Дело № 2-70/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года город Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,
при секретаре Олиховой Н. Н.,
с участием представителя заявителя – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Назаровой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о возложении обязанности по установке оборудования на территории и в помещении учреждения,
установил:
Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать Кувшиновский филиал Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с требованиями пунктов 16, 17.1, 20 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376, а именно:
- обеспечить на территории парковки для автомобильного транспорта посетителей Кувшиновского филиала Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» места для специальных автотранспортных средств инвалидов;
- обеспечить помещение в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором осуществляется хранение документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, металлическими несгораемыми шкафами с надёжным запорным устройством и креплением их к строительным конструкциям или сейфов не ниже I класса устойчивости к взлому согласноГОСТ Р 50862-2012;
- установить в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» защищённый канал связи, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации, обеспечивающий функционирование информационной системы, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Кувшиновским филиалом Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 2 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пп. 8, 10, 16, 17, 17.1, 20, 32, 33 и 34 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376). В ходе проверки 19 февраля 2018 года установлено, что в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»: отсутствует защищённый канал связи, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации, обеспечивающий функционирование информационной системы, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»; на территории парковки для автомобильного транспорта посетителей отсутствуют места для специальных автотранспортных средств инвалидов; в помещении, в котором осуществляется хранение документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, отсутствуют металлические несгораемые шкафы с надёжным запорным устройством и креплением их к строительным конструкциям или сейфов не ниже I класса устойчивости к взлому согласно ГОСТ Р 50862-2012. Прокурор обращается в суд с целью защиты законных прав и интересов неопределённого круга лиц, так как круг лиц, которые могут обратиться в Кувшиновский филиал Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» за получением государственных и муниципальных услуг, определить не представляется возможным.
В процессе судебного разбирательства представителем заявителя (прокурором) представлено заявление об отказе от исковых требований в части, касающейся возложения на ответчика обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать Кувшиновский филиал Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с требованиями пункта 16 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376, а именно – обеспечить на территории парковки для автомобильного транспорта посетителей Кувшиновского филиала Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» места для специальных автотранспортных средств инвалидов. Определением Кувшиновского районного суда Тверской области от 12 апреля 2017 года принят частичный отказ прокурора от иска, производство по настоящему делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель заявителя Назарова А. В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик – Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» – своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал посредством телефонограммы о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т. 1, л. д. 245). Ранее (в судебных заседаниях, состоявшихся 16 и 30 марта 2018 года) представитель ответчика ФИО1 согласился с исковыми требованиями частично – в части, касающейся оборудования защищённого канала связи. Поскольку ответчик извещён надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Также упомянутым ответчиком представлен в суд отзыв (т. 1, л. д. 52-53), в котором указано, что Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» исковые требования признаёт частично. В многофункциональном центре обеспечивается надлежащее хранение документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг. Помещение в многофункциональном центре, в котором осуществляется хранение указанных документов, должно отвечать следующим требованиям: наличие металлических несгораемых шкафов с надёжным запорным устройством и креплением к их строительным конструкциям или сейфов не ниже I класса устойчивости к взлому согласно ГОСТ Р 50862-2012 (при этом ключи от шкафов или сейфов должны храниться у ответственного лица вне помещения, в котором размещаются указанные шкафы или сейфы). Указанные требования выполнены в полном объёме. Кувшиновский филиал обеспечен сейфом КЗ-054. Этот взломостойкий сейф имеет класс взломостойкости Н0, комплектуется ключевыми замками (механическим кодовым, электромеханическим и кодовыми). Стенки сейфа состоят из внутреннего и внешнего металлических листов, между которыми находится специальный бетон с наполнителями. Наружная дверь сейфа оборудована хромированным ригельным механизмом. Сейф покрашен прочной полимерной краской (цвет – серый). В многофункциональном центре организуется не менее одного канала связи, защищённого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации. Каналы связи обеспечивают функционирование электронной системы управления очередью, отдельной телефонной линии либо центра телефонного обслуживания, а также информационных систем, используемых многофункциональным центром в своей деятельности, включая автоматизированную информационную систему многофункционального центра. Учреждение выносит вопросы финансирования мероприятий по оснащению (дооснащению) автоматизированных рабочих мест средствами защиты информации на бюджетную комиссию под председательством Губернатора Тверской области. При поступлении денежных средств на счёт учреждения на данные мероприятия защищённые каналы связи будут установлены.
Третье лицо – Министерство экономического развития Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд отзыв (т. 1, л. <...>), в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, не поддерживает исковые требования, а также (в случае, если суд посчитает необходимым согласиться с иском) просит отсрочить исполнение решения суда на срок 6 месяцев. Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо – Правительство Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т. 1, л. д. 103-104). Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо – Муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и вынесении решения на усмотрение суда (т. 1, л. <...>). Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица – Администрация Кувшиновского района и Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» – своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представили. Поскольку упомянутые третьи лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 февраля 2018 года (т. 1, л. д. 20-23) Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (адрес по месту нахождения: <адрес>) зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 22 марта 2010 года, является действующим юридическим лицом, имеет 36 филиалов, в том числе Кувшиновский филиал, находящийся по адресу: <адрес>
Из акта проверки от 19 февраля 2018 года (т. 1, л. д. 13) усматривается, что в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»: отсутствует защищённый канал связи, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации, обеспечивающий функционирование информационной системы, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»; в помещении, в котором осуществляется хранение документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, отсутствуют металлические несгораемые шкафы с надёжным запорным устройством и креплением их к строительным конструкциям или сейфов не ниже I класса устойчивости к взлому согласно ГОСТ Р 50862-2012.
Из акта осмотра от 28 марта 2018 года (т. 1, л. д. 232-233) усматривается, что в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствуют металлические несгораемые шкафы с надёжным запорным устройством и креплением их к строительным конструкциям или сейфы не ниже I класса устойчивости к взлому согласно ГОСТ Р 50862-2012. В помещении имеются два сейфа серии «КЗ», которые имеют нулевой класс устойчивости к взлому.
Из договора безвозмездного пользования (ссуды) от 1 октября 2015 года и дополнительного соглашения к нему от 23 декабря 2016 года (т. 1, л. д. 90-102) усматривается, что Комитет по управлению имуществом Кувшиновского района (ссудодатель) предоставил в безвозмездное пользование Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ссудополучателю) нежилое помещение (расположенное по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> квадратных метров, под уставные цели.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Согласно п. 17.1 (в том числе подп. «в») и п. 20 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376, в многофункциональном центре обеспечивается надлежащее хранение документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна». Помещение в многофункциональном центре, в котором осуществляется хранение указанных документов, должно отвечать следующим требованиям, в частности: наличие металлических несгораемых шкафов с надёжным запорным устройством и креплением их к строительным конструкциям или сейфов не ниже I класса устойчивости к взлому согласно ГОСТ Р 50862-2012. При этом ключи от шкафов или сейфов должны храниться у ответственного лица вне помещения, в котором размещаются указанные шкафы или сейфы. В многофункциональном центре организуется не менее одного канала связи, защищённого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации. Каналы связи обеспечивают функционирование электронной системы управления очередью, отдельной телефонной линии либо центра телефонного обслуживания, а также информационных систем, используемых многофункциональным центром в своей деятельности, включая автоматизированную информационную систему многофункционального центра.
В соответствии с п. 4.2.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50862-2012 «Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 года № 1031-ст, взломостойкие сейфы (отдельно стоящие и встраиваемые) в зависимости от величины сопротивления защитной структуры к воздействию инструментом с определёнными параметрами подразделяют на классы устойчивости к взлому: 0, I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.
Судом с достоверностью установлено, что в помещении Кувшиновского филиала Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствует оборудование для хранения документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, предусмотренного подп. «в» п. 17.1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376, а также не организован защищённый канал связи в соответствии с требованиями п. 20 упомянутых Правил.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан, круг которых персонально определить невозможно, на обеспечение надлежащего предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, исковые требования прокурора соответствуют закону, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнений сторон, а также требований разумности и справедливости, считает возможным установить срок исполнения ответчиком обязанности по установке оборудования в помещении учреждения продолжительностью 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Поскольку прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по настоящему делу на основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ и подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, которая зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ). Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и законных интересов неопределённого круга физических лиц. Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера составляет для физических лиц 300 рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (основной государственный регистрационный номер №, идентификационный номер налогоплательщика № в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить в помещении Кувшиновского филиала Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (находящемся по адресу: <адрес>):
- наличие оборудования для хранения документов, являющихся результатами предоставления государственных услуг, предусмотренного подпунктом «в» пункта 17.1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376;
- организацию защищённого канала связи в соответствии с требованиями пункта 20 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376.
Взыскать с Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (основной государственный регистрационный номер №, идентификационный номер налогоплательщика № государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход соответствующего бюджета в соответствии с нормативами зачисления налоговых доходов бюджетов, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С. А. Кулаков
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2018 года.
Судья С. А. Кулаков