постоянно совершенствующим ассортимент продукции за счет разработки рецептур новых и фирменных изделий;

знающим основы стандартизации продукции и услуг общественного питания, имеющим навыки разработки стандартов предприятия (СТП);

обеспечивающим:

- рациональное использование сырья;

- строжайшее соблюдение санитарных и технологических режимов;

- знание международных требований (стандартов) к производству и реализации блюд и изделий, особенностей зарубежных кухонь;

- передачу опыта и знаний, оказание практической помощи молодым кадрам в повышении их профессиональных навыков (п. 2.4).

Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" без проверки теоретических и практических знаний могут присваиваться победителям международных и всероссийских конкурсов поваров, кондитеров, официантов (п. 2.6).

Доводы представителя ответчика о том, что представленный ФИО1 знак отличия свидетельствует о присвоении истцу звания за высокое профессиональное мастерство, а не за продолжительный добросовестный труд, что не соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и части 1 статьи 4 закона Иркутской области № 44-ОЗ от 18.07.2008 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области», суд находит основанным на неверном толковании норм материального права.

Истец является гражданином Российской Федерации, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, за особые отличия в труде и профессиональное мастерство была награждена соответствующим знаком отличия, предусмотренным федеральным органом власти, что соотносится с целями и задачами, установленными Законом о ветеранах, предусматривающими поощрение наиболее лучших категорий работников за их вклад в благополучие и благосостояние государства, общества, и, как следствие, предоставление в последующем социальных гарантий и компенсаций.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры присвоения ФИО1 почетного звания «Мастер-повар» - ведомственным знаком отличия, и наличии оснований для признания за ФИО1 права на присвоение ей звания "Ветеран труда".

В соответствии с законом Иркутской области от 18.07.2008 года № 44-оз и постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2008 года № 261/40-пп присвоение звания Ветеран труда лицам, подтвердившим основания для его присвоения, установленные федеральным законом «О ветеранах», осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В связи с чем, распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11.11.2016 года № 314-РМ-во об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является незаконным.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения, признании права, понуждении к выполнению действий удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от **.**.****№ **-РМ-во «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья Н.С. Банщикова