ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-70/12 от 03.07.2012 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2012г. Пос. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Зверева П.С.,

при секретаре Чимитдоржиевой Д.,

с участием:

старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О., действующей по поручению прокурора Мамско-Чуйского района, на основании доверенности Байкало-Ангарского транспортного прокурора № 4-02а-12 от 08.06.2012г.,

представителя ООО «Мамский аэропорт» ФИО1, действующей на основании доверенности от 03.07.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-70/2012 по исковому заявлению Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» о признании незаконной деятельность ООО «Мамский аэропорт», о понуждении получить сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Байкало-Ангарского транспортный прокурор, действуя на основании полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ и выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов в деятельности ООО «Мамский Аэропорт».

В соответствии с п. 2.2.1 Устава ООО «Мамский Аэропорт» осуществляет обслуживание воздушных судов, выполняющих полеты в зоне ответственности аэродрома: управление воздушным движением в зоне ответственности, прием и выпуск воздушных судов на аэродроме, радиотехническое обеспечение полетов в зоне ответственности, инспекторский контроль по безопасности полетов в зоне ответственности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.48 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения», утвержденных приказом Федеральной аэронавигационной службы от 26 ноября 2007 г. N 116, ООО «Мамский Аэропорт» осуществляет деятельность по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия.

Статья 8 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что аэропорты подлежат обязательной сертификации.

Обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения» обязательной сертификации подлежат объекты Единой системы ОрВД аэропортов и аэродромов.

В соответствии с п. 3 ст. 48 ВК РФ, радиотехническое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, а также объекты единой Единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации.

Осуществляя эксплуатацию аэропорта Мама без сертификата соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехнического обеспечения полетов, ООО «Мамский аэропорт» не обеспечивает необходимую безопасность этой деятельности. Не соблюдение обязательных требований по организации воздушного движения в аэропорту пос. Мама может привести к причинению тяжкого вреда здоровью, человеческим жертвам, нарушению экологической безопасности, т. е данной деятельностью могут быть нарушены жизненно важные интересы человека от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их последствий.

Выявленные нарушения Воздушного Кодекса РФ, Федеральных авиационных правил ООО «Мамский аэропорт» носят длительный и систематический характер. Контролирующими и надзирающими органами гражданской авиации указанные факты выявлялись и в адрес руководства предприятия вносились предписания об устранении выявленных нарушений, однако никаких реальных мер до настоящего времени не принято.

Отсутствие обязательной сертификации деятельности по ОрВД подтверждается письмом генерального директора ООО «Мамский аэропорт» ФИО2 №27 от 23.01.2012г., материалами контролирующих органов.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита нарушенного права осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения исполнения в натуре, поэтому просит суд: признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» в части осуществления деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия и обязать общество с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» получить сертификат соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ООО «Мамский аэропорт» в судебном заседании требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора в части признания незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» связанной с осуществлением деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия, признала, указав на законность и обоснованность данных требований прокурора. Просила вынести решение в данной части на основании признания ООО «Мамский аэропорт» заявленных требований в соответствии с абз. 2 ч.4. ст. 198 ГПК РФ. Требования о понуждении ООО «Мамский аэропорт» получить сертификат соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Участвующий в судебном заседании прокурор полагает возможным вынести решение в части требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора о признании незаконной деятельности ООО «Мамский аэропорт» связанной с осуществлением деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия, на основании признания данных требований ответчиком.

Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя ООО «Мамский аэропорт», исследовав представленные суду доказательства, суд, руководствуясь ст.ст. 39,173, ч. 4 ст. 198ГПК РФ, полагает возможным принять признание представителем ООО «Мамский аэропорт» требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» связанной с осуществлением деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия.

При этом суд, приходя к выводу о том, что признание представителем ответчика обоснованности требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» связанной с осуществлением деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия, не противоречит законодательству, не нарушает прав третьих лиц, учитывает следующее:

Основополагающими принципами гражданского процесса являются равенство участников, состязательность и диспозитивность, право и обязанность сторон представлять доказательства в обоснование требований и возражений.

Из представленного суду уставных и учредительных документов: Устава общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» (ООО «Мамский аэропорт»), утв. Общим собранием участников, согласно протокола №1 от 07.10.2005г., с изменениями, утвержденными протоколом №7 от 11.11.2009г. (л.д.6-13), свидетельства о государственной регистрации №1053802018676 от 27.10.2005г. (л.д.5), судом с достоверностью установлено и не оспаривается участниками процесса, что ООО «Мамский аэропорт» создано по решению общего собрания учредителей, с правами юридического лица. Основными видами деятельности ООО «Мамский аэропорт» является обслуживание воздушных судов, выполняющих полеты в зоне ответственности аэродрома: управление воздушным движением в зоне ответственности; прием и выпуск воздушных судов на аэродроме; радиотехническое обеспечение полетов в зоне ответственности; инспекторский контроль по безопасности полетов в зоне ответственности (п. 2.2.1 Устава).

Как предусмотрено Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности (ч.1 ВК РФ).

В соответствии с ч.3. ст.8 Воздушного Кодекса РФ, обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами.

Согласно Федеральных авиационных правил "Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения", утв. приказом Федеральной аэронавигационной службы от 26 ноября 2007 г. N 116 (далее - Правила) объекты Единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД), подлежат обязательной сертификации и включают объекты обслуживания воздушного движения и объекты радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи (п.1.2 Правил). Согласно пункту 3 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации объекты Единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации (п.1.4 Правил).

Из представленных суду: письма генерального директора ООО «Мамский аэропорт» ФИО2 №27 от 23.01.2012г. (л.д.14), сообщения руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта №1.36-61 от 23.01.2012г. (л.д.15), материалов контролирующих органов (л.д.16-37), следует, что ООО «Мамский аэропорт» осуществляет свою деятельность по организации воздушного движения в отсутствии сертификата на обслуживание воздушного движения и радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродрома Мама.

Суд принимает во внимание, что представителем ответчика не оспаривается факт осуществления ООО «Мамский аэропорт» своей деятельности в отсутствии сертификата по ОрВД. Доказательств наличия права на осуществление деятельности по организации воздушного движения в отсутствии сертификата по ОрВД ответчик суду не представил.

Доводы ответчика о том, что ООО «Мамский аэропорт» предпринимаются меры к получению сертификата по ОрВД и представленные в обоснование данных доводов документы (л.д. 43-96), суд находит заслуживающим внимания, однако, данное обстоятельство не является основанием для признания осуществляемой ответчиком деятельность по организации воздушного движения законной.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что ООО «Мамский аэропорт» в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, а также в нарушение Федеральных авиационных правил, а, следовательно, незаконно, осуществляет деятельность по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия.

Рассматривая требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора о понуждении общество с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» получить сертификат соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов, суд учитывает, что нормами п. 1 ст. 8 Воздушного Кодекса РФ установлен перечень физических и юридических лиц, а также объектов (авиационной техники, сооружений и др.), подлежащих обязательной сертификации, т.е. подтверждению их соответствия установленным государством требованиям к безопасности полетов или авиационной безопасности. Соответственно, не имея сертификата на право ведения деятельности, подлежащей обязательной сертификации, ООО «Мамский аэропорт» не вправе заниматься этой деятельностью, но вправе самостоятельно решать вопросы получения или неполучения сертификата. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора о понуждении ООО «Мамский аэропорт» получить сертификат соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов, являются не законными и удовлетворению не подлежат.

Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ООО «Мамский аэропорт» в соответствии со ст. 103 ГК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, в размере, предусмотренном подпунктом 3 п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» удовлетворить частично.

Принять признание обществом с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» исковых требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора и признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» в части осуществления деятельности по обслуживанию воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов в отсутствие соответствующего сертификата соответствия.

В удовлетворении исковых требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора о понуждении общество с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» получить сертификат соответствия на обслуживание воздушного движения и радиотехническому обеспечению полетов, отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 июля 2012 года.

Судья /Зверев П.С./

Копия верна: судья Зверев П.С.