ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-70/2021 от 05.04.2021 Карагинского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-70/2021

УИД 82RS0003-01-2021-000039-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Оссора Карагинского района Камчатского края 5 апреля 2021 г.

Судья Карагинского районного суда Камчатского края Этенко Г.Ю.

при секретаре Дольчук А.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,

представителя ответчиков – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Карагинского района к администрации Карагинского муниципального района и Управлению по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2021 г. провести инвентаризацию бесхозяйного имущества коммунальной инфраструктуры, расположенного в границах муниципального образования сельского поселения «п.Оссора» и в срок до 1 мая 2022 г. зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты электросетевого имущества,

УСТАНОВИЛ :

И.о. прокурора Карагинского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Карагинского муниципального района и Управление по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» в срок до 1 сентября 2021 г. провести инвентаризацию бесхозяйного имущества коммунальной инфраструктуры, расположенного в границах муниципального образования сельского поселения «п.Оссора» и в срок до 1 мая 2022 г. зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты электросетевого имущества.

И.о. главы Карагинского муниципального района в письменном отзыве на исковое заявление требований не признала и указала, что в соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона «Об электроэнергетике» бремя содержания бесхозяйственных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Ответственность за надёжность обеспечения электрической энергией и её качество перед потребителями, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального поселения относится организация электроснабжения населения. К указанным в исковом заявлении линиям не подключены многоквартирные дома, т.е. они являются предметом спора двух юридических лиц – АО «Оссора» и АО «ЮЭСК». В силу п.5 ст.8 Федерального закона «Об элетроэнергетике» качество электроэнергии, получаемое АО «Оссора», не должно зависеть о того, имеют ли воздушные линии собственника или нет. АО «ЮЭСК» отказывается принимать указанные объекты на баланс и в случае удовлетворения иска муниципалитет будет тратить финансы на содержание объектов, а АО «ЮЭСК» получать прибыль от торговли электроэнергией через объекты муниципалитета. Указанные в исковом заявлении электрические сети эксплуатируются АО «ЮЭСК» длительное время, а потому оно самостоятельно вправе оформить право собственности.

Руководитель Управления по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» в письменном отзыве на исковое заявление требований не признал, просил их оставить без удовлетворения, и указал, что решением Совета депутатов МО ГП «п.Оссора» №24 от 26 декабря 2017 г. утверждено Положение о порядке формирования бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета. В соответствии с п.1.4 этого Положения оформлением документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Карагинского муниципального района, постановку на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятие их в муниципальную собственность осуществляет администрация Карагинского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ, а потому Управление по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» по заявленным в иске требованиям является ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к Управлению по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» в части регистрации права муниципальной собственности на объекты электросетевого имущества и изменил исковое требование в части возложения на ответчиков обязанности в срок до 1 сентября 2021 г. провести инвентаризацию бесхозяйного имущества коммунальной инфраструктуры, просив возложить на них обязанность в тот же срок провести инвентаризацию бесхозяйного имущества электросетевой инфраструктуры.

Представитель ответчиков ни первоначальных, ни скорректированных в судебном заседании исковых требований не признала и дала пояснения, аналогичные письменным пояснениям ответчиков.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ст.8 ГК РФ гласит, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

вследствие причинения вреда другому лицу;

вследствие неосновательного обогащения;

вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Юридически значимым обстоятельством дела является установление обязанности ответчиков исполнять действия, требуемых от них прокурором.

На основании приведённых законодательных положений наличие у ответчиков обязанности проведения инвентаризации бесхозяйного имущества электросетевой инфраструктуры подлежит доказыванию прокурором.

Представленные прокурором письменные доказательства, приложенные к исковому заявлению, доказывают лишь наличие некоторых объектов, при помощи которых подаётся электроэнергия, являющихся бесхозяйными, с чем ответчики не спорили. Но эти доказательства не свидетельствуют об обязанности ответчиков администрации Карагинского муниципального района проводить инвентаризацию бесхозяйного имущества. Юридического обоснования обязанности проведения ответчиками инвентаризации в исковом заявлении и приложенных к нему материалах, нет. Не приведено такое обоснование и в судебном заседании. Суду не представлено доказательств заключения ответчиками какого-либо договора, обязывающего их или одного из них проводить инвентаризацию. Не находит суд такой обязанности ответчиков и в силу какого-либо закона.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального поселения относится организация электроснабжения населения. Суду также не представлено доказательств неисполнения ответчиками этой обязанности. Население п.Оссора электричеством снабжается бесперебойно, случающиеся аварии ликвидируются своевременно. Иных обстоятельств суду не заявлено, доказательств не представлено.

Одновременно суд полагает справедливыми возражения, изложенные в письменном отзыве и.о. главы Карагинского муниципального района на иск.

Ссылка прокурора в исковом заявлении на нормы Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» является необоснованной ввиду следующего. Как следует из ст.1 этого закона, он устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. Как видно, каких-либо полномочий органам местного самоуправления данный закон не предоставляет, если только они не являются собственниками или иными законными владельцами объектов топливно-энергетического комплекса. Однако предметом исследования настоящего дела является бесхозяйное имущество.

Обосновывая требование к администрации Карагинского муниципального района зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты электросетевого имущества, прокурор сослался на ст.225 ГК РФ, регулирующую правовое положение бесхозяйных вещей и порядок принятия их в собственность. В исковом заявлении правильно указано, что только орган местного самоуправления имеет полномочия на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Однако ст.225 ГК РФ не обязывает орган местного самоуправления обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в целях обращения такого имущества в свою собственность. Формулировка абз.2 п.3 ст.225 ГК («по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь») предоставляет органу местного самоуправления только право этого, но не возлагает обязанность.

При таких обстоятельствах, установленных по делу, суд не видит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

исковое заявление и.о. прокурора Карагинского района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 9 апреля 2021 г.

Судья Этенко Г.Ю.